Все новости
Cоциум
17 Августа , 11:15

Закидать врага учебниками

Воспитанников Республиканского ресурсного центра «Семья» научили правильно себя вести при чрезвычайных ситуациях

со страницы vk.com/centersemya Сегодня и взрослые, и дети должны уметь себя защитить.
Сегодня и взрослые, и дети должны уметь себя защитить.Фото:со страницы vk.com/centersemya

Мастер-класс с детьми и взрослыми провел в Уфе альпинист России, член Международной ассоциации Красного Креста «Детская безопасность» Сергей Носов. Эксперт рассказал о самых распространенных ошибках, которые совершают несовершеннолетние, оказавшись в опасном положении. А потом участники инсценировали различного рода экстрим, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы спастись.

Неадекват с ножом

В импровизированном классе, который организаторы оборудовали на игровой площадке центра, воспитанники уселись за парты. Сергей предложил школьникам представить, что он злоумышленник, вооруженный ножом, который вошел к ним в класс. И поинтересовался, знают ли они, что нужно делать, чтобы не стать жертвой неадеквата?

Половина ребят дружно попрятались под парты, остальные сделали вид, что выпрыгивают из окна. Кто-то из родителей стал подсказывать, что нужно кричать и звать на помощь, кто-то, наоборот, советовал молча прижаться в углу. Все действия оказались неверными.

Если в класс заходит неизвестный с холодным оружием в руках, дети должны хватать все, что у них лежит на партах и швырять в злоумышленника — книги, пеналы, рюкзаки. Затем нужно вскочить, схватить стул сидением к себе в качестве щита и начать обороняться ножками стула, дети повзрослее и посильнее могут общими усилиями схватить таким же образом столы, чтобы не подпустить к себе злодея. То же самое должна сделать и учительница. Тут важно выиграть время, пока не подоспеет помощь.

— Именно так учащиеся одной из российских школ встретили нападавшего с ножом: забросав учебниками и рюкзаками, они сбили его с ног, после чего взрослые быстро скрутили этого гражданина, в итоге никто не пострадал, — пояснил Сергей.

Террорист с огнестрельным оружием

Вторая инсценировка, которую предложил разыграть специалист по безопасности и выживанию, — нападение на школу людей с огнестрельным оружием. Воспитанники центра, насмотревшись видеороликов и фильмов в стиле хоррора, сообразили, что нужно забаррикадировать дверь всей мебелью, какая только есть в классе. Кто-то снова попытался бежать через окно, кто-то предложил кричать: «Спасите, помогите!»

На самом деле закрыться в классе, конечно, правильное решение. Но все забыли главное — немедленно позвонить в службу спасения и сообщить свое местонахождение: адрес, этаж, номер кабинета. При этом ни в коем случае нельзя находиться возле дверей и окон, кричать и шуметь. Тишина в классе может обмануть террористов, которые решат, что там никого нет.

Итак, после того как общими усилиями и молча класс забаррикадировался и отошел в самый дальний угол помещения, все дружно должны поставить сотовые на беззвучный режим и сообщить о произошедшем. В телефоны детей должны быть забиты смс-шаблоны для быстрой отправки сообщений, а также номера экстренных служб: Единой службы спасения — 112, МЧС — 101, полиции — 102, скорой помощи — 103.

— Причем все это нужно знать наизусть, чтобы можно было позвонить с любого гаджета, если вдруг свой потерян или разрядился, или его в суматохе разбили. Глобальная ошибка родителей в том, что сегодня дети не знают даже их номеров телефонов на память, — подчеркнул эксперт.

Пожар

На сей раз в «школе» прозвучала противопожарная сирена… Учащиеся встали друг за другом и гуськом стали выходить в воображаемый коридор, как отметил Сергей, будто собрались на прогулку. Неправильно!

Прежде всего учитель и его самые сообразительные и активные ученики должны достать тканевые носовые платки, если их нет, то оторвать от рубашки или майки кусок материи и намочить его. В классе непременно у кого-нибудь найдется бутылка с водой.

Перед выходом в коридор нужно обязательно пересчитать друг друга, чтобы в дыму никого не потерять. Из класса нужно выходить, пригнувшись как можно ближе к полу, где больше кислорода, ведь дым идет вверх. При этом предварительно прикрыв рот и нос мокрыми тряпками. Из-за большого количества пластика, который используется во время ремонта, дым очень ядовит, и достаточно пару раз его вдохнуть, чтобы потерять сознание.

— Одной рукой держим возле лица мокрую тряпку, другой держимся друг за друга, чтобы не потеряться. Последним должен идти самый сильный и смелый ученик, на случай если кто-то упадет. Он или сам поможет, или позовет на помощь взрослых. Остальные должны помнить: почувствовал себя плохо — обязательно предупреди об этом всех вокруг. Во время эвакуации в дыму очень легко потеряться, — подчеркнул Сергей.

Безопасный путь домой

Затем он поинтересовался у родителей, как те обезопасили путь ребенка из школы домой. Большинство сказали, что детей они сами провожают и встречают. Спикер возразил: в жизни случаются разные ситуации, и ребенок должен знать, как ему спокойно добраться до дома без сопровождения родителей.

Нередко дорога к школе, которая находится буквально в двух шагах от места проживания, оказывается роковой для неподготовленного к возможной опасности ребенка. Поэтому необходимо вместе с ним несколько раз пройти маршрут на случай, если никто из домочадцев не сможет встретить его из школы.

Самое опасное для детей место — подъезд. Нужно им внушить, что ни в коем случае нельзя туда заходить с незнакомыми людьми. Предварительно убедившись, что за ним никто не идет, ребенок, войдя в подъезд, должен сразу закрыть за собой дверь. Если ему показалось, что за ним следят, нужно сделать вид, будто он звонит родителям, и громко сказать, мол, папа встречай меня. Или посмотреть на окна и помахать рукой, показав тем самым, что родители будут ждать его в подъезде.

Если незнакомец проявляет агрессию, надо не стесняясь начать кричать, но не «Помогите!» — не сработает, а «Пожар!». На это окружающие точно отреагируют. Еще лучше забежать в ближайший банк, парикмахерскую, почтовое отделение, офис, кафе, ресторан — любую организацию или предприятие и попросить помощи там. Ни в коем случае нельзя обращаться к прохожим. Часто злоумышленники действуют группами. Именно так и происходят похищения: один пугает ребенка, второй под видом помощи усаживает его в машину и увозит.

Резюмируя все сказанное, Сергей Носов подчеркнул, что, учитывая ситуацию, сегодня детям необходимо знать алгоритм действий в случае теракта, а задача взрослых — обучить их этому. И настоятельно порекомендовал проиграть хотя бы по разу ситуацию с условным террористом в каждом классе.

— Желательно, чтобы дети не просто сидели и пассивно слушали, как во время уроков по ОБЖ (основам безопасности жизнедеятельности), а лично участвовали в инсценировке. Тогда они все хорошо запомнят. Причем такие ситуации нужно постоянно проигрывать, чтобы в случае опасности ребенок не растерялся и смог воспользоваться полученными навыками безопасного поведения, — пояснил в завершение эксперт.

К слову, участников этого мастер-класса убеждать в необходимости уметь защищаться не надо. Как пояснила заместитель директора Республиканского ресурсного центра «Семья» Ангелина Девятерикова, у них находятся женщины, подвергшиеся домашнему насилию. Большинство из них вынуждены были бежать из дома с детьми.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

По данным МВД России, за шесть месяцев 2024 года в стране было зарегистрировано свыше 1,6 тысячи преступлений террористического характера — самый высокий показатель за минувшие 18 лет. С января по июнь в России совершено 1 651 террористическое преступление, что на 38,4 процента больше, нежели за аналогичный период прошлого года.

Также рекордным за последнее полугодие стало число преступлений экстремистской направленности — 819. Начиная с 2018 года данный показатель не доходил до 800 преступлений, сообщает ТАСС.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: