Все новости
Cоциум
15 Июня 2022, 11:15

«Предприятию требуются…»

Ссузы республики готовят тысячи специалистов для реального сектора экономики. Но заводы и фабрики твердят о кадровом голоде

Лилия КАЛАНТАРЯН  Работы много, рабочих мало.
Работы много, рабочих мало.Фото:Лилия КАЛАНТАРЯН

Недавняя ситуация в отделе кадров одного из туймазинских предприятий. Молодой мужчина лет 25-ти приносит на подпись заявление об увольнении. Начальник отдела интересуется причиной: «Но почему? Ты же отличный сварщик, получаешь не меньше 50 — 60 тысяч рублей». На что слышит в ответ: «Да не мое это! Я только сейчас понял, что всегда хотел стать знаменитым художником».

И это вовсе не анекдот, а реалии сегодняшнего дня. Вообще, на периферии складывается парадоксальная ситуация: работодатели готовы платить (и платят!) электрикам, станочникам, строителям, сварщикам от 30 — 40 тысяч рублей и больше. Для сравнительно небольших городов вполне приличный заработок. В то же время местные профессиональные ссузы активно пополняют рынок труда рабочими кадрами. Но заводы регулярно размещают объявления о вакансиях. В чем дело, разбирался корреспондент «РБ».

Философия дуализма

Туймазинский индустриальный колледж (ТИК) — один из немногих ссузов на западе республики, где готовят работников для машиностроительной и строительной отраслей: слесарей, электриков, сварщиков, технологов, мастеров общестроительных работ… Ежегодно только из его стен выходят около двухсот дипломированных специалистов. Однако о переизбытке рабочих рук в реальном секторе экономики здесь что-то не слышно.

— Еще пять-семь лет назад мы полностью удовлетворяли потребность промышленности в вышеперечисленных профессиях, — поясняет директор ТИК Олег Гайсин, — но сейчас спрос на них заметно вырос. Потому что только в Туймазах и Октябрьском сегодня насчитывается несколько крупных предприятий: АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», Туймазинский завод автобетоновозов, ЗПИ «Альтернатива», компания «ОЗНА», НПП «БАСЭТ» и так далее, а счет сравнительно небольших производств идет на десятки. Вот и получается, что спрос намного превышает предложение.

Чтобы насытить рынок, здесь используют различные методики подготовки кадров. Например, активно внедряют дуальное обучение, когда человек сразу и учится, и работает. Выглядит это примерно так. В ходе производственной практики работодатели отбирают самых толковых и дисциплинированных, по их мнению, старшекурсников, которым уже есть 18 лет, и заключают с ними срочные трудовые договоры. В результате студент пять дней в неделю трудится на заводе, а по субботам приходит в ссуз на занятия. Для предприятия это хорошо тем, что оно уже сейчас получает специалиста, который будет расти профессионально с учетом специфики данного производства. А для студента это отличная возможность в ходе учебного процесса наработать практический опыт, получая при этом заработную плату. Интерес к такому формату обучения растет: в том же ТИКе на дуальное обучение переведены уже две группы.

Чтобы работник не «сделал ручкой»

Тем не менее невозможность оперативно обеспечивать потребности рынка нужными специалистами — пожалуй, главная проблема в связке «ссуз — работодатель».

— Недавно ко мне обратились представители одного из местных предприятий с просьбой срочно подготовить для них узких специалистов, — продолжает Гайсин. — Однако при действующих сегодня регламентах я смогу начать набор на новую специальность только через два года. С учетом того, что срок обучения составит три года, предприятие получит дипломированных работников как минимум через пять лет. Да, в данном случае мы нашли выход из ситуации, предложив предприятию оплатить учебу на краткосрочных курсах, чтобы уже через несколько месяцев люди приступили к работе. Но готовить кадры за свой счет готовы далеко не все работодатели. Тем более если подготовка специалиста подразумевает двух-трехлетнее обучение. И их можно понять. Дело не только в том, что, получив диплом, новоиспеченный сотрудник уже на следующий день может «сделать ручкой». Реалии нашей экономики таковы, что строить долгосрочные прогнозы, в том числе кадровые, не берется никто. Максимальный горизонт планирования — один год, не больше.

Некоторые работодатели выходят из ситуации по-своему. Например, на Туймазинском заводе автобетоновозов, где за последние пять лет число работников увеличилось вдвое (сейчас здесь трудятся 1060 человек), в рамках решения кадрового вопроса активно развивают программу наставничества. Условно говоря, сюда может прийти человек с улицы и под руководством опытного работника в течение нескольких месяцев обучиться навыкам токаря, сверловщика, маляра по металлу, слесаря механосборочных работ… Да, завод — не учебное заведение, и «корочку» новоиспеченный специалист здесь не получит. Но после сдачи экзамена соответствующая запись вносится в его трудовую книжку. А далее он может работать самостоятельно и расти профессионально.

— Конечно, тех же слесарей готовят в местных колледжах, — говорит директор по персоналу Евгения Преснякова. — Но в орбиту нашей программы наставничества чаще попадают мужчины в зрелом возрасте, которые только сейчас поняли важность получения востребованной и хорошо оплачиваемой профессии. Или женщины, долгие годы трудившиеся за небольшую зарплату продавцами, менеджерами и так далее. Ими движет простой здравый смысл: средняя заработная плата, к примеру, толкового станочника у нас стартует с 50 тысяч рублей.

В свою очередь, в АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш», где работают 720 человек, молодым специалистам делают интересное предложение. Если они были призваны отсюда на срочную службу, по возвращении на предприятие в течение года они получают надбавку к заработной плате. В числе других бонусов и преференций начальник отдела кадров Татьяна Асмандиярова называет материальную помощь в значимые моменты жизни работника: на свадьбу, рождение ребенка… А еще — бесплатное питание в заводской столовой. Эта работа приносит свои плоды: каждому третьему работнику предприятия еще нет 35 лет.

Помчится тройка удалая

Впрочем, говорить о том, что государство полностью устранилось от решения этой проблемы, будет неверно. Так, в этом году в России стартует федеральная программа «Профессионалитет». Ее главное отличие от ныне действующей схемы среднего профессионального образования в том, что наряду с государством в образовательный процесс планируется вовлечь ведущие предприятия, которые одновременно станут и его соинвесторами. При этом интенсивность обучения возрастет, а сроки учебы сократятся на год. В симбиозе «государство — ссуз — предприятие» это выгодно всем сторонам. Ускоренный учебный процесс подразумевает существенную экономию для бюджета, а производства будут более оперативно пополняться подготовленными рабочими кадрами.

— Что касается нашей выгоды, ожидается, что в учреждениях среднего профессионального образования серьезно улучшится материально-техническая база, — поясняет Олег Гайсин. — Как известно, совсем скоро в стране в рамках «Профессионалитета» появятся 70 образовательно-производственных кластеров. В Башкирии в кластер «Центр подготовки кадров машиностроительной отрасли» войдут Уфимский машиностроительный колледж и ОДК-УМПО. Насколько мне известно, из федерального бюджета на это выделят 100 миллионов рублей, из республиканского — 80 миллионов, еще 30 миллионов добавит предприятие. Эти деньги пойдут на покупку оборудования и станков, ремонт мастерских, учебных корпусов и общежития колледжа. А недавно стало известно, что начался второй этап отбора ссузов для дальнейшего формирования подобных кластеров.

Очень надеемся, что мы пройдем этот отбор. И вместе с Туймазинским заводом автобетоновозов войдем в аналогичный кластер. Для этого предприятия данная тема показалась интересной. В том числе потому, что на его территории планируется создать промышленный технопарк.

Радует Гайсина и другое. В рамках объявленного в республике Года модернизации профессионального образования колледж получит из регионального бюджета средства на капитальный ремонт. По его мнению, обновленное учебное заведение резко повысит свою привлекательность для абитуриентов.

— Когда потенциальный студент видит помещения а-ля 90-е с допотопным оборудованием — это одно. И совсем другое, когда он попадает в современное образовательное учреждение, — говорит Олег Альвиртович.

— Мы граничим с Татарстаном, где подобную работу начали намного раньше. Посетив наш ссуз и, к примеру, колледж в Альметьевске, сегодня старшеклассник десять раз подумает, прежде чем сделать окончательный выбор. Хотя хорошо известно: где человек отучился, там он чаще всего и остается жить и работать.

Цена вопроса

Кстати, оснащение технических ссузов — чуть ли не самая главная головная боль их руководителей: на это требуются колоссальные средства. К примеру, сегодня промышленным предприятиям очень нужны токари, фрезеровщики, операторы станков с числовым програм-мным управлением. Но еще несколько месяцев назад тот же станок с ЧПУ стоил многие миллионы рублей. Понятно, что приобрести его самостоятельно не сможет ни один ссуз страны. Да, правительство нашей республики в меру сил помогает решить эту проблему. В частности, благодаря полученному после Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) современному оборудованию в том же ТИКе открылась отличная сварочная мастерская на пять рабочих мест. Но если сюда придут многомиллионные федеральные гранты, техническое перевооружение пойдет совсем другими темпами. Следовательно, в ссузы пойдет намного больше абитуриентов.

— Я искренне в это верю, — говорит Гайсин. — Причем мощная финансовая поддержка системы СПО в первую очередь выгодна государству. Потому что одно дело, когда в ссуз идет двоечник, для которого главное — получить хоть какой-то диплом. И совсем другое — умный, образованный подросток, изначально замотивированный на получение качественных знаний. А затем и достойного места работы.  

г. Туймазы.

Алексей ШИЛЬНИКОВ

Читайте нас: