Все новости
Cоциум
26 Мая 2022, 13:15

Вспомнить. Поклониться. Восхититься

Память о героях сильнее времени, убеждают авторы сочинений, присланных на конкурс, который объявила редакция «Республики Башкортостан»

Муса Гареев (на фото — в центре) стал героем нескольких поколений.
Муса Гареев (на фото — в центре) стал героем нескольких поколений.

Смерть, лишения, потери, отвага, слава — никто не в силах переписать или стереть эти слова из летописи человеческой жизни. Уже 78-й год страницы, исписанные кровью миллионов, доносят правду о войне, которая просто бездонна. Самые страшные беды и ужасы войны обнажают лучшие качества в человеке: храбрость, верность, силу и стойкость.

Мы знаем об этом с детства — из рассказов старшего поколения, из кинофильмов и книг. Каждый год 9 мая мы вновь и вновь испытываем чувство единение со всей страной, идущей в колоннах Бесмертного полка.

Но торжества проходят, а память и любовь к фронтовикам должны жить, несмотря на возрастающую временную дистанцию между веком нынешним и веком минувшим. Что нужно сделать, чтобы эхо ушедшей героической эпохи не стихало, чувство подлинного, настоящего не притуплялось, вызывая гордость за причастность к исторической судьбе народа-освободителя, за то, что живем на земле, подарившей Родине героев?

Можно влиять на умы и сердца молодых людей на уроках и лекциях, а можно попытаться предложить им самим сесть за стол и написать сочинение о судьбах тех, кто прошел войну и совершил подвиг. Материалом для размышлений послужила биография и книги дважды Героя Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева, столетие со дня рождения которого вскоре будет отмечать вся республика.

Говорить и писать о войне и творцах Победы всегда сложно и ответственно. Для тех, кто решил принять участие в конкурсе сочинений, темы были конкретизированы. При этом мы обращали внимание на необходимость размышлять над фактами биографии героя, сопоставлять их с событиями новейшей истории. Подавляющее большинство ребят справились с этой задачей, а работы некоторых из них даже могут претендовать
на исследования.

Главное все же в том, что мысли и впечатления юных авторов базировались на запасе эмоций, которые они испытали, знакомясь с большим потоком информации. Выходит, искренне излагали свои взгляды на ценности той победы, память о которой коллективный Запад пытается стереть у нынешних поколений россиян.

Будем надеется — безуспешно. Есть на то основания.

Яркие мечты яркеевцев

Самыми активными участниками прошедшей акции стали ребята из Илишевского района, что вовсе не удивительно — кому, как не им, гордиться и восхищаться героическим земляком!

Тимур Шарипов из лицея села Нижнеяркеево, обращаясь к Мусе Гайсиновичу, мечтательно вздыхает: «Эх! Познакомился бы с вами лично!» Сожалеет об этом же и Айназ Мифтахов, тоже илишевец.

Эллина Загитова из Ябалаково в своем сочинении-письме размышляла о том, кем бы мог стать парень из башкирской глубинки, «например, трактористом или агрономом… Но однажды увидел высоко над землей самолет», и его покорило небо.
Раяна Сатарова из Вехнеяркеево рассказывает о том, как организовано патриотическое воспитание молодого поколения. Ее папа, учитель технологии, ведет кружок авиамоделирования. Под его руководством «юные конструкторы сделали и подарили музею… макет самолета У-2».

Семейные предания

В относительно мирное время сложно ощутить на себе все трудности, с которыми сталкивались люди, пережившие войну, соприкоснувшиеся с ужасами происходившего на полях сражений. Память о тех героях хранят не только километры кинолент, многие тысячи страниц фронтовых исповедей. Она передается устно из поколения в поколение, в кругу семьи. Это не технологии, не дежурные слова из методичек. И эта неразрывная связь нашла отражение во многих работах.

Девятикласснице уфимской гимназии №115 Дарье Поникаровой «бабушка рассказывала о военном детстве». О своем прадеде-фронтовике сообщает восьмиклассница из Мишкино Анна Юрьева, изучивщая семейный архив. Эльдар Мухаметшин из уфимской школы №23 пишет: «Только в 1948 году мой прадед вернулся с фронта. Раны на его теле зажили, но вот душевные — не заживали. Очень много горя было пережито на поле боя — потеря сослуживцев, ранения, атака, обстрел, бомбежка… Мама говорит, что дедушка вспоминал все ужасы войны со слезами на глазах».

Десятиклассница уфимской гимназии №105 Алия Абдрахманова вспоминает своих прадедов. Двое из них «воевали с фашистами в составе легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии». Боевой путь другого пролегал поблизости от фронтовых маршрутов Мусы Гареева, только прадед бился с фашисткой пехотой на земле, а прославленный летчик наносил удары с воздуха. Ляйсан Хасанова из Стерлитамакской полилингвальной школы №23 тоже склонна считать, что «где-то рядом с вами воевал и мой прадедушка». Об этом же сообщает Айлина Сулейманова из Аскино — ее прадед воевал под Мариуполем, где сражался башкирский ас. Папе Айлины тоже была уготована военная судьба — он «участник боевых действий в Чеченской Республике. И каждый для меня Герой!» — с гордостью заявляет девочка.

Сыновей кличет Родина

Участников локальных войн и нынешней операции по демилитаризации и денацификации Украины вспоминали многие авторы. Куда же деться нашим детям от того, что происходит сегодня, чем живет страна, о чем говорят в обществе, в семейном кругу?

Диана Сайфутдинова из Кушнаренково размышляет: «Если бы меня раньше спросили, на чем держится современный мир, я бы ответила — на гаджетах». Но сейчас она видит, как российские «солдаты бесстрашно идут навстречу смерти» — как в свое время сверстники Мусы Гареева.

Екатерина Анисимова из уфимского лицея №6 убеждена, что «уроженцы Башкортостана, воспитанные на примере Мусы Гареева, достойно выполняют свой долг», и рассказывает о подвиге Александра Бялика. Взвод под его командованием «одним из первых вступил в бой, нанося существенный урон противнику». Когда танк подорвался на мине, командир, «израсходовав весь боекомплект, приказал личному составу эвакуироваться из горящего танка, занять оборону... А сам вывел из-под огня раненого», потом «продолжил бой с националистами, смог разбить три вражеских позиции и вывести экипаж без потерь».

Есть встать в строй!

Нынешние события на Украине принесли немало горя в семьи жителей республики. Современные подростки уже не из книг и кинофильмов знают, что война — это отчаяние, боль, смерть. Способен ли реальный непарадный армейский быт отвратить ребят от военной службы? Нет! Ростки патриотизма только окрепли, если судить по строчкам из сочинений парней.

Ислам Гатауллин из села Гафурово Туймазинского района по примеру прадеда и отца мечтает о призыве в армию, а служить намерен непременно в десантных войсках.

Уфимец Радик Шуваров из школы №137 обещает: «В этом году буду поступать в Краснодарское высшее военное училище. Может быть, и я когда-нибудь стану героем…»

Для восьмиклассника Дмитрия Шестакова из янаульской школы №4 Муса Гайсинович Гареев стал идеалом. Подросток всерьез задумался: «Что я могу сделать для моей Отчизны? Какую пользу могу принести? Я решил стать военным…» Чтобы приблизить мечту, Дима посещает секцию тхэквондо, а теперь увлекся мотокроссом. Став юнармейцем, узнал, что соучредителем движения является ДОСААФ, региональное отделение которого когда-то возглавлял полковник Муса Гареев.

Языком музейных экспозиций

По количеству присланных работ ученики уфимского лицея №42 уступают разве что школьникам из Илишевского района. И этот массовый отклик объясним — история школы накрепко связана с именем Мусы Гареева в пору его руководства республиканским ДОСААФ.

В лицее есть музей, «не очень большой, но там много информации о вас», — сообщает Искандер Мулюков в письме полковнику Гарееву. «Он открыт недавно», — уточняет Анастасия Мельникова и напоминает, что когда-то «пионерская дружина в нашей школе носила ваше имя». Действительно, Муса Гайсинович несколько раз посещал торжественные школьные мероприятия. В книге отзывов даже сохранилась запись, сделанная его рукой. Поздравляя учеников и учителей с 40-летием Победы, Муса Гареев подчеркивал: «Собран ценнейший и богатейший материал. Теперь можно думать о помещении для музея». Правда, музей открылся лишь в прошлом году, во многом благодаря радению бывшей учительницы лицея Ирины Дмитриевны Шамаевой и помощи выпускников ее класса. На открытии музея почетным гостем был сын прославленного летчика Евгений Гареев.

О том, что экспонаты музея наглядно демонстрируют, какой ценой досталась Победа, рассказывает в своем сочинении Варвара Буданова. Экспозиции музея напомнили Владе Ахметшиной рассказ бабушки-соседки, в годы войны учившейся в школе. Ее старшая сестра утром отламывала кусочек хлеба, «наказывая, чтобы училась только на пятерки — ради победы. Мы вообще боялись получать двойки — это казалось таким же страшным проступком, как предательство Родины…»

От технологий — к духовному переживанию

О чем думалось при чтении сочинений? Конкурсанты, безусловно, хорошо знакомы с книгами, вышедшими из-под пера самого Мусы Гареева, прочитали многочисленные публикации о нем. И это здорово. Литература позволяет на многое взглянуть под другим углом, оценить людей и самого себя. Но палка, как всегда, оказалась о двух концах. Те, кто ограничился пересказом боевой биографии героя, цитированием мемуаров и очерков, сами сузили маневр для размышлений над фактами, отказавшись или вскользь упомянув об исторических параллелях.

