Все новости
Экономика
27 Марта 2012, 02:42

Лес. Тур. Мёд

Три главные проблемы Бурзяна могут стать точками роста

Без новых инвестиций в «Мурат Тугай» будут потеряны уже «закопанные» десятки миллионов рублей.
Без новых инвестиций в «Мурат Тугай» будут потеряны уже «закопанные» десятки миллионов рублей.
В Бурзянском районе слово «самый» легко пристроить ко всему, чего не касался человек. Это единственное место в Европе, где сохранилось бортничество. Тут невероятно красивая горная и лесная природа, поэтому не случайно Бурзянский район — первый и последний муниципалитет в России, на территории которого расположены сразу несколько особо охраняемых государственных заповедников федерального значения общей площадью 90 тысяч гектаров. Это его сокровища и проклятие одновременно.
В минувшую субботу президент Башкортостана Рустэм Хамитов в ходе рабочей поездки посетил Бурзянский район и провел совещание по социально-экономическому развитию территории. Рано или поздно такие совещания пройдут во всех муниципалитетах республики.

Туристический кемпинг «Мурат Тугай» — одна из «проблемных точек» района. Громкий проект первого звена из цепи 20 комфортабельных стоянок по течению реки Белой был за рекордные полтора месяца поднят с «нуля» летом 2010-го — 14 коттеджей, столовая, баня, административный домик. Торжественно отметили первые постройки, потратили 37 миллионов бюджетных рублей, потом они кончились, и стройка встала. С тех пор вся эта «красота», разместившаяся на немалом куске земли, стоит в окружении великолепных гор, на соседнем участке федерального заповедника «Шульган-Таш».

К приезду президента расчистили проход с дороги к нескольким зданиям. Внутри есть сантехника, в столовой — полный набор посуды и даже салфетки. Нет главного — канализации, водопровода, отопления, электричества, мебели. Без этих «удобств» «Мурат Тугай» чуть привлекательнее обычной палатки, которых здесь вдоль реки тысячами расставляют паломники к пещере и те, кто приезжает на речной сплав.

По расчищенной дороге пожаловали хозяева соседних заповедников — республиканского национального природного парка и федерального заповедника «Шульган-Таш». С печальной завистью цокали языками и рассуждали о том, как бы использовать потенциал кемпинга.

— Тут в сезон только зарегистрированных туристов бывает больше 30 тысяч. В основном — «дикари». Местность буквально задыхается от нагрузки, когда вся эта масса людей располагается пусть даже на короткий отдых. А этой стройкой им вполовину урезали место для стоянок. Может быть, начать стоило хотя бы с десятка биотуалетов на берегу? — спрашивает нас директор ФБГУ «Заповедник «Шульган-Таш» Михаил Косарев. — Вероятно, стоит подумать над тем, чтобы в кемпинге развивать круглогодичный социальный туризм, ведь в межсезонье бывает мало гостей, даже в пещеру.

Похоже, что Косарев немного лукавит: с одной стороны, кемпинг станет ему прямым конкурентом, с другой — пропадает источник муниципального дохода. Вскоре знакомиться с турбазой приехал председатель Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Руслан Кинзикеев. Он обошел постройки и сразу начал строить планы.

Кемпинг «Мурат Тугай» находится в собственности муниципалитета Бурзянского района — редкая удача для территории, где львиная доля ресурсов — лес, земля (право решать, кому этим пользоваться) — находится в федеральной собственности. Но даже такое богатство не слишком радует местные власти — по нынешним ценам, на достройку туркемпинга требуется около 60 миллионов рублей. И надо еще так просчитать бизнес-план, чтобы цены на размещение в кемпинге не отбивали интерес «диких туристов», напротив — подкупали комфортом и доступностью. Словом, бросить невозможно, отдавать в чужие руки жалко, а без достройки — развалится или разворуют.

Можно сказать, что в ситуации вокруг кемпинга «Мурат Тугай», как в капле воды, отражается экономика Бурзянского района. Много возможностей и много ограничений, много желаний — мало сделанного. Об этом и говорил президент республики Рустэм Хамитов на совещании по перспективам развития района. Перед этим он навестил не только кемпинг, но и ветхую школу с интернатом в Новосубхангулово, а также фабрику «Бурзянлеспром».

— Я сам очень люблю этот район, бывал здесь минимум 50 раз: и во время сплавов, и во время работы министром природных ресурсов. Поэтому эту землю знаю, наша общая забота — сделать так, чтобы у района было хорошее, устойчивое будущее, — пожелал Рустэм Хамитов. — Нам надо найти с вами точки роста, какие-то свои изюминки.

На этом комплиментарное вступление закончилось, и начался детальный разбор тех потенциальных возможностей, которые район упускает год за годом. Президент с ходу предложил на выбор несколько вполне доходных проектов в каждом из узловых направлений — в туризме, лесопереработке, животноводстве и пчеловодстве. Это именно те отрасли, которые могут быть успешны в Бурзяне. Причем тут же, на листке бумаги, глава республики подсчитал упущенную выгоду по каждому из направлений.

В лесопереработке за весь прошлый год район заготовил 30 тысяч кубометров необработанной древесины при расчетной лесосеке до полумиллиона кубометров. Едва ли двадцатая часть от возможного. Минус 70 миллионов рублей мимо районного бюджета. Это еще не учитывая нелегальную лесозаготовку.

— Вас натурально грабят, — резюмировал президент. — С кубометра официально заготовленной в районе древесины муниципалитет получает 40 рублей, а сколько он стоит на рынке?

Производство бортевого меда также не блещет успехами. На фоне дикого спроса на продукт бурзянской пчелы в районе зарегистрировано чуть более пяти тысяч пчелосемей при емкости порядка 50 — 70 тысяч. Отнимаем еще несколько миллионов реальных рублей.

Про туризм и так все понятно. Если бы каждый гость оставил в бюджете Бурзяна по 200 рублей, получилось бы за сезон 6 миллионов как минимум. Пройдясь по проблемам района в стиле патриотической бизнес-сессии, президент передал слово представителям правительства республики и руководству района.

Однако то, что легко слушать из уст руководства региона, вероятно, вовсе не выглядело таким перспективным в глазах приглашенных к участию в совещании первых лиц муниципалитета. Прежде всего потребуется научиться лавировать между ограничениями, налагаемыми федеральным и региональным законодательством в плане распоряжения ресурсами. Поэтому сразу требовать невозможного не стал и президент Башкортостана, видимо, уловив витающий в воздухе сдержанный пессимизм.

Да, кстати, интернат при школе в Новосубхангулово, видимо, все-таки возведут заново. А туркемпинг «Мурат Тугай» достроят: раз уж завидующих больше, чем скептиков, — дело будет стоящее.
Читайте нас: