Все новости
Cоциум
5 Февраля , 22:15

Звуки создают музыку так же, как слова — речь

Сознавая, какое большое значение имеет музыка в развитии не только человека, но и общества в целом, изучению и пропаганде ее прежде придавалось большое значение. Но истинным ценителем этого удивительного искусства, увы, удается стать далеко не каждому.

Раиф БАДЫКОВ  Ученые пришли к выводу, что музыка, оживотворенная гармонией и личностью талантливых музыкантов, обладает огромным лечебным воздействием на людей, которые слушают ее.
Ученые пришли к выводу, что музыка, оживотворенная гармонией и личностью талантливых музыкантов, обладает огромным лечебным воздействием на людей, которые слушают ее.Фото:Раиф БАДЫКОВ

Свой небольшой музыкальный ликбез сегодня хочется провести на примере Фредерика Шопена, которого Гейне называл Рафаэлем фортепиано.

О нем говорили, что он одухотворяет рояль чистой поэзией, что вдохновение его обладает поэтической природой, затрагивающей в сердце интимные струны. Интересно, что Шопен считал музыку своеобразным эквивалентом речи. Речи, выражающей мысли, чувства и впечатления. По его мнению, звуки создают музыку так же, как слова — речь. Теория, которую Шопен преподавал своим ученикам, как раз и основывалась на аналогии с человеческой речью, с декламацией. Все свое внимание Шопен сосредоточивал на правильной фразировке. О неверном делении на музыкальные фразы он говорил: «Это так, словно кто-то произносит текст на языке, которого не знает. Своей варварской фразировкой такой лжемузыкант выдает, что музыка не является для него родным языком».

Техника исполнения не становилась для Шопена самоцелью. Она должна была служить выразительности, превращать игру в высказывание, исполненное смысла. Тем не менее Шопен уделял технике достаточно много внимания. «В то время, когда пальцы «выполняют ходьбу», — писал он, — локти должны свисать с плеч свободными и гибкими». Шопен говорил своим ученикам, что каждому пальцу необходимо «падать» на клавиши с предельной чувствительностью, что существует столько же видов звуков, сколько и пальцев на руках. И каждый соответствует «своей» ноте. Музыкант любил повторять: «Нужно петь пальцами». Каждый звук у него казался слогом, каждый такт — словом, каждый мотив — мыслью. Шопен рекомендовал искать как можно больше вариантов звучания — и сам мог найти почти двадцать способов удара по клавишам. Уроки его бесценны не только для исполнителей, но и для тех, кто учится любить и понимать музыку.

Автор:Елена НИКИТИНА
Читайте нас в