Все новости
Cоциум
25 Мая 2022, 13:15

Плохих детей не бывает

А взрослые делают далеко не всё, чтобы уберечь их от вовлечённости в преступность

коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
Фото:коллаж Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА

Нет плохих людей, есть люди, которые совершают плохие поступки, считает замначальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, начальник отдела ПДН МВД по РБ Людмила ДЕРЮГИНА. То же самое относится и к подросткам. Накануне Дня защиты детей гостья редакции ответила на вопросы нашего корреспондента.

С чего начинается криминал

— Людмила Юрьевна, как бы вы охарактеризовали ситуацию с преступностью в республике среди несовершеннолетних? Какие виды преступлений подростки совершают чаще всего и на каком месте в этом ряду наркотики?

— За последние два года уровень подростковой преступности снизился в среднем на 30 процентов: за 2021 год в республике было зарегистрировано 717 подростковых преступлений (на 27 меньше, чем в 2020 году), в первом квартале текущего года — 146 (за тот же период прошлого года был 181 факт).

Срабатывает профилактика. Благодаря чему на ранней стадии стали раскрывать многоэпизодные преступления. Если раньше, пока шло раскрытие преступлений, некоторые «криминально одаренные» подростки успевали совершить по несколько десятков аналогичных противоправных деяний, то в прошедшем году самое большое количество эпизодов по уголовным делам, возбужденным в отношении несовершеннолетних, составило семь.

Чаще всего несовершеннолетние совершают кражи. В нынешнем году у нас такие преступления в большей части относятся к категории тяжких, то есть совершаются в группе и с проникновением в жилище. Больше всего их зафиксировано в Уфе и Октябрьском.

На втором месте по «популярности» преступления, связанные с причинением вреда здоровью средней тяжести. Это происходит часто во время пьяных драк.

На третьем — кражи с банковских карт (с элементами мошенничества). Несовершеннолетние повторяют все, что делают взрослые. Здесь у нас «отличился» парнишка, житель одного из районов республики, прогремел на всю Россию: рассылал сообщения, звонил якобы от имени банка владельцам карт, получал пин-коды и снимал со счетов деньги. У него был сообщник, с которым подросток познакомился по интернету. Пока тот не установлен, возможно, находится за границей.

Далее идут преступления против половой неприкосновенности. В прошлом году были единичные случаи изнасилований, в основном — развратные действия. К сожалению, есть потерпевшие, ставшие жертвами членов семьи, чаще всего отчимов.

— Наверное, такие страшные вещи чаще происходят в неблагополучных семьях?

— В данном случае речь идет о внешне вполне обычных людях. Просто у них своеобразное представление о жизни. Мне, например, непонятно, как женщина может предложить мужчине собственную дочь-подростка, лишь бы удержать его в семье.

Такие материалы мы передаем в региональный Следком и оказываем сопровождение во время следствия. Мера пресечения в отношении таких горе-родителей — заключение под стражу. В итоге дети получают не только серьезную психотравму, но и оказываются в спецучреждениях для несовершеннолетних, если нет родственников.

На «подвиги» толкает градус

— В сфере незаконного оборота наркотиков за первый квартал текущего года зарегистрировано семь преступлений. Их совершили пятеро несовершеннолетних (среди них один «многоэпизодник»). В прошлом году за тот же период четыре подростка совершили три преступления, за весь прошлый год зарегистрировано 30 преступлений, которые совершили 33 подростка.

Попадают в поле зрения правоохранительных органов малолетние разбойники еще на стадии совершения административных правонарушений: хранение, употребление наркотиков, в том числе в общественных местах. И благодаря тому, что действия пресекаются на этой стадии, удается предотвратить их вовлечение в наркобизнес.

В прошлом году было возбуждено шесть уголовных дел за вовлечение несовершеннолетних в употребление наркотиков. Несмотря на небольшую цифру, это позитивный опыт, который мы собираемся развивать дальше.