В масштабах своей школы или даже района практически любое присланное сочинение могло претендовать на самые высокие оценки. Но конкурс — это соперничество с неизбежным сопоставлением. Невозможно всех авторов творческих работ признать победителями. Даже те, кого мы процитировали выше, те, кто приоткрыл свое сердце, спроецировал биографию героя на свое время и свою жизнь, затем не смогли выдержать заданного стиля и тональности повествования. Мы должны их успокоить: это может случиться с каждым пишущим. Главное, что вы приобрели опыт, и в следующем конкурсе, а мы попытаемся его организовать, у вас будет больше шансов выиграть.

Из 200 с лишним сочинений (о таком наплыве творческих работ организаторы даже не задумывались!) наиболее популярной стала номинация «Письмо полковнику Гарееву». Эпистолярный жанр сулил свои преимущества авторам, позволял проявить подлинные чувства, искренность, доверительность. Но как же это непросто — пробраться сквозь завесу праздничного глянца, отказаться от дежурных фраз о войне и героизме, заставить поверить в серьезные мысли и подлинные чувства.

Непросто еще и потому, что пробудить в нынешних учениках живой отклик на события тех далеких лет мешает система ЕГЭ с ее штампами и шаблонами, гасящими эмоции и мысли, убивающими самостоятельное мышление. Наконец, позавчера в министерстве образования РФ публично признали, что Болонская система образования дала жуткие плоды и надо спасать то поколение, мозги которого еще не успели отрихтовать под клише «тезис — аргументы — вывод». Появилась надежда, что в школах, отринув технологии, вновь заговорят о высоком, обратятся к опыту духовного и нравственного переживания.

Поздравляем победителей!

Каждый конкурсант решал трудную для себя задачу.

Но и нам было нелегко выбрать лучших из лучших.

Хотелось бы отблагодарить каждого, кто проявил подлинные чувства, а порой и благородные порывы. Но нас ограничивает положение о конкурсе. И все же мы решили установить дополнительные бонусы для особо отличившихся — объявить абсолютного победителя и учредить дополнительные дипломы.

Итак, лауреатами в своих номинациях признаны:

— Виктория Гареева (Кармаскалинский район, Подлубовская средняя школа, руководитель проекта — Людмила Ковшова);

— Вадим Бабкин (с. Аскино, школа №1, руководитель проекта —Татьяна Щербинина);

— Ангелина Ахатова (г. Уфа, гимназия №105, руководитель проекта — Гузель Данилова).

Дипломантами признаны:

— Ксения Федосеева (г. Благовещенск, школа №6, руководитель проекта — Наталья Якупова); Полина Ступникова (г. Уфа, лицей №42, руководитель проекта — Галина Пискунова).

— Софья Куватова (г. Межгорье, школа №3, руководитель проекта — Райса Галиуллина); Элина Загитова (Илишевский район, с. Ябалаково, школа имени Т. Назмиева, руководитель проекта — Гульчечек Акрамова).

— Азалия Факиева (Балтачевский район, средняя школа д. Кундашлы, руководитель проекта — Розалия Рафикова ); Виктория Полякова (г. Уфа, лицей №42, руководитель проекта — Галина Пискунова).

К награждению дипломами за успехи в республиканском конкурсе сочинений представлены:

— Анна Подоприхина (г. Уфа, школа №51, руководитель проекта — Марина Каюмова), Азалия Гилемханова (Кушнаренковский район, с. Карача-Елга, руководитель проекта — Ляля Фаизова), Ярослава Япарова (Благовещенский район, с. Ильино-Поляна, школа имени И. Я. Нелюбина, руководитель проекта — Татьяна Осколкова), Эльвира Ильясова (Дюртюлинский район, средняя школа с. Ангасяк, руководитель проекта — Гульсина Ахмадуллина), Анастасия Шахматова (с. Красноусольский, школа №1, руководитель проекта — Фаниса Максютова), Назгуль Нургалина (г. Стерлитамак, школа №17, руководитель проекта — Альбина Нургалина), Данис Арсланов (Кушнаренковский район, с. Шарипово, школа имени М. Киреева, руководитель проекта — Алсу Тагирова).

Абсолютным победителем конкурсных сочинений признана Екатерина Клемент, студентка БГПУ имени М. Акмуллы.

Кроме редакции награды победителям будут вручать соучредители конкурса — Министерство образования и науки Республики Башкортостан, администрация Илишевского района, Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту».

Александр ДАНИЛОВ  Экспонаты музея Мусы Гареева.
Экспонаты музея Мусы Гареева.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Александр ДАНИЛОВ  Экспонаты музея Мусы Гареева.
Экспонаты музея Мусы Гареева.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Редакция «РБ».
Читайте нас в