Все новости
Cоциум
27 Июня 2022, 13:15

Отучусь — и больше не вернусь

Вкладываясь в обновление учебных заведений, Башкирия остаётся без профессиональных кадров

Александр ДАНИЛОВ  Кто из студентов будет отдавать профессиональный долг Родине?
Кто из студентов будет отдавать профессиональный долг Родине?Фото:Александр ДАНИЛОВ

На северо-востоке республики жизнь медом не казалась никому и никогда. Проблем здесь вечно хватало с избытком, несмотря на различные программы поддержки региона. Конечно, какие-то отдельно взятые вопросы решать удается. Но остается целый ворох тех, которые ежедневно вынуждают погружаться в непростые размышления руководителей районов и хозяйств.

Одна из основных — нехватка кадров на селе.

Северный прицел

Погода в этих краях очень непредсказуема. Вот и день нашего приезда в Малояз, райцентр Салаватского района, выдался сереньким, дождливым.

— Нам не привыкать, — приветствует заведующий филиалом Дуванского многопрофильного колледжа Рафис Гибадуллин. И сразу переходит к сути вопроса: — Ребята и девушки у нас обу­чаются по пяти основным направлениям. Выпускаем механизаторов, сварщиков, поваров. Все профессии востребованы. По мере возможности отслеживаем будущее тех, кто у нас отучился, помогаем с трудоустройством. Вот только...

Ох уж это «вот только»... Основная загвоздка в том, что, отслужив в армии по окончании филиала, к родным пенатам возвращаются единицы. Почему так? Ничего не скрывая, сняв маску сварщика, растолковал студент колледжа Ильшат Гарифуллин:

— Мой брат тоже сварщик, учился здесь же. Так вот, сегодня он работает по вахтам на Севере и получает знаете сколько? Обещает после службы в армии меня тоже устроить в свою бригаду. Вот сами посудите: что меня ждет здесь? Мизерный оклад за тяжелый труд, невозможность достойно содержать семью. И что, по-вашему, я должен выбрать? Так что я решил твердо: отучусь, отслужу и поеду к брату. Не собираюсь никого обижать. У нас очень хорошие педагоги, мастера, передающие нам свои навыки. Огромное спасибо им всем, других слов нет. Но жизнь такова, что не оставляет выбора.

Молодой человек произнес свой монолог на одном дыхании и, надев маску, продолжил сварку сложного шва. А ваш корреспондент задумался: в принципе, и возразить-то парню толком нечего. Между прочим, уровень подготовки в колледже таков, что есть выпускники, выходящие отсюда с личным клеймом — это высший знак качества.

Победители межрегиональных, республиканских конкурсов профессионального мастерства — да кого только нет. Но в родном районе вы мало кого из них встретите. Да и то заехавших только погостить.

— Примерно такая же ситуация и с механизаторами, — вздыхает Рафис Габдуллин. — Скажите честно: вот вы бы пошли работать в поле трактористом за две-три тысячи рублей, которые работнику выдают на руки? А работа ведь очень тяжелая. Между тем мы находимся на перекрестке нескольких областей, в которых дорожники, скажем, получают в разы больше. Во многие разы, причем. Вот и выходит, что проблема сельских кадров, которые мы и призваны готовить, становится год от года все острее.

Лучшие наши ребята выбирают не село.

Уже на выходе удалось разговориться с парнем, который пожелал остаться инкогнито — учиться еще год, портить отношения ни с кем не желает. Его монолог стоит привести дословно:

— Условия обучения у нас очень достойные. Мы уважаем, любим людей, которые с нами работают. Но вот судите сами: здесь меня учат работать по высшему разряду, на американских «кейсах». А что меня будет ждать в родной деревне, если я вдруг решу туда вернуться? Раздолбанный трактор как самому молодому и зарплата, с которой будет стыдно приходить домой. В то время как благодаря полученным здесь навыкам я вполне могу работать, например, машинистом трубоукладчика где-нибудь в Приполярье, пока позволит здоровье. Зато смогу обеспечивать себя и всю родню. Еще вопросы?

Вопросов нет.

Гранты — не всему гаранты

Честно говоря, побывать в соседнем Месягутово, где расположен сам колледж, хочется пожелать каждому читателю. Даже в столичных вузах вы не всегда увидите подобное.

— Все благодаря федеральному гранту, который мы выиграли два года назад, — не скрывает заведующая учебной частью Галина Латыева. — Действительно, благодаря ему мы смогли сделать колледж в полном смысле слова продвинутым и передовым. Да вы сейчас сами все увидите. А вот что касается подготовки кадров для села... В общем, с самими ребятами и девчатами переговорите.

Если коротко — здесь много такого, о чем автор прежде даже не подозревал. Не будем говорить о всевозможных компьютерных фишках. Взять хотя бы макет коровы в полный рост — как живая, ей-богу! — с телен­ком внутри. Это пособие для будущих ветеринаров. Или вот собака — сейчас зальется лаем, берегись! Но подошедшая группа студентов изучает строение ее языка и внутренностей. Да вообще, там можно ходить и ходить, удивляясь про себя либо вслух.

Зато студенток Надежду Гаврилову и Альбину Фаттахову удивить уже вряд ли можно. Девушки рассуждают, дополняя друг друга:

— Условия обучения и проживания у нас действительно на классном уровне. А вот по поводу дальнейшей работы... Ну, я вот планирую получить еще и высшее образование, — Альбина смотрит на Надежду, которая кивает в ответ. — Что потом? Хотелось бы закрепиться в городе, где можно открыть свой бизнес или же устроиться в фирму. В деревню поехать работать? Да что вы! — обе дружно машут руками.

Думаете, это чисто девичьи эмоции? Ошибаетесь. Присутствующий при беседе Фарит Давлетбаев, тоже пока студент, сомнений не оставил. Он был краток:

— Отучусь, отслужу в армии, а дальше — только в город. Высшее образование, потом посмотрим.

Больше многих, пожалуй, увлечен своей профессией мастер Дмитрий Марченко. Он готовит будущих механизаторов, специалистов по обслуживанию техники. Показывая уникальные стенды, на которых можно обу­читься всему-всему, он не спорит:

— Конечно, большинство моих парней вряд ли вернутся в родные деревни. Пройдя подготовку на таком оборудовании, они постараются получить в дальнейшем высшее образование, закрепиться в городах. К нам ведь едут учиться ребята отовсюду — из Челябинска, Екатеринбурга, Уфы. Ну а если честно, многие потом, конечно, поедут туда, где больше платят. На Север, на нефтепроводы.

Подвести итоги мы попросили сотрудника районного управления сельского хозяйства Рамзила Гайнетдинова. Рамзил Хакимьянович оценил ситуацию так:

— Хозяйства района в большинстве своем ощущают довольно большую нехватку квалифицированных кадров. Механизаторы, доярки — все они, как правило, люди уже пенсионного или предпенсионного возраста. Даже трудно представить, что случится, если завтра они дружно отправятся на заслуженный отдых. Впрочем, я рассматриваю ситуацию в общем плане. Хотите убедиться конкретно? Давайте проедем, это совсем недалеко.

Земля останется землёй

Директор хозяйства «Рассвет» Сергей Ковалев куда более категоричен:

— Сегодня ситуация такова, что я готов принять на работу всех, кто согласен. Трактористов, комбайнеров, доярок, скотников. Причем за хорошую для села зарплату. Мы не бедствуем, нет. Но поймите: я думаю о будущем хозяйства. И не знаю, если честно, как привлечь молодежь на смену уходящим ветеранам. Понимаете, может, это крик души, но я буду всячески содействовать каждому, кто придет ко мне работать. Да, зарплаты у нас не северные. Но надо четко понять: Север — явление временное.

А земля — она была и останется землей. Сегодня я готов принять на практику хоть всех студентов нашего колледжа и оплатить им работу — поверьте, я сумею убедить их в своей правоте. И они при этом найдут самое лучшее применение своим навыкам, полученным во время учебы. А при старании — и достойную зарплату тоже.

Все увиденное и сказанное наводит на размышления. Республика смогла обеспечить село врачами, преподавателями, фельдшерами, предоставив им определенные условия. А если поразмыслить о чем-то подобном и для тех, кто поставляет кусок хлеба и стакан молока к нашему столу?

Салаватский, Дуванский районы.

А в это время

В Краснокамском районе тоже всерьез озабочены нехваткой сельских кадров.

— Это уже даже не проблема, вопрос вскоре может стать судьбоносным для села, — заявил в разговоре с корреспондентом «РБ» замглавы администрации района Радиф Аксанов. — Особенно остро он стоит в животноводстве. Сегодня доярками и скотниками работают в основном те, кому далеко «за». Причем с каждым годом ситуация становится все острее. Если завтра ветераны с полным правом махнут нам рукой и уйдут на заслуженный отдых, даже не знаю, что будем делать. Переходить на роботизацию ферм? Это я так шучу горько, никаких денег на подобные проекты мы не найдем. В чем корень этой беды? Однозначно ответить не могу. Вроде бы и платят сейчас ведущие хозяйства неплохо. Во всяком случае, хорошая доярка сегодня может заработать в месяц примерно тысяч тридцать, скотник — около этого.

Согласитесь, неплохие суммы для села. Учтем при этом, что практически все процессы механизированы. Если откровенно — я считаю, народ просто обленился. Молодежь уезжает в города учиться и возвращаться домой потом не торопится. Приведу цифры: сегодня у нас трудятся три агронома и три инженера с высшим образованием, хотя потребность как минимум втрое больше. Мы делаем что можем: беседуем со студентами, убеждаем их вернуться домой. К сожалению, сейчас практически не действует система обучения в вузах по направлениям. Это когда выпускник обязан приехать в район и отработать сколько положено. Прежде за это время молодые люди обзаводились хозяйством, семьями и уже не торопились покидать родные края. Очень много значили династии, когда дело переходило от отца к сыну, от матери к дочери. Скажу на своем примере: я пошел в сельское хозяйство во многом благодаря отцу, колхозному водителю. Он брал меня с собой в поездки с утра до ночи, давал порулить, пусть это было не всегда законно с точки зрения ГАИ. И я просто не видел для себя другого пути.

Что делать? Думаю, перелом в ситуации не за горами. Может, кому-то покажется странным, но нам во многом могут помочь все эти санкции против страны. Государство все больше поворачивается лицом к нашим проблемам. Например, в этом году район получил очень хорошие дотации на семена перед посевной. Но это не решение вопроса. Я считаю, главное — вернуть престиж жизни и работы на селе. Почему, например, такие программы, как «Городская среда», «Башкирские дворики» действуют только в городах, а не в селах? Газификация, водоснабжение деревень — тоже вопрос из разряда наболевших. Нужно совершенствовать социальную сферу: строить центры досуга, создавать зоны отдыха. Чтобы молодой человек знал, что он может хорошо провести свободное время не только в городе, но и у себя дома. Только в этом случае мы сможем удержать молодежь на селе. При этом я хочу подчеркнуть: проблемы, обозначенные мной, стоят остро для каждого района республики.

Автор:Андрей НИЧКОВ
Читайте нас: