Все новости
День Победы
6 Мая , 13:15

Андрей ШИРЯЕВ: Я тоскую по работе...

Более 20 лет ветеран труда проводит в школах Башкирии уроки о мужестве

Александр Данилов  У Андрея Васильевича превосходная память и ораторский дар.
У Андрея Васильевича превосходная память и ораторский дар.Фото:Александр Данилов

Об Андрее Васильевиче я узнала — где бы вы думали? — в Доме молодежи. Он оказался самым возрастным «серебряным» волонтером республики. 93 года как-никак! Причем со своей основной работы, из Управления почтовой связи Башкирии, он ушел на заслуженный отдых только два года назад. А вести для ребят уроки о мужестве, как он сам их называет, продолжает до сих пор.

— Вот только приглашают в школы все реже — жалеют меня, — сетует ветеран. — Но я тоскую по работе. Когда прихожу после урока, доволен, напоен удовольствием от того, что дети слушают, что им интересно… Да что мы попусту говорим: давайте я проведу урок в школе, и вы сами все увидите.

Свидетель времени

Пока ученики уфимской 126-й школы готовятся к выступлению (ребята со своими педагогами Нурией Нагумановой и Эльвирой Казаковой организуют вступительную часть), я прошу Андрея Васильевича объяснить, почему его школьные визиты называются уроками о мужестве. Урок мужества — сочетание более привычное.

— Урок мужества — это когда ветеран рассказывает о себе, о своей жизни и свершениях, — охотно поясняет наш герой. — Урок о мужестве — о памятном событии, которое произошло на памяти свидетеля времени, это по сути урок истории. Я считаю, нужно называть вещи своими именами…

Андрей Васильевич в качестве тем для своих уроков выбирает дни воинской славы и памятные даты России. «Времен Очаковских и покоренья Крыма» он, конечно, не касается — это дело учителей-историков, а вот о том, что было уже при его жизни, чему были очевидцами его ровесники — друзья, знакомые, — рассказывает охотно. И в центре внимания, разумеется, Великая Отечественная война: Ленинградская блокада, битва за Москву, Сталинградская битва, День Победы. В плане, который он составил для себя и всех, кто хотел бы последовать его примеру, есть темы на каждый месяц.

— Сегодня это важная государственная и общественная задача. Одна из тех работ, о которых говорят: сделай срочно, сегодня, завтра может быть уже поздно, — убежден Андрей Васильевич.

Ожившая история

Урок начинается. Старшеклассники и учителя читают стихи, ребята помладше с портретами своих прадедов исполняют песни, посвященные войне и Великой Победе. Андрей Васильевич внимательно слушает, но вся его поза выражает ожидание — ему хочется поскорее начать свой рассказ, поделиться с ребятами знаниями и воспоминаниями.

И вот он оказывается перед двумя классами ребят, выдохнувших после своего выступления. На листочке ветеран набросал план урока, впрочем, пока говорит, ни разу в него не заглядывает — подводит зрение. Да это ему и не нужно. У Андрея Васильевича превосходная память, хорошо поставленная, эмоциональная речь.

Свой рассказ он сегодня ведет о Курской битве. Известные исторические факты перемежает свидетельствами участников сражений, с которыми когда-то беседовал самолично. Называет цифры, рассуждает о моделях военной техники, которую использовали наши и фашистские войска, вспоминает интересные случаи. И то, что ты раньше знал о войне, будто приобретает объем и наполняется звуками, ощущениями, болью…

— Андрей Васильевич всегда рассказывает какие-то интересные подробности об известных событиях, получается более живой разговор, — делится впечатлениями об уроке одиннад­цатиклассник Василий Новиков. — После таких рассказов я начинаю задумываться о том, насколько мужественными были люди в то время, насколько они готовы были пожертвовать собой ради великой цели.

— И информация запоминается легче, — добавляет его одноклассница Юлия Казакова. — Андрей Васильевич приходит к нам очень часто, и мы стараемся помогать учителям, сами ведем подобные мероприятия.

126-ю школу ветеран посещает уже около 15 лет, рассказала нам заместитель директора по воспитательной работе Винера Сидоренко. Обязательно — на 23 февраля и 9 мая. Уроки о мужестве проводятся здесь два-три раза в год абсолютно во всех классах.

— У меня самой оба деда погибли на войне, поэтому мне близка эта тема, — замечает Винера Рафиатовна. — Я уверена, что детям о тех событиях надо рассказывать подробно, ведь чем больше времени проходит с окончания Великой Отечественной, тем больше забывается. В школе мы создали Книгу памяти. По предложению Андрея Васильевича совмещали уроки о мужестве с уроками письма, писали письма ветеранам.

«Дар тут не нужен»

У Андрея Васильевича за годы работы со школьниками сложилась своя система. Впрочем, не строгая и законсервированная во времени, а живая, изменяющаяся. К урокам о мужестве со временем прибавились уроки письма — одноименную акцию в свое время запустила Почта России, где официально трудился ветеран. Для ребят такие спаренные уроки, убежден он, только на пользу: сначала прослушать лекцию, а потом ее законспектировать, закрепить услышанное, дополнить своими мыслями и чувствами — это старинная школьная традиция.

В 2017 году на Всероссийском форуме добровольцев России в Нижнем Новгороде Андрей Васильевич получил за свой проект звание лауреата второй степени.

Он старается проводить свои уроки во многих школах Уфы, был в 11 городах и 20 районах Башкирии. А со временем у него появилась идея привлечь к этой работе старшеклассников, чтобы она стала регулярной и всеохватывающей. «Старшие ребята, — подумал он, — сами могут проводить уроки о мужестве. Нужно лишь их немного направить». Это, по его мнению, сегодня самое перспективное направление работы.

Но кто же лучше проведет такие уроки, чем сами ветераны! И это давняя боль Андрея Васильевича.

— Мало кто из них идет в школу! Плохо выступить боятся, а подготовиться хорошо — ленятся. И ждут еще, когда позовут. А ты сначала сделай что-то, чтобы стать нужным!

— Наверное, не каждому дан такой ораторский дар, как вам, — предполагаю я.

— Дара тут никакого нет! Надо просто заниматься. Особенно сейчас, когда есть этот интернет окаянный, все там разжевано, только скомплектуй. Я только четыре класса школы окончить успел, а потом началась война. Потом уже пошел в школу рабочей молодежи, совмещая учебу с работой… И ничего, выступаю. Так что постоянно взываю к нашим «серебряным» волонтерам: проводите уроки! Это полезная и возможная работа. Это нужно для нашей молодежи. Давайте делиться своими знаниями, пока еще есть такая возможность. А школам желаю приглашать нас регулярно.

Праздник со слезами на глазах

22 июня 1941 года и в самом деле закрыло для 12-летнего деревенского паренька Андрея дорогу к школьной парте. Наверное, именно этим можно объяснить, что всю последующую жизнь он только и делал, что поглощал новые знания и не уставал — не устает и сегодня — делиться ими с людьми.

А тогда, в 1941-м, когда все мужчины ушли на фронт, Андрей устроился пастухом в колхоз имени Сталина. Но ему пришлось не только пасти скот, но и перевозить лес, убирать урожай, готовить махорку для солдат (семья отправляла посылки на фронт). Работа выматывала, и лишь одна мысль давала силы просыпаться каждое утро до зари: «Все для фронта! Все для победы!»

— Я горжусь, что принадлежу к тем людям, которые сделали половину победы! — говорит сегодня ветеран. — Работали мы и после войны — восстанавливали донельзя изношенное колхозное хозяйство.

С 1950 по 1953 год Андрей Ширяев добросовестно отслужил в Советской армии, где был комсоргом роты. После армии работал слесарем на Уфимской ТЭЦ-3, продолжая активно участвовать в общественной работе. А в 1968 году стал председателем Башкирского обкома профсоюза работников связи. Все эти годы он продолжал учиться — в Московской высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС (инженер по труду), университете марксизма-ленинизма при уфимском горкоме КПСС (хозяйственный руководитель).

В 1977 году стал главным инженером Уфимского почтамта и за годы работы в связи не раз принимал новаторские решения, внедрял новые формы организации оплаты труда, улучшал бытовые условия почтовиков.

За свою работу Андрей Васильевич получил множество заслуженных наград и званий, одни из самых значимых — «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», звание «Мастер связи России», 22 нагрудных именных знака.

Андрей Васильевич — один из представителей «почтовой» династии, основателем которой стал его дед Григорий Ширяев, содержавший постоялый двор в селе Красный Зилим Архангельского района Башкирии и работавший возчиком почты. Всего из семьи Ширяевых семь человек посвятили себя этому делу.

Два дня сохранились в памяти Андрея Васильевича особенно четко — день начала и день окончания Великой Отечественной войны.

— 22 июня 1941 года рано утром я вышел из ворот своего дома на улицу. Кругом зеленеет трава, густая, пушистая — красотища! — вспоминает ветеран. — Из-за горы Могаш справа выкатывается огромное, ослепительно-желтое солнышко.

Кругом предутренние тишина и спокойствие. У подножия горы пасется большое стадо колхозных коров, звеня колокольчиками, надеваемыми на шеи наиболее беспокойным особам… Подошел ко мне наш колхозный пастух Порфирий Барышев и попросил покараулить вместо него стадо, пока он сходит в сельсовет за повесткой. Война началась. Порфирий ушел и не вернулся, к сожалению. Осталась молодая жена Настя вдовой солдата, доченька Даша — сиротой...

В деревне у меня были друзья — семья Калачевых. У них четыре человека ушли на войну: отец, два брата и зять, а вернулся только один. 9 мая 1945 года я пришел на работу в бригаду, но нас в честь победы отправили домой. Когда я шел мимо двора Калачевых, тетушка Фрося землю зубами грызла, я видел: у нее не слезы — кровь была на глазах. Праздником ли был для нее этот день? День Победы — это торжество, слов нет, но праздником мне его называть непросто…

Все мы живем не в черно-белом мире, а в мире, наполненном красками и полутонами. В солнечное утро врывается черная весть о войне. За торжеством победы скрываются горькие слезы матерей. Эти противоречия способен соединить в себе только человек, который прожил их, пропустил через сердце. А вот в учебниках истории их едва ли встретишь… И потому так ценно знание, которым делится сегодня с ребятами Андрей Васильевич Ширяев. И потому еще, что каждому из нас, подобно ему, нужно учиться различать полутона, а не ограничиваться черным и белым.

Уроки письма

«… Может быть, нам легко говорить сегодня о той победе. Ведь мы не видели разгромленных и разграбленных городов, сожженных деревень... Много горя пришлось увидеть солдатам — победителям на освобожденной земле. Спасибо вам за то, что вы выжили и победили! Это вы поставили крепкий фундамент мира после войны, восстановив все, что было разрушено войной, и сделав нашу Россию непобедимой...»

Амина Каюмова, 3 класс.

Учитель: Ильвера Узбековна Яхина.

«Когда началась война, мой прадедушка Наби Миниахметович Ишмухаметов оказался в первых рядах защитников Советского Союза. В блокаду Ленинграда он совершал вылеты в составе специальной группы, которая защищала караван судов на Ладожском озере, перевозивших продукты в осажденный город. А если баржи все-таки попадали под бомбежку, он, рискуя жизнью, подбирал моряков из воды.

Его семья находилась в блокадном Ленинграде. Младший сын Наиль умер от голода. Лишь в 1944 году, после полного снятия блокады, моих прабабушку и дедушку эвакуировали в Уфу.

А Наби Миниахметович прошел всю войну, был награжден медалями «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Москвы», «За отвагу». Летом 1945 года демобилизовался в деревню Сафарово Чишминского района и прожил долгую и яркую жизнь, которая является примером для нас, его потомков».

Аделия Ишмухаметова, 10 класс.

Учитель: Ирина Николаевна Стародубова.

Александр Данилов  Кто лучше ветеранов расскажет детям о героях былых времен?
Кто лучше ветеранов расскажет детям о героях былых времен?Фото:Александр Данилов
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас в