Удивительно складываются иногда людские судьбы. Не захочешь, да позавидуешь.
Глава большого семейства Абдулла-агай вернулся с Русско-японской войны инвалидом. Круглый сирота, он вырос в доме своего зажиточного дяди. Поэтому и просватали за него дочь богатого селянина. Когда началось раскулачивание, заранее почувствовал приближающиеся неспокойные времена и добровольно все имущество сдал в колхоз. Поехал в Ильинку и устроился простым кучером в местную артель. Супруга его, Фахрниса-апай, дала жизнь 15 детям, удостоилась звания «Мать-героиня». Из них к началу войны в живых оставалось девять.
Провожая на фронт одного за другим шестерых своих сыновей, она горько причитала: «Видимо, детей растила для войны». Супруг успокаивал: «Не горюй, мать, вернутся наши солдаты-соколы с победой и орденами, не посрамят своего отца, старого воина». Так и случилось... Вот только самому Абдулле-агаю не суждено было их дождаться. Его не стало в 1943 году. А Фахрниса-апай прожила почти до ста лет. Как рассказывают внуки, была примером для них. Всегда сдержанная, спокойная, сильная духом. Даже когда ослепла, ни на что не жаловалась.
Согласитесь, случай с Гатауллиными действительно самый что ни на есть уникальный — с фронта вернулись все шестеро братьев. Только не думайте, что они отсиживались где-то в штабе или в тыловых частях — братья воевали на передовой.
Калимулла служил в пехоте на Ленинградском фронте. Из своего «максима» уложил не одного фрица. Чудом остался жив, был тяжело ранен, на лютом холоде обморозил ноги. После войны работал кучером.
Галимулла — кадровый офицер, еще в 30-е годы воевал в Узбекистане с басмачами. За храбрость был отмечен именными часами командования. Вернувшись в родные края, работал инструктором в местном отделении ОСОАВИАХИМа. Понятно, что на фронт его призвали одним из первых. Командовал кавалерийским эскадроном. Воевал в составе I и II Украинских фронтов. И тоже едва выжил, вернулся домой инвалидом. За проявленную храбрость награжден орденами Отечественной войны I и II степеней. После войны работал на руководящих должностях: инструктором райкома, председателем колхоза.
Габдрахим призвался в 1942 году. Служил связистом. Принимал участие в освобождении Польши, Чехословакии. Он один из тех, кто брал известные своей неприступностью Сандомирские укрепления. Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени. После войны трудился мастером в старательской артели, директором рыбзавода.
Рашит и Барый окончили военное училище и в звании лейтенантов начали свой боевой путь в 1941 году. Рашит — по линии химической защиты в танковых войсках, а Барый был зенитчиком.
О Рашите Абдулловиче хочется сказать подробнее. Человек он был уникальный. Служил начальником службы химической защиты полка танковых войск. Кавалер трех орденов Красной Звезды и трех орденов Отечественной войны. «Разные дороги выпадают человеку. Бывают они радостными, по ним шагать веселее. А чаще трудные, но и их можно пройти. Но дороги войны особые и трудны по-особому: каждая выбоина помнится до мельчайших деталей...» — писал он в своих воспоминаниях.
Еще будучи ребенком, Рашит говорил отцу: «Я непременно стану офицером». В десятилетнем возрасте сломал ногу, катаясь на коньках. Легкая хромота осталась на всю жизнь. Отец сказал тогда: «Все, сынок, не быть тебе офицером. Как школу закончишь, иди работать киномехаником». Но мальчишеская мечта, наверное, была слишком сильной. Уже в 20-летнем возрасте Рашит командовал батальоном. А в батальоне, как известно, около 800 человек...
Кстати, супруга его тоже была участником войны. Познакомились они в госпитале. Амина Галимовна выходила его, тяжелораненого, умирающего. Отдала одной старушке самое дорогое, что у нее было, — золотой перстень. Взамен бабушка поила Рашита целебным козьим молоком. Так и встал на ноги. Поженились они в победном 1945-м. Жаль только, Амина Галимовна прожила недолго. Умерла в 38 лет. Рашит Абдуллович дослужился до звания подполковника.
Барыя Гатауллина после окончания зенитного училища направили на передовую. Награжден орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней. Командовал полком ракетно-зенитных войск. Уйдя в отставку, жил в Прибалтике, в городе Паланга. Кстати, профессию военного выбрал и его сын Валерий.
Еще один уникальный момент, связанный с Гатауллиными. Габдрахиму и Барыю довелось встретиться на перекрестках фронтовых дорог. Габдрахим тянул линию связи на передовую. И тут до него дошло, что его кто-то окликает по имени. Каково же было его удивление, когда увидел перед собой родного брата Барыя. Сначала оба стояли как вкопанные, не веря своим глазам. Что тут скажешь — подарок судьбы.
Шестой из братьев, Рифкат Абдуллович, был 1925 года рождения. Призвался в июне 1943 года, 18 лет ему исполнилось уже на фронте. Кавалер орденов Славы III степени и Отечественной войны II степени. Предпоследний из братьев, сержант Рифкат Гатауллин был артиллеристом-наводчиком 76-миллиметровой пушки. Воевал на Украинском фронте. Принимал участие в освобождении Восточной Пруссии, Литвы, Эстонии, Польши.
Он был уверен, что решающую роль в разгроме гитлеровцев сыграли именно артиллеристы. Не будь наших «катюш», кто знает, как долго еще продолжалась бы война, считал он, и немножко жалел, что не довелось поработать на этих грозных боевых машинах — к ним допускали только специалистов особого ранга. Боевой орден Славы III степени получил за успешное форсирование реки Одер и занятие плацдарма. К сожалению, ему не суждено было добить врага в его логове. 19 марта 1945 года в Карпатах его тяжело ранило. Сначала лечился в одном из госпиталей в Баку, затем отправили в Кировобад. День Победы встретил в госпитале. И вот что интересно — ушел на фронт 10 июня и именно в этот день, ровно через два года, переступил порог родного дома.
Вернувшись инвалидом второй группы, мог бы и дома сидеть, но выбрал одну из самых тяжелых профессий — профессию горняка. 49 лет трудового стажа на родном Учалинском горно-обогатительном комбинате. За самоотверженный труд награжден медалью «За трудовую доблесть».
Седьмому из братьев, Камилю, не суждено было воевать. Он 1930 года рождения. Но и младший в семье не посрамил свою фамилию. Долгие годы проработал главным врачом Учалинской центральной городской больницы. Он заслуженный врач республики, почетный гражданин города Учалы и Учалинского района. К сожалению, и его уже нет.
...Я научилась никому не завидовать. Видимо, возраст и жизненный опыт берут свое. А вот Гатауллиным искренне позавидовала. Дедушка со стороны матери, родные братья отца — война у нашего рода отняла почти всю мужскую половину, так что как тут не позавидовать.
В свое время мне посчастливилось пообщаться с Рифкатом Абдулловичем. И вот что он ответил на это:
— Вы правы, мы — счастливчики. Вот у моей жены Сании на фронт ушли отец и пятеро братьев, так же, как и у нас, а вернулся лишь один, да и тот прожил недолго, — согласился он тогда. — Пятеро из нас были коммунистами, идейными ленинцами. Партбилет я до сих пор бережно храню. А родители — глубоко религиозные люди. Читали намазы, соблюдали посты. Ну что тут скажешь? На мой взгляд, куда важнее, как ты живешь, чисты ли твои помыслы. Мы старались всегда жить по совести. Еще в 1940 году я устроился учетчиком в артель старателей имени Ленина. От учетчика зависит, кому какую выработку напишут и кому сколько зарплаты достанется. Так вот, я всегда старался не обижать людей, даже больше писал, чем они отработали. Сколько лет прошло, а некоторые до сих пор благодарят. Кто знает, может, кого-то от голодной смерти спас, и его слова благодарности защитили меня от вражеской пули.
Ему было 85 лет, когда я с ним познакомилась. И не удержалась тогда, чтобы не спросить о секретах долголетия.
— Никогда никому не завидовал. Всегда старался жить по совести. Если душа спокойна, то и нервы спокойны, спишь хорошо, сердце не шалит. Не увлекался спиртным, не курил. Один раз только попробовал — и все, желание пропало. А еще всю жизнь трудился. Труд — самый хороший лекарь, — вот такой ответ услышала тогда от ветерана.
Из большой семьи Гатауллиных жива на сегодняшний день только одна из сестер — Флюра. Она живет в Кемерово, на пенсии. В свое время заведовала книжным магазином в городе шахтеров. А вот старшая из сестер, Мухтарама, всю жизнь прожила в Рысаево. Ее муж, кстати, погиб на фронте в боях за освобождение Украины. Она сохранила ему верность, так и не вышла замуж, одна воспитала двоих детей.
Учалинский район.