Все новости
Cоциум
24 Июля 2022, 13:15

В нашем чате появился замечательный сосед

Лучше дружить виртуально, чем никак

коллаж Эльвиры БАЛТАЧЕВОЙ
Фото:коллаж Эльвиры БАЛТАЧЕВОЙ

Есть такой добрый и домашний праздник — День соседей. Точнее, в России их даже два: один отмечается в конце мая, а другой, День дружбы соседей, в конце июня. Праздники придумать не проблема — было бы что праздновать, ведь хранить традиции добрососедства в наше время не так-то просто.

Где рождение справляли всем двором…

В честь праздника наша газета устроила в социальных сетях конкурс на лучший рассказ о соседях. Читатели написали несколько замечательных историй, но бросается в глаза: большинство достойных подражания примеров добрососедства — это отношения людей старшего поколения либо завязавшиеся в прошлом. И веет от них ностальгией по старым добрым временам или же уютной и размеренной сельской жизнью, где люди не гонятся за стремительной современностью, а живут согласно традициям. Кстати, наш конкурс завершается 27 июля, так что у желающих поучаствовать еще есть немного времени.

В больших же городах дружные сообщества жильцов многоквартирного дома все чаще остаются лишь в детских воспоминаниях. Верные друзья-приятели, оставляющие ключи под ковриком и допоздна гоняющие мяч во дворе; «комитеты» дворовых бабушек на лавочках, помнящих наизусть биографию и личную жизнь каждого жильца; соседи, обменивающиеся друг с другом солью, спичками, проблемами и радостями — куда они все подевались? На замену пришли домофоны, видеокамеры, железные двери с тремя замками и люди, месяцами и годами судящиеся друг с другом из-за какого-нибудь ящика в общем коридоре или шумных детей. Что же случилось с прекрасными традициями?

Виноваты прежде всего изменения в нашей психологии. Чувство коллективизма все чаще объявляется пережитком прошлого, приметы же нынешнего времени — автономность, обособленность, тотальное недоверие к окружающим и нехватка времени на любое общение «не по делу». Особенно молодежь не понимает, зачем устраивать из подъезда общежитие? Живет кто-то там у тебя за стенкой и пусть живет, лишь бы не мешал.

— Поболтала как-то раз в лифте с соседкой, теперь мимо не пройдешь — приходится выслушивать от нее новости, — жалуется 35-летняя Анна. — Вечером выхожу на балкон белье повесить — и опять она тут как тут, на соседнем балконе, зовет к себе на чай. Вот доживу до пенсии, тогда и буду с соседями чаи гонять, а сейчас у меня ни времени, ни желания.

А в квартире другой молодой уфимки дверной звонок и вовсе уже пару лет отключен.

— Мне без него спокойнее, никто не разбудит спящих детей, — рассуждает она. — У домашних есть ключи. Гости позвонят в домофон или по телефону. Соседи? Я с ними не общаюсь, зачем им ко мне приходить?

Кстати, нежелание людей знать друг друга и общаться с теми, кто рядом, психологи сегодня называют социальным аутизмом, а социологи — кризисом соседства. Но что с этим делать, они пока не знают.

Если рядом с тобой чужой

Есть, правда, у добрососедства былых времен и более прозаичные причины. Во-первых, в СССР новостройки нередко заселялись жильцами идущих под снос бараков или работниками одного предприятия. И все новоселы, одновременно переехавшие и дружно взявшиеся за ремонт и обустройство, сразу оказывались знакомыми.

Во-вторых, получив жилье от государства, люди меняли его крайне редко. Поэтому жильцы одного дома знали друг друга десятилетиями, вместе росли их дети, а то и внуки — все свои и никаких чужаков. Сейчас все по-другому — люди постоянно «кочуют», съезжаются-разъезжаются, расширяются и размениваются, покупают или снимают новые квартиры. Лично я, хотя и живу в доме восемь лет, даже на своей лестничной клетке знаю не всех — жильцы в двух съемных квартирах, кажется, меняются быстрее, чем времена года.

Однако некий костяк, живущий в доме с момента его заселения, обычно сохраняется — как правило, эти люди уже пенсионеры. И тут появляется третья проблема: желающие собраться и посудачить бабушки есть, а посадочных мест для них во дворах нет. В былые времена скамеечки стояли у каждого подъезда, а теперь они — редкость.

Мы в своем доме через это проходили: чтобы поставить скамейку, нужно собрать подписи жильцов дома и обратиться с коллективной просьбой в ЖЭУ. А с подписями проблема, многие никаких лавочек у своего подъезда видеть не желают. И их можно понять: днем там будут бабушки сидеть, а вечером — молодежь, а то и какая-нибудь шпана с пивом и сигаретами под самыми окнами. Будут шуметь, материться, мусорить, гоняй их потом.

— Не знаешь всех соседей, и радуйся, — утешила подруга. — Сейчас с соседями, особенно живущими сверху и снизу, знакомятся в основном по неприятным поводам: затопили друг друга или спать не дают. И то необязательно идти с ними лично ругаться — у тебя что, соседского чата в ватсапе нет?

Эй вы там, наверху!

Месяц назад у меня дома случилась неприятность: зашла я в ванную, а на голову капает. Аккуратно так, прямо с плафона под потолком — сразу и не заметишь. Я, конечно, немедленно отправилась к незнакомым мне соседям сверху, но дома никого не оказалось, что в разгар рабочего дня вполне естественно. Вернувшись в квартиру, обнаружила еще пару источников непрошенного водоснабжения: капало с потолка в коридоре, текло по стене туалета. Что делать? «У меня что, соседского чата в ватсапе нет?» — вспомнила я, в легкой панике бегая с тряпкой и ведром.

По опыту родительских школьных чатов мне отлично известно, что подобные виртуальные площадки, как сейчас модно говорить, токсичны: пока добьешься нужной информации, выслушаешь кучу ненужной, а то и вовсе неуместной, только настроение себе испортишь. Но в нашем домовом чате все оказалось на удивление по делу: после моей жалобы тут же отыскалась приятельница соседки сверху и позвонила ей на работу. Та написала отлучившемуся ненадолго мужу; он экстренно вернулся домой, обнаружил, что у них тоже течет с потолка, и пошел разбираться дальше. Проблема обнаружилась еще парой этажей выше: какой-то горе-специалист из частной фирмы взялся менять счетчики, не перекрыв воду. В результате сорвало кран, и пока ждали слесаря, воды успело натечь изрядно.

Вечером «виновница торжества» долго извинялась в том же чате, все дружно охали и ахали, а соседка сверху спустилась ко мне обсудить происшедшее. А ведь если бы не чат, так бы и не познакомились.

Еще один случай: на днях по подъезду ходили какие-то «левые» газовики, пугая пенсионерок утечкой газа и навязывая им замену шлангов в плитах — срочно и втридорога. И многим бы поменяли, если б происходящее тут же не обсудили в чате. В два счета выяснили, что «протечку газового шланга» обнаружили у каждого, кто имел неосторожность открыть дверь. Кто-то проверил у «газовиков» документы — это оказалась фирма, к официальному обслуживанию нашего дома отношения не имеющая. Постановили двери им не открывать и даже полицию вызвали. Больше нас никто не беспокоил.

Новая реальность

Словом, никуда добрососедство не делось, оно просто не спеша подстраивается под новые реалии, которые далеко не во всем хуже старых. Кто видел сбежавшую из сотой квартиры рыжую кошку? Кому ведро смородины недорого? Раньше помочь могло только объявление на двери подъезда, которое люди читать будут несколько дней по вечерам, возвращаясь с работы. За это время кошка будет уже за тридевять земель, а ягоды испортятся. Теперь обратная связь поступает практически мгновенно.

Чья машина на газоне припаркована? Кто мусор с балкона выбросил? От собственного смартфона за железными дверьми не спрячешься, даже отключив звонок: теперь общественное порицание достанет везде.

Кстати, в домашних чатах хамят гораздо реже, чем в каких-либо других. Вполне понятная закономерность: чем легче собеседникам встретить друг друга в реальности, тем вежливее они будут и в чате.

А как же в этой новой реальности бабушки и дедушки? Принято считать, что пожилые люди и новые технологии малосовместимы, но смартфоны, мессенджеры, интернет давно уже вещи не новые, а вполне привычные. И как ни удивительно, прирост пользователей интернета в последние годы идет как раз за счет бабушек и дедушек. К примеру, только за 2020 год количество таких «продвинутых» пенсионеров выросло на 10 процентов. Среди людей 55 — 65 лет интернетом и мессенджерами пользуется 66 процентов, старше 65 — 36 процентов, и эта цифра постоянно растет.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Башкирии планируется активно развивать ТОСы — территории общественного самоуправления. Это самоорганизация граждан по месту их жительства, по сути — объединения соседей для решения общих задач. Основной задачей таких объединений является благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. В Агидели, например, жители, объединившись, сами ремонтируют подъезды. В Башкирии в качестве юрлиц зарегистрировано десять ТОСов, хотя на деле их около 700.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: