Все новости
Экономика
27 Января 2012, 12:23

Поездка в Октябрьский — счастье, возвращение — испытание на прочность

Негативное впечатление порой складывается из-за частных недоработок

Построение перед штурмом. Объявление посадки — сигнал пассажирам для начала захвата.
Построение перед штурмом. Объявление посадки — сигнал пассажирам для начала захвата.
На предложение супруги отправиться в Октябрьский на маршрутке я отреагировал без особого энтузиазма — до поры до времени наличие собственного автомобиля избавляло меня от необходимости пользоваться общественным транспортом. Однако и личная автотехника имеет свойство ломаться, а потому ранним декабрьским утром мы уже стояли на туймазинском автовокзале.

Признаться, в последний раз на междугородном автобусе я ездил много лет назад. Но в памяти до сих пор свежи четырехчасовые поездки по маршруту Уфа — Туймазы на чадящем «Икарусе», как и вояжи в звенящих всеми внутренностями и грозящих развалиться на ходу «ретромобилях», курсирующих на пригородных маршрутах. Поэтому факт, что сегодня их сменили современные пассажирские «мерседесы» меня изрядно порадовал. Однако оптимизм был недолгим — его из меня в прямом смысле слова вышибла толпа юношей и девушек, пытавшихся штурмом взять маршрутку.

— Студенты, что с них взять, — миролюбиво пояснила стоявшая рядом старушка, которая даже не пыталась попасть в салон. — Сейчас они уедут на учебу, тогда и нам можно будет сесть без особых проблем.

После девяти часов мы, действительно, сумели заполучить сидячие места. Но, как говорил классик, «осадочек-то остался».

Сама поездка прошла без эксцессов: водитель не отвлекался от дороги, мягко притормаживал на подъездах к остановкам и вообще вел себя предельно профессионально. Иным было возвращение домой. Стоять на октябрьском автовокзале пришлось минут 40, еще дольше мы ехали обратно в просторном автобусе-«аквариуме». Причем, как только он хоть чуть-чуть разгонялся, по странному совпадению в кармане водителя звонил сотовый телефон. Управляя махиной одной рукой, он доставал трубку, сбрасывал скорость и принимался активно обсуждать какие-то проблемы с неведомым нам Иреком. О том вояже не стоило бы и рассказывать, если бы это был единичный случай. Но потом по долгу службы мне еще несколько раз потребовалось съездить в Октябрьский. И вот что отложилось в памяти.

Середина декабря. Вновь приятная поездка туда и отвратительная — обратно. В девятом часу вечера, отстояв томительные минуты на морозе, в числе первых счастливчиков попадаю в стылое чрево «Газели». Тот факт, что на этот раз со мной не было супруги, позволил мне лидировать при штурме автобуса. Правда, о своем успехе я вскоре пожалел — в салон набилось человек 40, не меньше. Подумалось: не дай Бог, случись даже небольшая авария, выбраться отсюда мне уже будет не суждено. И бодрые надписи над окнами вроде «В случае ДТП разбейте стекло молотком» оптимизма не прибавляли: как прикажете размахнуться в такой давке? Да тут сотовый телефон из кармана вытащить — и то подвиг. К тому же никакого молотка рядом с табличкой не наблюдалось.

Через пару дней вновь командировка в «самый западный город республики». Картина — один в один. Поездка из Туймазов — сказка. Вечернее возвращение из Октябрьского — мука: полутемный перрон, под табличкой «Туймазы» колышется людская масса. Люди бросаются к каждому подъезжающему автобусу, вовлекая во всеобщую истерию остальных. И, несолоно хлебавши, идут обратно. «Есть кто до Туймазов? — выныривает из темноты паренек, небрежно покручивая на пальце брелок с автомобильными ключами. — Поторопитесь, долго уговаривать не буду». Минут через 15 неподалеку от нас притормаживает «Газелька» с заляпанными грязью номерными знаками. Ее шофер обещает довезти в ту же сторону, но выставляет два условия: плата за проезд составит по полтиннику с носа (доехать официально стоит 30 рублей), однако если наберется менее десяти человек, он никуда не поедет. В результате первый предприимчивый водитель увел с собой пару потенциальных пассажиров, второй остался ни с чем.

Впрочем, не раз убеждался, что в большинстве случаев люди все-таки соглашаются на поездку с незнакомцем. И даже грозные плакаты, развешанные на автовокзалах, вроде: «Все еще доверяете случайному извозчику? По данным МВД РБ, в 2010 году в республике пропало без вести и было объявлено в розыск более двух тысяч человек, тысячи погибли или получили увечья в результате ДТП» мало кого останавливают. Да, жизнью дорожат все, но и мерзнуть на вокзале в ожидании автобуса, а затем ехать в тесноте и давке — не сахар.

Анализируя эти поездки, хочу сказать следующее: Туймазинское АТП, которое отвечает за движение автобусов в данном направлении, немало делает, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону (это подтвердили и многие мои попутчики, по словам которых за последние два-три года обслуживание на этом маршруте заметно улучшилось). Большинство водителей — настоящие профессионалы, в салонах автобусов чаще всего тепло и чисто. Но самое главное — с раннего утра и часов до шести вечера движение их напоминает смену патронов в барабане револьвера: как только один отъехал, на его место тут же становится следующий. Иная ситуация по окончании рабочего дня. В это время суток автобусы ходят довольно хаотично. Так что речь идет не о системных недочетах, а о частных недоработках. Чтобы их исправить, и нужно-то немного. А именно: чтобы водители всегда помнили: они отвечают за жизнь сидящих за их спинами пассажиров, а потому не должны отвлекаться от дороги. Следует также выпускать больше автобусов в часы пик и не забывать о том, что люди ездят по этому маршруту не только до, но и после шести часов вечера.

г. Туймазы.

Читайте нас: