Все новости
Cоциум
20 Сентября 2022, 13:15

Мышиное войско идёт в наступление

Как остановить опасную инфекцию, разносимую грызунами?

иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

За восемь месяцев этого года заболеваемость мышиной лихорадкой в Башкирии выросла в девять раз, а в Уфе в 12 раз. Трое больных умерли. Как защититься от этой опасной инфекции, если вакцины от нее в России нет?

Об этом «РБ» говорила с переболевшими «мышкой» людьми, садоводами и медиками.

Похожа на ковид

— Когда у меня температура взлетела до 39,9 градуса, первое, что пришло в голову, — надо сдать тест на коронавирус! — рассказывает уфимка Л. — Попыталась ее сбить, чтобы полегче стало. Но потом она снова поднималась. Начались рвота и расстройство кишечника, ломило все тело. Пришлось вызвать врача на дом и здесь же сдать мазок на ковид. Но он не подтвердился. После этого в диагнозе врач не сомневался: геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС).

Болела очень тяжело и долго. Месяц лежала в больнице, потом столько же долечивалась дома. Врач сказал, что мне еще повезло — можно вообще стать инвалидом. В прошлом году я переболела ковидом, было небольшое поражение легких, и не думала, что «мышка» по симптомам на нее похожа. Только бьет она по почкам, но состояние было таким же…

Где уфимка заразилась мышиной лихорадкой, точно не знает. На природу, в лес или на дачу не ездила. Просто прогулялась с друзьями в городском парке Лесоводов.

Как выяснилось позже, в этом парке очень много мышей. По данным Роспотребнадзора по республике, 25 процентов жителей Уфы заболели геморрагической лихорадкой после таких прогулок по паркам Лесоводов, Нефтехимиков, Победы и в саду Аксакова.

«Китайская собачка» облюбовала сады и огороды

О том, что нынешний весенне-летний сезон плодовит на мышей и крыс, можно судить по жалобам в соцсетях главе Башкирии Радию Хабирову. Жильцы уфимских многоэтажных домов, особенно с мусоропроводами, писали о нашествии грызунов в подвалах и сборниках бытового мусора. По адресам регулярно выезжали специалисты дезо­станции и проводили химическую обработку мест общего пользования в домах. Таким образом, убивали сразу двух зайцев: разносимую грызунами инфекцию и антисанитарию.

Если в многоквартирных домах за чистоту и отсутствие мышей, тараканов и прочей не домашней живности отвечает управляющая компания, то в частных домах, коттеджах и на дачах — сами хозяева. Заключать договор с организацией на дезинфекцию земельного участка и дома совсем не обязательно. Но промыть все в доме, особенно после зимы, дезраствором, хлоркой, расставить по участку приманки и капканы для мышей необходимо для собственной безопасности.

Пандемия коронавируса научила нас соблюдать правила санитарной гигиены. Но думая, что в парке или на садовом участке мы находимся в полной безопасности, мы сильно ошибаемся.

— В этом сезоне мои соседи по саду жалуются на «китайскую собачку». Это такая крупная мышь, похожая на крысу, издает звуки, похожие на лай щенка, — рассказывает уфимка-дачница Роза Улимаева. — Они очень прожорливые, выкапывают и съедают овощи прямо с грядок, зимой прячутся в подвалах и подполах, живут в норах. Я и раньше очень тщательно обрабатывала дезсредствами дом и участок после зимы, а теперь еще и летом повторила. Отраву везде разложила. Они ведь не только урожай портят, еще и инфекцию разносят! А урожай картофеля, моркови, капусты я всегда храню в пластиковой бочке, закрываю ее решеткой и опускаю в яму. В доме никаких мышей у меня нет, кирпичные стены, никаких дыр. Считаю, надо самой заботиться о своей безопасности. Тем более, если вдруг заболеешь, в наши дальние сады и скорая помощь неизвестно когда приедет.

— Мое спасение на даче от мышей — это кошки, — рассказывает уфимка Светлана Белькова. — Если бы не они, ничего бы съестного не осталось, и урожай бы даже не вырос. Действительно, столько грызунов давно не видела. Приезжаю на дачу, привечаю чужих кошек — подкармливаю их, чтобы помогали. И полный порядок! Потом то там, то здесь по огороду задушенные мышки лежат, и пестрых крупных много. В дом они не проникают, я ранней весной отраву кругом насыпала.

Обедать и ужинать в саду мы любим на открытом воздухе — поставили стол с навесом, скамейки. Поэтому каждый приезд начинаю с химической обработки — все тщательно поливаю и протираю дезраствором. Слава богу, «мышка» нас миновала.

Грызуны взяли Уфу?

Замначальника отдела эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории Роспотребнадзора по РБ Лира Фарвазова объяснила, что Уфа всегда была очагом геморрагической лихорадки, поэтому в столице республики и в округе — в шести районах — ситуация с заболеваемостью особенно тревожная. Это Благовещенск, Краснокамский, Татышлинский, Аскинский, Нуримановский и Уфимский районы. Более 50 процентов заболевших — жители Уфы, трое из них умерли.

— На севере лесостепной и горнолесной зон мы всегда фиксировали высокие показатели по ГЛПС, — говорит Лира Фарвазова. — Вокруг мегаполиса и в нем самом много лесопарков и индивидуальной жилой застройки — здесь давно сформировался очаг этого инфекционного заболевания. Грызуны зимой не погибают — зимуют в жилых постройках, на свалках, в лесу. Научно доказано: чем выше плотность грызунов, тем чаще возникает заболеваемость ГЛПС. Если вирус попал в эту армию, то быстрее распространяется. И тем больше риск заболеть для людей, живущих на этой территории. Уфа всегда давала высокий процент заболеваемости ГЛПС. Мыши не просто переносчики, они тоже болеют, но для них это не губительно. Основные пути заражения человека — при вдыхании пыли, при касании предметов, где ходили и оставили следы больные грызуны, плохая гигиена рук. Ежегодно Роспотребнадзор вместе с Центром гигиены и эпидемиологии проводят мониторинговые исследования: отлавливаем грызунов, делаем анализ на наличие этого вируса. Выясняем, сколько процентов животных болеет, по итогам делаем прогнозы на будущий сезон. Сегодня наш регион их превысил. 1106 случаев уже зарегистрировано официально.

По словам эксперта, опасность таится в общественных местах отдыха — парках, прибрежных зонах и даже в подъездах и подвалах многоэтажек. Она отметила, что обработка уфимских зеленых зон, конечно же, ежегодно проводится, но в сезоны таких активных выплодов животных, как в этом, их нужно повторять. После проведения дератизации весной популяция грызунов восстанавливается через полтора месяца. Поэтому летом нужна вторая барьерная обработка парков и территорий вокруг Уфы. К тому же мыши не живут оседло, они постоянно мигрируют. Например, вокруг парка гулять уже небезопасно, как и идти по тропинке к реке, загорать на диком пляже. Если осень долгая и теплая, то дезобработку нужно проводить до октября. Причиной становятся и несанкционированные свалки бытовых отходов, нет решения этой проблемы в коллективных садах. Такая среда очень благоприятна для размножения мелких грызунов.

Управляющая компания обязана иметь с дезостанцией договор на обработку. Причем после этой работы должна проверить ее эффективность: в течение месяца ставятся ловушки, капканы — и по количеству пойманных животных делается вывод о заселенности дома вредителями. Словом, опасность заразиться мышиной лихорадкой существует круглый год. Поэтому специалист рекомендует использовать три способа защиты: механический (закрыть здание от проникновения), химический (обработка) и биологический (заводить кошек).

Комментарий

Азат МУХАМЕТЗЯНОВ, главный внештатный эпидемиолог минздрава РБ, главврач республиканской клинической инфекционной больницы:

— К сожалению, позднее обращение к врачу и сопутствующие заболевания осложняют лечение.

Трое умерших болели еще и ковидом. Это мужчины от 27 до 65 лет, уфимцы. Сейчас в стационаре больше десяти таких пациентов, одновременно зараженных ГЛПС и COVID-19. Если вы были на природе, на рыбалке, на даче, затем повысилась температура, нужно сразу обратиться в поликлинику. Не отлеживаться, не пить парацетамол. Главное — не упустить время. Иначе грозит либо летальный исход, либо инвалидность. Этот вирус поражает мелкие сосуды в любом органе человека.

Но мишень — почка.

В нашу клинику часто поступают больные с уже запущенной формой заболевания, и мы потом долго лечим почки, это очень дорогостоящее лечение. В основном болеют мужчины до 50 лет, трудоспособного возраста.

Симптомы, которые должны насторожить: температура тела поднимается до 41 градуса, нарастает головная боль, ломота в теле, появляется сухость во рту, ухудшается зрение, появляются тупые боли в пояснице, тахикардия. Инкубационный период — от 7 до 48 дней, но в среднем занимает две-три недели. Сначала лихорадочный период 1 — 4 дня, потом температура приходит в норму, но может быть рвота и жидкий стул — это 5-й — 12-й день болезни, потом нарушается мочевыделение. Только с 22-го дня человек начинает выздоравливать. Реабилитация нужна обязательно.

Блиц-интервью

Анна КАЗАК, руководитель управления Роспотребнадзора по РБ:

— Как не подхватить мышиную лихорадку?

— Осенью очень популярны фотосессии в лесах, парках. Горожане гуляют в парковых зонах, дети собирают листья, чтобы сделать гербарии, не задумываясь, что это очень опасно. Высохшие частицы жизнедеятельности зараженного животного могут попасть в организм. Совет — можно перед сбором побрызгать листья антисептиком.

Если раньше чаще заболевали туристы, грибники, то теперь лидируют жильцы частных домов и дачники, которые не обрабатывают свои земельные участки и дома от грызунов. Не надо экономить на приманке для грызунов. Обсуждайте эти вопросы с УК и советом СНТ. Весной обязательно обработайте участок и дом.

— Какая площадь в республике обрабатывается от грызунов?

— За последние три года она почти не менялась — это 49 тысяч гектаров. Но мы обратились с письмом к правительству РБ, и регулярно говорим об этом на совещаниях, с просьбой увеличивать ее минимум до 60 тысяч гектаров. В данный момент вопрос обсуждается, поскольку речь идет о дополнительном финансировании. Средства республика выделяет республиканскому центру дезинфекции.

— Кто виноват в заражении геморрагической лихорадкой отдыхавших в лагерях детей?

— Это нонсенс, что в двух детских лагерях заболели дети, даже мышей нашли на территории. Значит, плохо, некачественно обрабатывали территорию. Виноваты и те, кто заключил договор, и те, кто недобросовестно выполнил работу. У нас обработкой занимается одно госучреждение и много частников. На их плечи ложится ответственность за жизнь и здоровье наших граждан. Понятно, что цены на оборудование и дезсредства растут, но при экономии защита от вируса сводится к нулю.

— Передается ли инфекция от человека к человеку и можно ли заразиться от кошки? Как болеют дети?

— Нет, только от больной мыши. Дети переносят это заболевание бессимптомно или в легкой форме. А вот подростки могут заболеть, что у нас и произошло в этом сезоне.

— Правда, что «мышкой» болеют только раз в жизни?

— Да, после заболевания у человека вырабатывается стойкий иммунитет практически пожизненно. Если встретитесь с «нашим» вирусом. Но если где-то на Дальнем Востоке или в Китае, то можете заболеть повторно. В России насчитывается пять-шесть штаммов.

— Этот вирус не мутирует?

— Успокаивает то, что он устойчивый.

— Когда от ГЛПС появится вакцина?

— Наши научные институты (московский и «Вектор») ведут работу в этом направлении. В мире есть вакцины — в Китае, но у них штаммы другие. Вообще, в мире более 30 штаммов этого вируса. Сейчас в стране мы первые по заболеваемости. Россия занимает второе место в мире, на первом — Китай. Международное ученое сообщество обменивается методиками. Мы надеемся, что в дальнейшем вакцина в России появится. Но это не будет обязательная вакцинация, ведь она не актуальна на всей территории страны. Поэтому главное — профилактика и создание безопасных условий жизни людей — как со стороны органов госвласти, так и самих граждан.

Автор:Айгуль НУРГАЛЕЕВА
Читайте нас: