Все новости
Cоциум
25 Июля 2022, 13:15

Почему вши не победили социализм

О трёх китах советского чуда — индустриализации, ГОЭЛРО, коллективизации — написано много. А о четвёртом — санэпидемизации — почти ничего

из открытых источников Так выглядит сегодня одна из уфимских бань, построенная в 1950-х годах.
Так выглядит сегодня одна из уфимских бань, построенная в 1950-х годах.Фото:из открытых источников

Общественные бани в 40 — 50 годы прошлого века намеренно строили в стиле итальянского Возрождения: перед фасадом ряд величественных колонн, на них опирается козырек с барельефом, высокие окна.

Какая баня?! Это же дворец! В таком здании не справляют телесные нужды, они, казалось бы, не для помывки.

Они для духовного! Но архитектура способна соединить несоединимое. В молодой стране, победившей социальное неравенство, решили так: надо заботиться о простых строителях социализма, об их здоровье. Беречь население от вшей, чумы, холеры и прочих инфекций. В бани люди должны ходить с удовольствием, как в культурное заведение, в любое время. Сегодня бань с колоннами в Уфе осталось мало. Точнее, кажется, только одна, в Черниковке.

Она последний свидетель целой эпохи успешной борьбы с микробно-вирусной заразой, которая подстерегала людей в стране, разрушенной после двух войн — Гражданской и Великой Отечественной. Было понимание, что простой человек в эпоху индустриализации и коллективизации есть основной капитал. А между тем нам грозят новыми напастями. Хотя не побежден еще коронавирус.

«Капитал» Маркса в новом смысле

Образно говоря, эпохальная книга «Капитал» Карла Маркса получила продолжение, когда строители социализма вложили в название новый смысл, возможно, неожиданный для самого автора. Капитал — это люди.
После Гражданской войны создается система санитарно-эпидемиологических учреждений. В Башкирии формируется отдел здравоохранения при наркомате внутренних дел, преобразованный в сентябре 1919 года в народный комиссариат здравоохранения под руководством врача Гумера Куватова.

Очень тяжелые условия. Всеобщий голод в 20-е годы меняет привычные жизненные представления — пища становится главной ценностью. Вопросы чистоты и гигиены, заботы о здоровье уходят на второй план. Как следствие — эпидемии брюшного, сыпного и возвратного тифов захлестывают весь край, заболевает около 40 процентов населения.

В 1922 году в республике вспыхивает эпидемия холеры. На экстренном заседании президиума ЦИК республики решено создать чрезвычайную комиссию по борьбе с эпидемией. Определены главные задачи: устройство «летучих» железнодорожных вагонов, подача скорой помощи на дому, развертывание сети холерных бараков, санитарная обработка и очистка населенных мест.

В медико-санитарные отделы комиссией разослано пятьсот литров антихолерной дивакцины. В кратчайшие сроки большей части населения сделаны прививки, оборудованы карантинные пункты, проводится санитарная очистка городов и сел, погребение тел людей, умерших на улице. Большое внимание уделяется улучшению водоснабжения, так как через воду передаются инфекционные заболевания. Благодаря принятым санитарным мерам рост заболевания удается остановить. К концу лета 1922 года эпидемия холеры ликвидируется, и чрезвычайная комиссия распускается.

Наркомздрав Башкирии в двад­цатые годы развертывает борьбу с такими социальными болезнями, как туберкулез, сифилис, трахома. Формируются специальные передвижные отряды по борьбе с инфекционными заболеваниями, строятся общественные бани на селе. Открываются кожно-венерологический и противотуберкулезный диспансеры, на базе глазной больницы организован трахоматозный институт, создается научно-практический кожно-венерологический институт.

Чрезвычайные «сантройки»

Еще в декабре 1919 года в республике была образована чрезвычайная комиссия по борьбе с тифом — чекатиф. Руководством к действию для нее становится фраза Владимира Ленина «Или вши победят социализм, или социализм — вшей!».

Мест в больницах не хватает. Распоряжением чекатифа в госпитали превращают школы, клубы, другие здания. В 1920 — 1921 годах в Уфе объявляют «недели чистоты»: убираются базарные площади, дворы, места складирования навоза и нечистот.

Чекатифы создают на местах «сантройки», в их состав обязательно входил врач. «Тройки» имеют чрезвычайные полномочия: могут реквизировать у местных жителей кровати, постельные принадлежности и белье для больниц, привлекать людей к уборке городов, рытью могил и захоронению трупов.

Весной 1920 года ситуация с тифом постепенно улучшается, но заметное падение заболеваемости начинается лишь с 1923 года. К 1941-му тиф в СССР практически ликвидируется.

Особые бани у Солдатского озера

В августе — октябре 1920 года в Башкирии проводят целый комплекс противоэпидемических мер. Вот фрагмент из отчета: «Необходима временная полная изоляция Уфы от фронта и центра, то есть прекращение доставки в нее эпидемических больных с фронта и беженцев из голодающего центра. На два-три месяца прекратить подвоз больных с фронта. За эти месяцы энергично обеззаразить город. Вторая мера — расширение изоляционного убежища, оборудование при двух функционирующих в городе банях простейшего типа дезкамер, разделение города на санитарные районы. Воинским частям должны быть выделены особые бани у Солдатского озера, снабженные дезкамерами…»

Из протокола описи очагов эпидемии сыпного тифа: «С первых же дней вступления Красной Армии в Уфу в июне 1920 года можно было предвидеть, что эпидемия тифа будет очень сильная. В больницах города уже размещены около 400 больных сыпным тифом. Кроме того, город находится в очень плохом санитарном состоянии: больничный инвентарь частично вывезен, большой процент медперсонала эвакуировался с белыми. Вся губерния осталась без санитарного надзора. К этому прибавились близость фронта, перебежчики из армии Колчака, которые представляют подходящий материал для распространения болезни». Так оно и случилось. Уже в июле 1920 года число больных возросло только в Уфе до 713, в сентябре — до 1231, в ноябре — до 5598 человек.

Сельское население бежит в города

В 30-е годы за счет активной иммунизации населения и других противоэпидемических мер удается достигнуть значительных успехов в борьбе с инфекционными болезнями. К середине десятилетия натуральная оспа ликвидируется на всей территории страны. В три раза снижается заболеваемость брюшным тифом. 15 ноября 1932 года в Уфе открывается Башкирский медицинский институт. В 1934 году на базе Башкирского медицинского техникума имени Нариманова создается медицинский техникум в Бирске, в 1935 — 1936 годах открываются медицинские школы (позднее ставшие училищами) в Белорецке, Белебее, Стерлитамаке. Понемногу решается проблема с кадровым дефицитом в здравоохранении.

В 1932 — 1933 годах Советский Союз охватывает небывалый голод. Сельское население бежит в крупные города на развернувшиеся гигантские стройки, тяжелые санитарные условия вызывают широкое распространение инфекционных болезней: сыпного тифа, малярии, кишечных инфекций. Возникает необходимость в чрезвычайных мерах по борьбе с эпидемиями, улучшению санитарного состояния крупных городов. В 1939 году в Башкирии уже развернуты Баймакская, Бирская, Стерлитамакская, Мелеузовская, Янаульская межрайонные противоэпидемичес-кие станции.

В конце 30-х годов о Башкирии заговорят как о «втором Баку». Санитарно-эпидемиологические службы республики совместно с учеными Башкирского мединститута изучают заболеваемость рабочих, санитарно-гигиеническое состояние местности, где добывается нефть.

Убийцей стало... зерно

В годы войны в Башкирию перебрасываются сотни предприятий и учреждений научной, промышленной отраслей, тысячи людей из прифронтовой зоны. Башкирия кормит, одевает, обувает, лечит.
Эвакуированные не выносят тягот дальней дороги. Из-за отсутствия воды, гигиены опять возникает риск заболеваний тифом, туберкулезом. Как не допустить завоза и распространения инфекционных заболеваний среди эвакуированного и местного населения — эта задача становится практически невыполнимой.

Проводится массовая иммунизация населения от брюшного тифа, дизентерии, холеры. Ликвидируются отдельные очаги паразитарных тифов, кишечных инфекций, в городах и селах увеличивается количество бань, дезкамер, открываются новые районные санэпидемстанции.

Еще одно страшное явление, не имеющее аналогов в истории мировой медицины и унесшее жизни тысяч людей, — эпидемия некротической и септической ангины (лейкопения) в БАССР. Весной 1942 года такие случаи зафиксированы в Бузовьязовском, Чекмагушевском, Гафурийском, Бижбулякском, Уфимском, Буздякском, Шаранском, Кандринском, Благовещенском районах — из-за употребления в пищу перезимовавшего под снегом зерна. Сельское население проинформировано о последствиях употребления в пищу отравленного зерна, однако голодные люди продолжают его есть. Председателям колхозов поручено организовать контрольные посты и не допускать неорганизованного сбора ядовитого зерна, после таяния снега немедленно его сжигать или вспахивать поля с перезимовавшим под снегом зерном и сорняками. Для поддержки самых слабых по районам распределяют продукты: муку, яйца, масло, крупы. Благодаря срочным мерам, в том числе широкой разъяснительной работе среди населения, к 1945 году эпидемию удается ликвидировать. Но пробы зерна для определения его ядовитости продолжаются вплоть до 1946 года.

Баням работать круглосуточно!

Из санитарно-эпидемиологической справки за 1947 год города Черниковск: «В целях благоустройства и очистки города необходимо ускорить процесс строительства канализации. Заводы выпускают отработанные промышленные воды в реку Уфимку. Неудовлетворительная работа бань в зимние месяцы, большая скученность и завшивленность населения послужили основными факторами, способствующими распространению сыпного тифа. По решению горсовета все бани города переведены на круглосуточную работу. Резкий рост дизентерии произошел из-за крайне антисанитарного состояния территорий и санузлов города и периодического выключения водопровода на несколько дней».

На первое место среди причин смертности населения в годы Великой Отечественной выходит туберкулез. Число коек в туберкулезных больницах страны возрастает почти вдвое. В 1947 году в республике полностью восстановлены свернутые во время войны тубучреждения.

В период народных несчастий в России всегда усиливалось религиозное влияние. Во время эпидемий в Уфе и ее окрестностях устраивали «чрезвычайные» крестные ходы.

Санитары и эпидемиологи, объединяйтесь!

В 50-е годы завершается ликвидация последствий войны. В северной части Уфы, а также в промышленных центрах — Салавате, Ишимбае, Стерлитамаке — идет активное развитие нефтеперерабатывающей отрасли. В это время строятся Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Уфимский завод синтетического спирта, начинается проектирование Нижнекамской ГЭС, идут работы по строительству Павловской ГЭС. Перед санитарной службой встают новые задачи в области гигиены труда и охраны окружающей среды, изучается дозируемое воздействие отдельных веществ на окружающую среду. Это ложится в основу научного обоснования предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнителей в атмосфере, водоемах, почве. Этими понятиями экологи и специалисты оперируют и сегодня.

Холеру в Уфу не пустили

Летом 1970 года южные регионы СССР охватывает эпидемия холеры. По одной из версий, болезнь завозится на территорию Каспийского региона из Ирана, а затем распространяется на Черноморское побережье Кавказа, Крым и юг Украины.

Астрахань, Одессу и Керчь закрывают на полный карантин. Тысячи отдыхающих вместо пляжей оказываются в тесноте санитарных изоляторов. Люди начинают массово покидать черноморское побережье, штурмуют самолеты и поезда.

Чтобы не допустить распространения инфекции, приходится ставить на карантин целые железнодорожные составы, прибывающие в Башкирию с юга. Женщин с маленькими детьми отправляют в инфекционные больницы. Остальные пассажиры надолго остаются в поездах, которые примерно на пять дней становятся обсервационными пунктами. За чистотой следят строго, вагоны дезинфицируют. За приехавшими с отдыха людьми ведется наблюдение: врачи измеряют температуру, берут анализы, напоминают о мытье рук. Пассажиров обеспечивают качественной водой и питанием. Вагоны, стоящие в стороне на железнодорожных путях, оцеплены милицией и солдатами внутренних войск. В столице вводится особый противоэпидемический режим: пляжи на Белой закрывают, купание и рыбная ловля запрещены.

Эти меры спасают ситуацию — холеру в республику не пускают. Эпидемии холеры удается избежать и в 1972 году, когда она сначала появляется в Уфе, а затем в Бирском и Благовещенском районах.

Факультет открыли, закрыли, опять открыли

Стремительная урбанизация, бурное развитие нефтяных и химических производств, широкое внедрение химических препаратов в сельском хозяйстве требуют усиления санитарно-эпидемиологического надзора, подготовки высококвалифицированных кадров санитарно-гигиенического профиля. В 1970 году в Башкирском государственном медицинском институте имени 15-летия ВЛКСМ открывается санитарно-гигиенический факультет. В дальнейшем факультет ежегодно будет выпускать 85 — 125 специалистов.

В 1990 году факультет закрывается. Специалистов не готовят практически десять лет, что остро сказывается на обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия. Поэтому в 2000 году решением правительства республики обу­чение на факультете возобновляется. И, как показало время, очень вовремя.

с сайта Realnovoevremya.ru Так перевозили трупы людей в период всеобщего голода в 20-е годы.
Так перевозили трупы людей в период всеобщего голода в 20-е годы.Фото:с сайта Realnovoevremya.ru
с сайта Realnovoevremya.ru Вопросы чистоты и гигиены во время голода обычно уходят на второй план.
Вопросы чистоты и гигиены во время голода обычно уходят на второй план.Фото:с сайта Realnovoevremya.ru
с сайта Realnovoevremya.ru
Фото:с сайта Realnovoevremya.ru
Автор:Эльвира КОРЕЗА
Читайте нас: