Все новости
Экономика
17 Февраля 2012, 11:07

По проспекту Октября пойдёт скоростной трамвай?

Администрация столицы рассматривает проект строительства надземной монорельсовой дороги

Пример перед глазами — московский монорельс.
Пример перед глазами — московский монорельс.
О проекте строительства в Уфе линии скоростного трамвая — надземного монорельсового транспорта — глава администрации города Ирек Ялалов упомянул на встрече с журналистами, состоявшейся в конце января. При этом сити-менеджер подчеркнул, что такое решение транспортной проблемы столицы обойдется намного дешевле, чем сооружение и содержание метро.

Электротранспорт: из прошлого в будущее

Если заглянуть в историю вопроса, то до 2008 года северную и южную части столицы связывала трамвайная линия (правда, обычная). Потом, чтобы разгрузить проспект Октября, ее убрали. В результате трамвайная сеть оказалась разорванной на две части и стала значительно короче, что, безусловно, снизило ее эффективность.

Исчезновение с проспекта трамваев возместили за счет увеличения количества троллейбусов. Однако «рогатые» ездят по той же дороге, что и автомобили, и в случае пробок положения не спасают. Поэтому вопрос «внедорожного» транспорта так и остался открытым.

С тех пор озвучивалось несколько проектов. Один из них — сооружение линии скоростного трамвая, который ходил бы по улице Блюхера. Другой — использование для внутригородских сообщений, при создании соответствующей инфраструктуры, железной дороги.

И вот новый, еще более смелый проект. Суть его в том, что вдоль проспекта Октября будет сооружена эстакада, по которой и будет двигаться скоростной трамвай. Если принимать во внимание пробки, то это идеальное транспортное средство, движению которого ничто не мешает, оно будет прерываться только остановками.
По словам И. Ялалова, построить такое сооружение, при соответствующих инвестициях (на возведение дороги потребуется от 8 до 15 млрд рублей), можно за пять лет.
Для России «надземка» — чудо

В принципе, надземный скоростной трамвай в мире не новость, его линии можно увидеть в десятках стран мира. Но в России он пока не прижился. Живьем монорельсовую дорогу можно увидеть в Москве, проект по ее сооружению реализуется в Санкт-Петербурге.

Московский монорельс был открыт в 2004 году. Дорога протяженностью 4,7 км проходит по эстакаде высотой от 4 до 6 метров и соединяет станцию метро «Тимирязевская» с улицей Сергея Эйзенштейна. Линия проложена через «исторические» места — Останкинскую телебашню и ВДНХ. На ней шесть станций, каждая из которых оборудована платформой, эскалаторами и лифтами для инвалидов. Трамвай, или, правильнее сказать, поезд, состоит из шести небольших вагончиков общей вместимостью 200 человек. Максимальная скорость такого поезда 60 км/ч, однако реально он идет гораздо медленнее. Он просто не успевает разогнаться и вынужден притормаживать, подъезжая по кривой к очередной станции.

Если нужны личные впечатления от знакомства с этой дорогой, то выглядит она эффектно и даже красиво. Но народу на станциях и в самом поезде мало, может, из-за малой протяженности линии. Билет между тем стоит как в метро — 28 рублей. На монорельс любят «подивиться» гости Москвы, но многие из коренных москвичей ею никогда не пользовались. В общем, дорога эта скорее выглядит как «чудо», а не как полноценный транспорт. На сегодня, если верить интернету, она перевозит 11 тыс. пассажиров в сутки и страшно убыточна.

Реализацию проекта «Надземный экспресс» в Санкт-Петербурге планировалось начать в 2011 году, пустить первый участок в 2013 — 2014 годах. Однако на сегодня работа по нему приостановлена из-за неувязок с финансированием. Вполне возможно, что на монорельсовой дороге поставят крест и отдадут предпочтение проекту типа московского «Аэроэкспресса», представляющего собой скоростную электричку.

Фантастика или реальность?

Возвращаясь к уфимскому проекту, заметим, что при его реализации может возникнуть немало вопросов. Во-первых, проспект достаточно узок, и скоростные трамваи будут носиться прямо перед окнами жителей домов. Вряд ли они будут счастливы от этого.

Другой момент — шум. Правда, сторонники проекта заверяют, что от надземного экспресса уровень шума в несколько раз ниже, чем от потока автомобилей. Этому способствуют особая конструкция опор эстакады, бесстыковой путь, шумопоглощающие прокладки, на которые уложены рельсы, защитные экраны вдоль трассы. Все эти тонкости учтены в технологиях, применяемых в европейских и других странах.

Эстакада расположится посередине проезжей части, а значит, ее опоры закроют для движения одну или две полосы. По этой причине чаще всего монорельсовые дороги располагают вне автомобильной дороги, а не над ней.

Нужно хорошо представлять и проблемы, которые возникнут во время строительства — придется перекрывать проспект Октября, в окрестных домах, увы, неновых, возможно, появятся трещины.

И последнее, что пугает обывателя, — будущий облик проспекта, наполовину загороженного эстакадой, с надземными тоннелями, соединяющими станции монорельса с тротуарами. Не будет ли уфимская реальность напоминать поселение далекого будущего из какого-нибудь фантастического фильма?
Компетентный комментарий

Дамир МИРСАЯПОВ, главный архитектор проектов «Башкиргражданпроекта»:
— Такие проекты реализованы в Дубае, Японии, Китае, европейских странах. Это красивое решение проблемы, современный, практически бесшумный, безвредный транспорт. В Дубае надземное метро проходит через центр города, в Париже — на узких улицах на уровне окон, и его не слышно.

Проект достаточно аскетичен: Т-образная эстакада не помешает автомобильному движению, поскольку опоры разместятся посередине, на разделительной полосе. Кроме того, скоростной трамвай заменит значительную часть автобусов.
По поводу «слишком узкого» проспекта Октября. Проспект нуждается в комплексной реконструкции со сносом пятиэтажек и строительством современных зданий с хорошей звукоизоляцией, к примеру, застекленными галереями, в которых могут расположиться офисы.

Сооружение линии скоростного трамвая — это шаг вперед. Единственное опасение — чтобы на дороге не «сэкономили», используя дешевые материалы, «забывая» о шумопоглощающих прокладках или амортизаторах.

Альфия САРВАРОВА, главный специалист мастерской генплана Уфы:
— Это экологически чистый транспорт, самый перспективный в мире. В свое время электротранспорт в Уфе кончали, и это было ошибкой. Как раз когда с проспекта Октября убирали трамваи, в Уфе проходила конференция «Экополис», и один из ее участников, француз, так и сказал: «Вы повторяете наши ошибки».
Скоростной трамвай — это здорово. Современный, технологичный, бесшумный транспорт осовременит город, обогатит его облик. В пример могу привести Японию.

По европейским меркам, проспект Октября достаточно широк, при этом монорельсовая дорога не обязательно должна занимать центричное положение. Возможен несимметричный вариант. Тем более что архитектура проспекта подлежит коренному пересмотру: «хрущевки», которые когда-то помогли решить жилищную проблему, отжили свой век.

Нужно ли будет для строительства перекрывать проспект? Технологически реально обойтись и без этого.
Читайте нас: