Все новости
Экономика
29 Марта 2012, 10:22

Навели порядок вчетвером

Небольшому ТСЖ удалось решить проблемы, с которыми годами не справлялась управляющая компания

Евгений Сайфаталов: после ревизии всех систем и в квартирах теплее стало, и расходы снизились.
Евгений Сайфаталов: после ревизии всех систем и в квартирах теплее стало, и расходы снизились.
Растущая задолженность жилищных организаций перед ресурсоснабжающими — федеральная проблема. Суммы, которых недосчитались поставщики энергоресурсов в нашей стране, исчисляются сотнями миллиардов рублей. Переломить ситуацию, по мнению энергетиков, возможно только при взаимодействии федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов, энергокомпаний и других участников рынка. Ведь на кону — бесперебойное обеспечение коммунальными услугами миллионов граждан... Пока прорабатываются системные механизмы решения проблемы, ситуация подсказывает свои варианты. Один из них можно проследить на примере двух жилищных организаций Благовещенска — управляющей компании «Жилкомсервис» и товарищества собственников жилья «Седова, 118 и другие».
Руководство сменилось — долги остались

ООО «Жилкомсервис» (ЖКС), организованное в 2008 году, сегодня является крупнейшим жилищно-коммунальным предприятием Благовещенска. В его ведении 96% всего жилищного фонда города, это около 360 тыс. квадратных метров. С момента своего создания и до сегодняшнего дня компания «копит» долги. На начало марта задолженность за тепловую энергию перед ОАО «Башкирэнерго» и его дочерним предприятием ООО «БашРТС» превысила 23 млн рублей, за горячую воду — 14 млн рублей. Два года назад сменилось руководство предприятия, однако задолженность продолжает расти.

Начальник Благовещенского РТС Игорь Мамаев причину задолженности видит в отсутствии грамотной эксплуатации внутридомовых систем отопления, организации учета и контроля за потреблением. Энергосберегающие и энергоэффективные технологии в управляемых домах также не применяются. Руководство компании сетует на отсутствие квалифицированного персонала и недостаточность финансовых средств. Однако как показал опыт вышедшего из состава ЖКС товарищества собственников жилья «Седова, 118 и другие», дело тут далеко не в этом.

Сотрудники РТС в помощи жилищникам не отказывают, готовы обучать специалистов управляющей организации, но встречный интерес отсутствует. Пытались помочь и в снижении энергозатрат: замеры выявили значительное несоответствие между заявленной нагрузкой и реальным потреблением тепла. После наладки и регулировки расход теплоносителя снизился аж на треть. Но, к сожалению, управляющая компания всех рекомендаций не выполнила, начатые работы до конца не довела, поэтому добиться каких-либо существенных результатов не удалось. Как бы парадоксально это ни было, большие расходы руководство ЖКС, видимо, устраивают.

Взяли дела в свои руки — решили проблемы

Совершенно противоположна ситуация в ТСЖ «Седова, 118 и другие». Устав от бездействия управляющей компании, не видя прозрачности расходов, жители многоквартирного дома в марте прошлого года на общем собрании приняли решение выйти из состава «Жилкомсервиса» и создать товарищество. Председателем избрали Евгения Сайфаталова — человека деятельного и ответственного. Первым делом он наладил тесный контакт с поставщиками энергоресурсов, заключив с ними соответствующие договора. За короткие летние месяцы ТСЖ, в чьем постоянном штате числится всего четыре человека, успело полноценно подготовиться к отопительному периоду.

Выбрав подрядные организации и заключив с ними договора, новоиспеченный директор ТСЖ провел полную ревизию системы центрального отопления и горячего водоснабжения (ГВС). Заменил перемычки, старые радиаторы отопления, где было необходимо, поменял на новые — энергоэффективные. Была промыта и опрессованна система теплопотребления, установлены приборы учета, утеплен подвал, покрыты изоляцией трубы теплоносителя, металлические трубы заменены на полипропиленовые. В результате Сайфаталову удалось организовать полный учет тепловой энергии и ГВС. Регулировка внутридомовой системы отопления, которую помогли провести специалисты РТС, дала существенное снижение энергопотребления теплоносителя, а качество и надежность теплоснабжения при этом повысились. В прежние годы жильцы первого этажа часто жаловались на холодные батареи, теперь же эта проблема полностью устранена — во всех квартирах тепло.

Оценить эффективность работы товарищества можно сравнив этот дом с соседним — домом № 120, который построен по тому же проекту. Обслуживает его «Жилкомсервис». По показаниям прибора учета в месяц потребление тепла по этому дому составляет 219 Гкал, в то время как у «Седова, 118 и другие» — всего 117 Гкал. При этом жители первого дома жалуются на холод в квартирах... Кстати, снижение потребления позволило снизить и платежи за тепловую энергию и ГВС. Экономия денег дает возможность товариществу вовремя рассчитываться со всеми предприятиями, благоустраивать двор. К марту этого года ТСЖ подошло не только без долгов, но и с хорошей экономией средств.

Вопрос напрашивается сам собой: что мешает «Жилкомсервису», да и многим другим управляющим компаниям, организовать работу на таком уровне? Почему одному человеку удалось устранить все проблемы, а большая компания годами не может к ним подступиться? Конечно, год самостоятельного домоведения — срок не такой уж большой. Но тот факт, что деятельный председатель ТСЖ «Седова, 118 и другие», не имевший прежде опыта работы в жилищно-коммунальной сфере, смог за короткое время наладить дела, говорит о новом явлении: набирает обороты современная форма управления собственностью, появляются другие взаимоотношения между потребителем и производителем. Формируется новый тип собственника: неравнодушного к тому, как и где он живет. И чем раньше это поймут в управляющих компаниях, тем больше у них будет шансов выжить в условиях нарастающей конкуренции.
Читайте нас: