Все новости
Cоциум
18 Ноября 2023, 13:15

Мусорная сага

Об особенностях национального экологического мышления

иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН
Фото:иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

В ноябре в мире отмечается Международный день переработки вторсырья. Цель праздника — привлечь внимание к проблеме мусора.

Точнее, к двум проблемам: истощению запасов природных ресурсов, из-за чего становится важной вторичная переработка уже использованного сырья, и неуклонно растущим горам бытового и промышленного мусора, разложение которых будет длиться столетиями. Россия присоединилась к этому празднику в 2014 году, однако привить согражданам экологическое мышление не так-то просто.

Обыкновенное свинство

— У нас в России главная проблема с отходами в том, что они везде валяются. Свинячим мы много, — заявляет моя соседка-пенсионерка. — Вон опять во дворе каких-то бумажек и бутылок накидали. Урн не видят, что ли?

Что есть, то есть. Жители крупных городов давно знают: купаться и загорать, устраивать пикники на природе менее чем в 50 км от города — удовольствие ниже среднего, если это не огороженная территория, где есть кому следить за чистотой.

Любой островок природы, доступный горожанам, обязательно будет загажен и завален мусором.

При этом согласно опросу ВЦИОМ почти две трети соотечественников уверены, что никак не могут влиять на состояние окружающей среды. Ответственность они возлагают на власти всех уровней, муниципальные службы, предприятия и общественные организации. И всего лишь 15 процентов опрошенных считают, что ответственность лежит в первую очередь на нас самих. Так что удивляться нечему.

Еще, конечно, огромная территория нашей страны формирует особый менталитет. «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек», как в песне поется. А раз много, так чего их беречь, на наш век хватит — так, должно быть, рассуждают некоторые. Намусорил в одном лесу или поле — пошел в другое место.

Кстати, китайские экологи уверены, что изменить менталитет граждан могут только финансовые взыскания. В Китае по этому пути пошли не так давно в связи с замусориванием, достигшим катастрофических масштабов. В 2019 году в этой стране ввели штрафы за несортированный мусор для компаний и физических лиц.

В странах с небольшой территорией все еще строже. В Великобритании и Австрии за выбрасывание даже мелкого мусора типа окурка или бумажки на городских улицах можно заплатить штраф, эквивалентный девяти тысячам рублей, в Швейцарии — 30-ти тысячам. А в Японии, где совсем нет места для свалок, проблема решается радикально: за незаконный выброс мусора грозит штраф, эквивалентный шести миллионам рублей, или же до пяти лет тюрьмы. У нас подобное пока сложно представить, да и кто будет тысячи этих нарушителей ловить?

Одобряем, но не будем

За мусор у нас в стране взялись в 2019 году: именно тогда вступили в силу изменения в законе «Об отходах производства и потребления». Ситуация к тому времени была печальная: свалки в России занимали четыре миллиона гектаров — это примерно как территория Швейцарии или Нидерландов. При этом перерабатывалось лишь 4% твердых бытовых отходов.

«Мусорная» реформа, рассчитанная до 2030 года, предусматривает ряд мероприятий: ликвидацию несанкционированных свалок и сокращение числа мусорных полигонов, строительство мусороперерабатывающих заводов, санкции за ненадлежащую утилизацию отходов. У нас в республике все это тоже реализуется. Разобрались больше чем с половиной свалок, которые раньше «украшали» окрестности чуть ли не каждого села, создали необходимую инфраструктуру для «цивилизованного» сбора мусора.

Однако сортированные отходы — это уже не мусор, а вторичное сырье, из которого можно сделать что-то нужное без дополнительной нагрузки на окружающую среду. Согласно целям реформы, к 2030 году в стране отходы должны сортироваться на все сто процентов. Поэтому в городах и районных центрах появились контейнерные площадки с красивыми разноцветными баками для пластика, стекла, бумаги. Общие контейнеры тоже имеются.

— Это что же, я теперь четыре мусорных ведра должна на кухне держать и каждое отдельно выносить? — недоумевала соседка, увидев обновленную помойку. — У меня квартира маленькая! У кого хоромы, тот пускай и сортирует.

По данным опроса ЦУР, 76% жителей республики одобряют раздельный сбор мусора, но при этом сортируется у нас только 47% отходов. Опять менталитет виноват? ЦУР составил рейтинг причин, по которым наши люди по-прежнему валят все отходы в одну кучу. Более трети не заморачивающихся сортировкой считают, что это дело не обычных граждан, а мусороперерабатывающих заводов. Еще треть не верит, что отсортированный мусор действительно попадет на переработку. И у них, увы, есть для этого основания.

— Читал, что у нас в Башкирии уровень переработки мусора — всего 6,5%, а все остальное просто закапывают, — пишет один из комментаторов «мусорной» темы в соцсетях. — Ну и какой смысл всех напрягать этой сортировкой? Вы сначала перерабатывать отходы нормально научитесь, а там и люди подтянутся.

Отходы в доходы

Между прочим, в СССР перерабатывалось более 70% вторичного сырья, именно в те времена и родился лозунг «Отходы в доходы». Переработкой отходов занимался сначала Госснаб, а с 1971 года — Главное управление по заготовкам, поставкам и использованию вторичного сырья «Союзглаввторсырье». За переработку металлолома отвечали Вторцветмет и Вторчермет.

Существует легенда: Ленин, узнав, что рабочие топят печи бумагой, постановил немедленно организовать пункты приема макулатуры, а потом и металлолома. Появились они в 1920-х годах. Система сбора охватывала всю страну. Школьники ежегодно соревновались, какой класс соберет больше макулатуры и металлолома. Не отставали от них и взрослые, ведь за старые газеты и журналы можно было получить абонементы на дефицитные книги. А за стеклотару еще и деньги платили, довольно заметные.

И такая отлаженная государственная система — не единственная причина, по которой отходов было гораздо меньше. В Советском Союзе практически не было ничего одноразового, пластикового — ни пакетов, ни посуды, ни бутылей. Пельмени и вермишель продавали в бумажных коробках, конфеты — в кульках, напитки — в стеклянных бутылках, которые копили и сдавали, а не разбрасывали где попало. Масло и сыр заворачивали в бумагу, полиэтиленовые мешки стирали и использовали по нескольку раз. Даже газеты служили дважды — сначала для чтения, а затем в качестве обертки, растопки для печей или туалетной бумаги.

А вместо пластиковых пакетов в магазины ходили с тряпичными авоськами. Когда-нибудь нам придется к ним вернуться.

Пакет уходить не спешит

Одноразовый пластик частично или полностью запрещен уже в 130 странах. В Кению, Австралию, ЮАР и Тайвань привычные нам пластиковые пакеты даже ввозить нельзя, штраф за это грозит огромный. А что у нас?

Окончательно запретить производство одноразовых товаров и упаковки из пластика в России планировалось в 2024 году, об этом сообщал еще пять лет назад на Всероссийском экономическом форуме министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. Отказаться предполагалось от 28 видов товаров из пластика: одноразовой посуды, трубочек, ватных палочек, упаковок для яиц, пластиковых пакетов и т.п.

Однако уже в 2021 году министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что это невозможно сделать в указанные сроки, пока что можно лишь «двигаться в этом направлении». Министр пояснил, что выручка предприятий по производству одноразовых пластиковых изделий в России составляет четверть всего объема производства полимерных материалов, и нельзя просто взять и закрыть 17 тысяч предприятий.

Поэтому проработка вопроса продолжается, а новые планы куда более скромные. Как сообщил в этом году Российский экологический оператор, согласно федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла», с 2024 года у нас собираются отказаться от производства лишь пяти видов пластиковых изделий. Это цветные непрозрачные бутылки, тонкая термоусадочная пленка для этикеток, сумки-сетки, пакеты с донышком дой-пак (как для майонеза и соусов) и пластиковые капсулы для кофе. И лишь к 2030 году число таких товаров может увеличиться до 20-ти.

Пока что некоторые торговые сети пытаются ввести в моду бумажные пакеты вместо пластиковых. На мой взгляд, это вполне уместно, когда ты приобретаешь какую-нибудь парфюмерию, белье или круассаны из модной пекарни, но не набор продуктов для всей семьи. Кроме того, пластик мы по укоренившейся советской привычке припрячем в «пакет с пакетами» для повторного использования, хотя бы гипотетического, а с бумажным что делать? Его даже не сложишь толком, только нести прямиком на помойку. Остается надеяться, что со временем у нас наладят массовый выпуск достойной по цене и качеству замены. А если нет — научимся реставрировать старые пакеты или шить авоськи. Нам не привыкать.

КСТАТИ

С 2024 года в России начнет действовать закон о переносе ответственности за утилизацию упаковки с производителя товара на производителя упаковки.

Однако норматив утилизации 100% от всего объема выпущенной упаковки заложен с 1 января 2027 года.

О ЧЁМ ГОВОРЯТ ЦИФРЫ

- Каждый житель России в среднем выбрасывает 400-500 кг мусора в год.
- В России не хватает контейнерных площадок для сбора мусора: их на сегодняшний день около 900 тысяч, а требуется 1,5 миллиона.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: