Все новости
Cоциум
28 Января , 11:15

Что в почерке тебе моём?

Печатать нам сегодня уже гораздо привычнее, чем писать

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

День ручного письма, он же День почерка, отмечается в мире 23 января. К сожалению, этот праздник уже в недалеком будущем рискует стать архаичным, а ручное письмо — навыком чисто декоративным, столь же необходимым современным людям, как умение лепить горшки из глины или прясть шерсть вручную.

Ведь мы с каждым годом все бойчее стучим по клавиатуре и все реже берем в руки ручку или карандаш.

Устаревший навык

Этот праздник, по логике, должны были придумать школьные учителя, обеспокоенные тем, что гаджеты и компьютеры грозят вытеснить ручное письмо из нашей жизни уже начиная со школьной скамьи. Однако придумали День ручного письма еще в 1977 году. И педагоги тут ни при чем — американская Ассоциация производителей пишущих инструментов озаботилась тем, что спрос на письменные принадлежности начал снижаться. А произошло это благодаря широкому распространению пишущих машинок. То есть праздник должен был не столько напомнить людям о важности письма от руки, сколько сыграть роль рекламной акции. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

Однако вряд ли инициаторы праздника могли себе представить, насколько актуальной станет проблема в XXI веке. Все чаще не только школьники, но и взрослые люди предпочитают электронные записи и блоги рукописным дневникам, а систему напоминаний в телефоне — ежедневнику.

Бумажные письма и открытки уже давно стали чуть ли не антиквариатом, а студенты скоро забудут, что такое писать конспект вручную — на лекции они часто приходят с диктофонами и ноутбуками, а бумажным конспектам предпочитают электронные.

Российский социологический сервис провел ко Дню почерка опрос в ряде городов России. Как выяснилось, половина россиян пишут что-либо от руки каждый день, 30 процентов — хотя бы раз в неделю, 14 процентов — всего несколько раз в месяц, а шесть процентов берут в руки ручку даже не каждый месяц. Чаще всего пишут студенты и школьники, реже — пенсионеры и неработающие. А почти 70 процентов опрошенных признались, что в последнее время все реже пишут от руки.

Тонким пёрышком в тетрадь…

Красивое письмо как особый вид искусства зародилось очень давно, когда именно — единого мнения у историков нет. Оно существовало независимо и на Востоке, и на Западе. Известна каллиграфия европейская, японская, китайская, арабская, еврейская, индийская, персидская… Особым ритуалом считалось красивое написание религиозных текстов, переписанных из священных книг. В России культуру писания букв продвигала церковь. В Российской империи XIX века каллиграфию называли «лекарством для души и тела», «гимнастикой для ума», она преподавалась в школах.

После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и на какое-то время исчез из советской школьной программы, но уже в тридцатые годы прошлого века вернулся в школы под названием «чистописание». Строго говоря, чистописание — это в первую очередь письмо не красивое, а четкое, ровное и аккуратное, без помарок и клякс, с пониманием структуры и пропорций букв. Но такой подход неизбежно помогал выработать и красивый почерк.

Вырабатывать ровный почерк помогали специальные прописи, в которых ученики писали сначала простым карандашом, а потом пером и чернилами.

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе», — распевают первоклашки и по сей день, но на самом деле чистописание как предмет у нас отменили в результате образовательной реформы еще в 1968 году. Тогда же стандарт письма был упрощен — от детей больше не требовали идеального наклона и каллиграфической точности букв.

В те времена произошло еще одно событие: в конце 60-х в СССР запустили сразу несколько заводов по производству шариковых ручек. В результате цены на эти ручки существенно снизились, что обеспечило их доступность для школьников.

Так что в семидесятых годах все массово перешли с перьевых ручек на шариковые. Поначалу все были довольны: писать такой ручкой получалось быстрее, а понятия «клякса» и «промокашка» быстро ушли в прошлое.

Как курица лапой

Этим ярким и образным выражением комментировала в школьные годы мой почерк одна из учительниц. Впрочем, в нынешней школе я бы ничем не отличалась от других детей: психологи и педагоги неаккуратный, неразборчивый почерк сегодня называют одной из серьезных и актуальных проблем среднего образования.

Многие педагоги старой закалки уверены, что именно шариковая ручка, заполонившая школы одновременно с отменой чистописания, «убила» красивый почерк у всех последующих поколений школьников. И хотя во многих школах первоклассников заставляли писать наливными чернильными ручками даже в восьмидесятых, а прописи для начальных классов остались частью уроков русского языка и по сей день, ситуацию это не сильно спасает.

Впрочем, озабочены этим, как правило, лишь учителя начальных классов да русского языка и литературы, которым приходится проверять сочинения и диктанты. По другим предметам проверочные работы написания длинных текстов не предполагают — все чаще детям предлагаются на выбор несколько вариантов ответов или компьютерные тесты. Рефераты и доклады тоже давно никто от руки не пишет. Да и нет среди требований к учителям такой задачи — сформировать у учеников красивый почерк. Этот параметр не сосчитать и ничем не измерить, в цифрах и баллах не выразить.

Чем же перьевая ручка так отличается от шариковой? Специалисты объясняют: шариковая ручка выдает всегда одинаковую линию, а при письме пером добавляются еще два параметра, которыми надо «играть» — ширина линии и нажим.

Впрочем, забвение в будущем может угрожать и шариковой ручке. Согласно опросу Российского социологического сервиса, 83 процента россиян все еще считают умение аккуратно и разборчиво писать важным навыком для школьников. Но при этом в последние годы в интернете не прекращаются дискуссии о том, нужно ли вообще в школе учить детей писать ручкой на бумаге. Некоторые «продвинутые» молодые родители активно обсуждают, не пора ли исключить сей архаичный предмет из школьной программы, заменив его куда более полезным навыком — обучением быстрому набору текста на клавиатуре. Кстати, в некоторых странах так и поступили: обязательность уроков письма уже отменена в Финляндии, кое-где в Германии, в половине штатов США.

Вместо лекарств — ручка

Между тем давно известно, что почерк каждого человека неповторим и индивидуален, как отпечатки пальцев или радужная оболочка глаз. На уникальности почерка каждого человека основана область криминалистики — почерковедение, а также графология, считающаяся лженаукой. Первое позволяет по написанному идентифицировать автора, а вторая претендует на то, чтобы определять характер человека по его почерку.

В некоторых странах графология, хоть официально и не считается наукой, весьма популярна. К примеру, в США распространены графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку.

Кстати, существуют исследования, показывающие, что при печатании на клавиатуре и ручном письме задействуются совершенно разные зоны мозга. Особенно опасен отказ от ручного письма для детей: оно развивает мелкую моторику и стимулирует зоны мозга, отвечающие за речь, память и логику. А после инсульта при утрате навыков врачи рекомендуют больным заново учиться писать, именно вручную, а не набирать текст на компьютере — восстановление этой функции в значительной степени способствует восстановлению речи.

А особенно популярна тема «Каллиграфия и здоровье» в Китае. В Пекинском институте графической коммуникации даже проводили исследование, доказывающее, что у студентов с аккуратным и красивым почерком мозг работает лучше и психика устойчивее.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: