Пресс-конференция главы администрации Уфы Ратмира Мавлиева собрала по традиции большое количество журналистов. В отличие от первой, длилась она долго — два часа. Задать вопросы смогли все желающие, и не по одному разу. О чем же поведал мэр города, уже успевший осмотреться на новом рабочем месте?
— Мы уже презентовали часть нашего брендбука, который будет сопровождать все мероприятия к 450-летию Уфы. Это хвост нашей куницы, которая значится на гербе города. Основную часть брендбука мы представим на Дне города, — сообщил Ратмир Мавлиев.
Мэр также назвал юбилейные объекты, по которым уже начата работа. Это центр спортивной борьбы, комплекс сооружений для гребного слалома, театр кукол, арочный мост. Начата реализация проекта «Южные ворота», определяется подрядчик для строительства Евразийской библиотеки.
Уфа — это в первую очередь город для пешеходов, заявил мэр.
— Мы проанализировали состояние тротуаров: на 128 улицах их нужно построить, а на 159 — отремонтировать. Речь в общей сложности идет о 240 километрах пешеходных дорожек, — отметил Ратмир Мавлиев.
Последние два года в городе ремонтировали всего по пять километров тротуаров, в нынешнем году приведут в нормальный вид 11 километров.
— Но этого недостаточно, — подчеркнул мэр. — Мы должны статью расходов на строительство и ремонт тротуаров увеличить кратно, выйти на 30 — 40 километров в год. Комфорт наших жителей — это главная задача.
Сегодня в Уфе больше 52 километров заборов. Часть из них можно демонтировать и там, где есть возможность, посадить кустарники. Бригады уже приступили к демонтажу ограждений, кустарники планируется высадить осенью.
Заборы останутся возле школ и детских садов, где они действительно нужны.
В рамках акции «Зеленая Башкирия» в городе заложили 22 аллеи, высажена почти тысяча крупномеров. Сегодня активно высаживается гортензия: из 3600 кустов посажено около 2500.
— Там, где возможно, будем применять капельный полив. Это позволит доносить влагу до деревьев. Кроме того, нужно высаживать больше многолетних цветов и меньше однолетних, чтобы избежать большого расхода средств, — отметил Ратмир Мавлиев.
— Самый объемный и интересный проект мог бы стать изюминкой нашей столицы, — подчеркнул мэр, говоря о маршруте «Уфимском ожерелье». — Он учитывает особенности города — что он достаточно вытянутый — и создает маршрутную сеть протяженностью 70 километров.
На первом этапе будет обустроен маршрут от Дежневской лестницы до СОК «Биатлон», затем — в парке «Уфимские липы». Вдоль дорожек смонтируют освещение, что позволит гулять вечером, ночью. Будет создана среда, максимально приближенная к природе, — деревянные навигаторы, скамейки.
— Я убежден, что это место в течение нескольких лет наберет популярность. Здесь можно будет провести время, погулять, позаниматься спортом. Главное — чтобы там было безопасно, охрана должна быть, — отметил мэр.
В этом году город приобретет 88 единиц коммунальной техники. Общее ее количество возрастет до 613 единиц. Автопарк планируется обновлять ежегодно. А еще в Уфе будут плавить снег.
— У нас всего один снегоплавильный пункт на тысячу кубометров в сутки. Определен подрядчик на проектирование еще одного — на улице Сагита Агиша на 1,5 тысячи «кубов». А пункт на улице Трамвайной реконструируем, увеличив мощность до 2 тысяч кубометров. Но и это еще не все: в городе должно быть как минимум пять снегоплавильных пунктов, — пояснил Ратмир Мавлиев.
В Уфе достаточно активно обновляется парк автобусов. В этом году 442 машины приобретут частные перевозчики, из них 185 — большого класса. Кроме того, 63 новых «НефАЗа» выпустит на линию «Башавтотранс».
А где же обещанные «ЛиАЗы», которые подарила Москва?
— «ЛиАЗы» пришли — больше тридцати из пятидесяти, но состояние у них разное, они требуют ремонта. Прежде чем выпускать на линию, их надо освежить. Точные сроки обозначить сложно — это зависит от наличия запчастей и финансирования, — отметил мэр.
Кроме того, в этом году ожидается поставка 45 троллейбусов. А вот с трамваями все сложнее.
— Развитие трамвайной сети — актуальный вопрос, который должны решать профессионалы с учетом мнения жителей, — пояснил Ратмир Мавлиев. — Если просто соединить линии, проложив пять километров пути, и поставить на рельсы старые трамваи, не думаю, что этот маршрут будет востребован. Нужно менять рельсы и подвижной состав. Это требует времени и, конечно, инвестиций. Вопрос остается открытым, мы над ним работаем.
Что касается судьбы МУЭТ, то мэрия занимается и этим.
— Многие пытаются раздуть из этой проблемы нечто большее. Процесс под контролем, от проблемы мы не отстраняемся, — заявил Ратмир Мавлиев.
А вот обещанные поставки трамваев из Москвы «подвисли», хотя, как подчеркнул мэр, отказываться от этих планов было бы неправильно.
Арт-объект для кольцевой развязки на Центральном рынке, победивший по результатам конкурса, уфимцам вообще не понравился.
— Идея светлая была. В общей сложности на конкурс поступило 50 работ. Среди них были и чак-чак, и котики, и лампочки, и тульский самовар. Выбранная работа — «Тепло рук» — на самом деле была лучшей. Это мнение жюри, но если население против, мы настаивать не будем, — прокомментировал ситуацию мэр.
Решение пока не принято, предложение прорабатывается более детально.
— Давайте опираться на мнение жителей. Если другой объект победит, будем на него ориентироваться, — предложил Ратмир Мавлиев.
— Несколько дней назад мы проводили выездное совещание на улице Октябрьской Революции. Во-первых, там нужна охрана — в дома забираются мародеры. Сейчас наняли ЧОП, который будет смотреть, чтобы дома хотя бы не разрушались.
Во-вторых, мы зашли во дворы. Там туалеты стоят — это не дело. Объекты надо сохранять, но туалеты — демонтировать, — отметил мэр.
Назвав проект «шикарным» и «прекрасным», Ратмир Мавлиев задал главный вопрос: за чей счет его реализовать.
— Попробуем привлечь федеральное финансирование, тем более что определенные договоренности уже появляются, — подчеркнул он. — Сейчас из 40 объектов на десять уже разрабатывается документация, которая позволит предоставлять их бизнесу. В этом году прибавится еще десять. Так что приглашаем всех желающих с предложениями на наш инвестчас, — отметил мэр столицы.