Все новости
Cоциум
24 Июня 2022, 20:15

Оставшиеся в памяти

Башкирские нефтяники внесли огромный вклад в победу над фашизмом

из открытых источников Скважина №100, давшая первую девонскую нефть на Туймазинском месторождении.
Скважина №100, давшая первую девонскую нефть на Туймазинском месторождении.Фото:из открытых источников

В годы Великой Отечественной войны вся промышленность страны перестроилась.

«Все для фронта! Все для победы!» — это был не лозунг, а смысл жизни и для башкирских нефтяников.

После потери западных нефтяных районов Башкирии стало отводиться исключительное место в добыче и переработке «черного золота» в СССР. Не случайно именно в Уфу в июле 1941 года началась эвакуация из Москвы Наркомата нефтяной промышленности. Осенью 1941 года в Стерлитамак из Азербайджана был перебазирован трест «Азнефтеразведка», в ноябре 1941 года в Уфу эвакуировался Московский нефтяной институт имени академика И. М. Губкина, на базе которого впоследствии был создан Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Работу нефтяники республики вели в самых разных направлениях, в том числе шел поиск новых месторождений. Здесь одним из самых выдающихся успехов стало открытие в 1943 году Кинзебулатовского месторождения. В сентябре этого же года из разведочной скважины №5, пробуренной бригадой мастера Михаила Семеновича Голякова, взметнулся самый большой в истории Башкирии открытый фонтан нефти. Когда его усмирили, из этой скважины ежесуточно отправляли на НПЗ целый эшелон нефти.

Кинзебулатовское месторождение было разбурено и обустроено в кратчайший срок. Причем нехватку рабочих рук здесь, как и на многих других предприятиях, ликвидировали за счет привлечения подростков.

— Меня оформили коновозчиком в 12 лет, еще и сил не хватало лошадь запрягать. Давали за работу 600 граммов хлеба. Все так трудились, делали все, что могли, — вспоминал на встрече с молодыми рабочими Ришат Илькин, ветеран НГДУ «Ишимбайнефть».

А год спустя состоялось открытие большой девонской нефти в Туймазах. Бригада бурового мастера Андрея Тимофеевича Трипольского на скважине №100 сумела вскрыть пласты девонских песчаников на Туймазинском месторождении. Через несколько недель сотая скважина давала сырья больше, чем все ранее пробуренные на данной площади. К сентябрю 1945 года суточная добыча на Туймазинских нефтепромыслах возросла более чем в 12 раз, до 2500 тонн. Открытие большой девонской нефти в Туймазах имело огромное значение для страны на завершающем этапе войны.

Почти половину всех работников на добывающих предприятиях «Башнефти» в те годы составляли женщины. Им приходилось работать по 12 —14 часов в сутки, зачастую в две смены.

— Приходил начальник вышки, спрашивал — кто сколько сена может поднять. Тех, кто поднимал под 90 килограммов, записывали в верховые, в бурильщицы. В начале 1942 года в той же «Ишимбайнефти» работало около 350 женщин, из них в буровых бригадах — 52 человека. На промыслах «Туймазанефти» также больше половины работников составляли женщины, — такими фактами поделилась Ирина Медведева, директор Октябрьского историко-краеведческого музея имени А. П. Шокурова.

В газете «Правда» от 30 сентября 1941 года появилась статья, где было сказано: «Современная война — война моторов, она немыслима без нефти, без бензина, без масел… Нефть — хлеб современной войны механизированных армий». Нефтепереработчики республики справились с этой задачей. Например, на Уфимском НПЗ начали выпуск технического изооктана для производства авиационного бензина, причем Уфимский завод стал единственным предприятием на востоке СССР, выпускавшим специальный бензин. Раньше он производился только в Баку и Грозном.

Ни на секунду не останавливалась работа и на Ишимбайском нефтеперерабатывающем заводе. Здесь постоянно рос выпуск целевой продукции и углубление отбора нефтепродуктов. Только за 1941—1943 годы этот показатель вырос более чем в полтора раза.

…Больше половины из пяти тысяч нефтяников республики, ушедших на фронт, не вернулись. Многие из них удостоены высоких фронтовых наград. А потом фронтовики возвращались обратно на производство и отдавали дань уважения тем, кто оставался в тылу.

Вот что, например, сказал вернувшийся с войны Герой Советского Союза Петр Кулаков на встрече с коллегами:

— С тех пор как я ушел на фронт, завод изменился. Тогда многие установки не были освоены по-настоящему. Часто останавливались то на ремонт, то из-за аварий. А сейчас они работают как полагается. На заводе была грязь. Ноги не вытащишь. Сейчас повсюду дорожки. Много сделали вы за эти тяжелые годы.

Эти слова можно отнести к каждому башкирскому нефтянику тех лет. В современной «Башнефти», входящей в структуру «Роснефти», помнят и берегут историю о тех героических днях и людях, отдавших все для Великой Победы.

Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: