Какие проблемы сегодня в первую очередь волнуют учалинцев? Понятное дело, ЖКХ, зарплаты, безработица, здравоохранение... Казалось бы, тема бродячих собак выглядит в этом ряду надуманной. Но звонки в редакцию, возмущенные посты в соцсетях говорят об обратном.
«Сколько можно жаловаться? В микрорайоне Рудник я каждый день провожаю сына-первоклассника в школу, а через три часа встречаю. А куда деваться — собаки кидаются на маленьких детей. Администрация молчит, видимо, ждет, пока какого-нибудь ребенка не загрызут».
«В чем смысл, скажите? Отловят, простерилизуют, сделают прививку и отпустят. Но голодная собака также может напасть и искусать. Да, не гуманно отстреливать, но что делать?»
«У нас в Южном очень многие своих собак отпускают с привязи — мол, пусть погуляют. Один такой пес кидается на все, что движется. Администрация, решайте вопрос с собаками быстрее!».
Это лишь некоторые посты в сети. Учалинцев можно понять. Я и сама попросила у мужа подарить мне на Новый год электрошокер. Без этого «девайса» не выхожу сейчас по вечерам на прогулку: осенью на лыжероллерной трассе, а в начале зимы и возле собственного дома была облаяна агрессивной сворой. Может, одним только лаем дело и не закончилось бы, не окажись рядом случайных прохожих. Страшно!
Недалеко от нашего дома, как и положено, стоят мусорные контейнеры. Там некоторые сердобольные женщины оставляют еду для кошек и собак, и их собираются целые стаи. А рядом детская площадка. Детей, как известно, мы учим любить животных, и они так и норовят этих собак и кошек погладить.
Как нам удалось выяснить в местной ветеринарной станции, в прошлом году зарегистрировано 130 случаев укусов собаками, 54 — кошками. Среди укушенных собаками двадцать детей. По примерным прикидкам, больше половины агрессивных животных — бездомные. Понятное дело, работники ветеринарной станции, по словам ее руководителя Радиса Тагирова, каждый случай фиксируют, более того, определенное время наблюдают за кусакой, дабы убедиться, что собака не бешеная.
Но это только в случае, если ее поймают. Если же «личность» нападавшего не установлена или это домашняя собака, но не вакцинированная от бешенства, отдуваются укушенные. Последует обязательный курс прививок — из шести уколов в плечо. Причем некоторые переносят их очень тяжело. Моя племянница, например, которую покусала собака, даже угодила в больницу. Но иначе нельзя: в случае заражения, если упустить время, трагический исход неизбежен. Учалинцы хорошо помнят случай, когда из-за укуса бешеной лисы, несмотря на курс антирабического лечения, погибла молодая женщина. Надо заметить, Учалинский район остается неблагополучным по заболеваемости бешенством животных. А ведь для человека опасен не только укус, но и попадание слюны больного животного на кожу. Домашних животных ежегодно вакцинируют, сейчас все домашние собаки проходят биркование. Цена услуги символическая — 20 рублей. Сложнее обстоит дело с чипированием кошек — оно стоит 150 рублей, и сделали его единицы. Но кошки-то на людей не нападают. С собаками же — беда.
Бродячих собак в Учалах с каждым годом становится больше. Раньше отлавливали и усыпляли. Сейчас, понятное дело, этого делать нельзя: в 2019 году Государственная Дума приняла закон «Об ответственном обращении с животными». Он не допускает применения веществ, лекарственных средств, технических приспособлений, приводящих к травмам или гибели животных. Те, кто осуществляет их отлов, несут ответственность за их жизнь и здоровье. Казалось бы, закон есть. Но как его реализовать? В Учалах было предприятие, которое занималось отловом бездомышей. Собак стерилизовали и кастрировали. Через какое-то время их вновь отпускали на волю. Как пояснили в администрации района, срок договора с прежним предприятием вышел, сейчас готовится аукцион по определению подрядчика, с которым будет заключен новый контракт на отлов собак. На это будет выделено более 900 тысяч рублей из бюджета республики. Если аукцион состоится, то выигравший его уже в апреле сможет приступить к своим обязанностям. Другой вопрос, что этой суммы недостаточно. Стерилизация одной собаки обходится в 2,5 тысячи рублей, но может быть и дороже. В позапрошлом году было выделено 1 млн 240 тысяч рублей. Уменьшение суммы не связано с пандемией ковида. Просто с каждым годом плановые показатели на отлов уменьшаются. Наивно предполагается, что количество бродячих собак с каждым годом сокращается.
По закону, своего питомца на улицу выгнать нельзя — необходимо передать его новому владельцу или в приют. Фактически же на бродячих собаках зачастую можно увидеть ошейник. А это значит, что они были или на самовыгуле, или стали просто не нужны хозяевам. В любом случае они представляют реальную опасность для людей.
Владельцы приютов обязаны вести учет поступивших собак и кошек, стерилизовать, чипировать их и делать прививки. Если у питомцев есть владельцы, их возвращают. Если нет, то держат в приюте до наступления естественной смерти или возврата в прежние места обитания.
Одним словом, закон рассчитан на то, что приюты в муниципалитетах есть. Но ведь их практически нигде нет. В том числе и в Учалах.
— Мы даже не общественная организация, не НКО, мы просто неравнодушные люди, инициативная группа, помогающая бездомным животным, — рассказывает одна из активных учалинских зооволонтеров Елена Самойлова. — Нас всего восемь человек. Но мы ничего не смогли бы сделать, если бы не простые учалинцы. У нас нет спонсоров, нам не помогает местная администрация — только неравнодушные горожане. Перечисляют деньги, снабжают крупами. Всего на попечении нашей «Пристани надежды» сейчас 50 собак. Чтобы накормить их, каждый день нужно 15 килограммов круп, 12 килограммов субпродуктов. Собаки находятся на частной территории, адрес не говорим, потому что очень много тех, кто приносит и оставляет щенков, собак возле нашего забора. А у нас нет возможности расширяться. К тому же агрессивных собак мы держим в вольерах, а их у нас всего пять. Остальные — на цепи. Ухаживаем за ними, выгуливаем, у нас даже бассейн есть свой. Летом купаем. Адаптируем к нормальной жизни, своим отношением снимаем агрессивность. Они ведь живые создания, все понимают. Конечная цель —пристроить их, что нам неплохо удается. Но, к сожалению, собак на улице не становится меньше, наоборот, их количество только растет. Нужен приют.
Пока же учалинцы вынуждены жить в страхе, опасаясь, как бы не случилось трагедии. Один из опрошенных мною учалинцев сказал по этому поводу так: «Предлагаю нашим местным руководителям в одиночку пройтись с одного конца на другой в любом селе Учалинского района — сами все воочию увидят и услышат! Если им после этого, не дай бог, придется пройти курс прививок от бешенства, может, тогда не будут делать вид, что проблемы не существует?»