Также подростки стали реже совершать преступления в пьяном виде. Но это благодаря снижению общей преступности, то есть стало вообще меньше преступлений, соответственно, и «пьяных» тоже. В этом состоянии подростки совершают групповые кражи: друг перед другом показывая свою удаль, кто-то не может сказать «нет», раз его позвали на общее «дело». Физиономии друг другу бьют после группового употребления спиртного, сексуальные преступления совершают чаще всего где-то на квартирах, в домах.

В состоянии наркотического опьянения ни в прошлом, ни в позапрошлом году несовершеннолетние преступлений не совершали.

«Вредные» каникулы

— А это правильно — сравнивать статистику с пандемийными годами, когда все сидели по домам?

— Поскольку мы сравниваем 2020 и 2021 годы, то сравнение корректное. К тому же в нашем случае пандемия могла повлиять только на количество преступлений в общественных местах. А вот на остальные показатели — вряд ли. От долгого сидения дома на почве безделья подростки чего только не придумывают.

Кстати, и до пандемии наблюдалась периодичность криминальной активности среди детей. По моим личным наблюдениям, а я работаю в службе ПДН с 2004 года, почему-то самые тяжкие преступления — убийства — совершались подростками в августе. Никогда не любила этот месяц. Видимо, за каникулы школьники так наотдыхаются, что к концу лета их захлестывает агрессия.

Затем массовое «сумасшествие» наступало в конце сентября и длилось по ноябрь: дети пришли в школу с новыми впечатлениями, поделились с друзьями накопленным опытом, который надо опробовать. Ну, потом апрель — май, тут уж причины понятны — весна, гормональный всплеск.

После пандемии схема изменилась, и теперь затруднительно сказать, когда готовиться к всплеску подростковой агрессии. Но сегодня нет ничего такого, чего бы дети не совершали прежде.

— Нынешняя обстановка влияет на характер подростковой преступности?

— Меняется социально-экономическая ситуация в стране, меняется и преступность. Когда уровень жизни снижается, подростковая преступность становится более примитивной: крадут шоколадку из магазина, отбирают вещи у кого-то.

Если население начинает жить лучше, мы имеем дело с более интеллектуальными преступлениями. К примеру, в 2018 — 2019 годах подростки использовали высокие технологии: с помощью интернета подглядывали за людьми через камеры, потом шантажировали их, вымогали деньги. Девчонок заставляли фотографироваться неглиже. Сейчас уже мало кто заморачивается чем-то подобным.

Ненавидеть легче, чем любить

— Есть ли информация, что российских детей пытаются агитировать недружественно настроенные к нашей стране каналы, чаты?

— Они всех агитируют, и наши дети не исключение. Мы сейчас проверяем информацию по поводу одного подростка. Поддавшись на эту агитацию, парень рассылал в соцсетях информацию о спецоперации, которую считал достоверной. Мы провели лингвистическую экспертизу, будет решен вопрос о привлечении его к административной ответственности.

Но это все происходит в интернете, не вживую. Пока в текущем году только одна девушка принимала участие в протестной акции. В прошлом году таких было 25 человек. Сегодня наши дети стали более разумно относиться к подобным вещам. В образовательных организациях провели неплохую просветительскую работу, мы публиковали много разъяснительных материалов.

Конечно, хорошо иметь активную гражданскую позицию, но выражать ее, нарушая закон, большого ума не надо. Тем более привлекая несовершеннолетних. Советский и российский филолог, культуролог Дмитрий Лихачев — феноменальная личность, в рамках закона доходчиво объяснявший любую проблему. Он считал, что жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен. Вот я за такой подход.

Махать кулаками и внушать ненависть к окружающему миру особого таланта не нужно.

Тут мы имеем дело с психологическим феноменом — ненавидеть легче, чем любить. Особенно, если это делается в компании. И те, кому несимпатична наша страна, очень умело манипулируют сознанием населения. Текущая ситуация цепляет и наших детей, но пока, к счастью, мы не видим с их стороны активности. Единичные случаи, скорее всего, будут, есть очень внушаемые люди. Желание подростков выделиться среди сверстников тоже не стоит сбрасывать со счетов. Лишь бы все про него заговорили, и неважно, в каком контексте.

В интернет после десяти лет

— Принято во всех бедах винить Сеть. На ваш взгляд, это оправданно? И что тут можно предпринять в плане безопасности детей?

— Мы же не отправляем маленького ребенка одного в лес, в незнакомый город или на рынок. А в интернет почему-то отпускаем, хотя это такое же общественное пространство. На мой взгляд, детям, допустим, до десяти лет, можно установить жесткий родительский контроль на пользование интернетом. Поскольку по закону именно с этого возраста несовершеннолетний может по личному заявлению уйти из семьи в приют. Соответственно, в десять лет его и по Сети можно пустить в свободное плавание.

Интернет — замечательное изобретение. Вспоминаю, как училась с 1987 по 1992 год на истфаке, когда в библиотеке необходимая книжка была в единственном экземпляре, которую выдавали только на одну ночь, и мы всем курсом готовились по ней к семинарам. Сейчас с интернетом просто рай, а не учеба. Он существенно облегчает жизнь, но не бывает сыр бесплатным, значит, где-то рядом есть и мышеловка.

И взрослые иногда попадаются на разные удочки, а дети с их несформированной психикой — тем более. Так что вся беда не от интернета, а от отношения к нему. Сеть невозможно просеять или очистить. Наряду с полезными и интересными публикациями там всегда найдутся противоположные. У нас есть федеральное минцифры, ему и карты в руки.

Еще один существенный момент — поколение 90-х, которое сейчас стало родителями, росло в эпоху образовательных реформ, когда школу освободили от воспитательной функции. Семьи тогда просто пытались выжить. Главным считалось накормить и одеть ребенка, о воспитании речь не шла. Потому нынешняя молодежь понятия не имеет, что детей надо еще воспитывать. Здорово же, когда ребенок часами сидит с телефоном в интернете и никого не дергает. Да и родители гаджеты из рук не выпускают.

Скука — опасная трясина

— По каким причинам большинство подростков попадают в преступную среду — это неблагополучная семья, безнаказанность, влияние взрослых с уголовным прошлым?

— В психологии существует шкала эмоциональных состояний. Там есть уровень скуки. Если человек находится в состоянии выше этого уровня, его ни в какую чепуху не затянешь. А все, что ниже, провоцирует его на плохие ситуации. И приводятся примеры, когда преступления совершались в состоянии «скрытой враждебности». Вот откуда оно возникает — самое важное.

Девочка говорит подруге, мол, какое у тебя платье клевое, наверное, в сэконде купила? Я там такие же видела по сто рублей. А мальчик подложил другу кнопку на стул, тот сел — йес! В обоих случаях дети находились в состоянии «скрытой враждебности», когда человек считает себя лучше других и недоволен тем, что не все разделяют его убеждение. Изредка в таком состоянии находится каждый из нас. Но хуже, если оно преобладает. Тогда подросток больше всего готов к совершению преступления, чтобы хоть как-то о себе заявить и выразить отношение к окружающей его действительности.

Хотя бывают случаи, когда дети видят перед собой определенный сценарий и не имеют представления, как можно жить иначе. Человек — существо ленивое, предпочитает повторять то, что делали до него другие.

Обнимашки, и весь мир подождёт

— Какие бы вы дали советы родителям и какой возраст сегодня самый опасный?

— Опасен любой возраст, в каждом есть свой нюанс. Поэтому у меня два совета — не менее четырех раз в день обнимать своих детей и не менее двадцати минут с ними разговаривать. Это тот психоэмоциональный минимум, который родители должны дать своим детям. Причем разговор не в плане, что ел в школе и сделал ли уроки, а «за жизнь». Вы получите информацию об эмоциональном состоянии своего ребенка. Конечно, все это надо делать дома. В спокойной обстановке, никуда не торопясь.

Кстати, знаете, как убрать агрессию у человека? Надо внедриться в его личное пространство, а самый элементарный способ — прикосновение. Поэтому, обнимая ребенка, вы убираете у него агрессию и открываете его для себя.

И надо стараться что-то делать вместе. Лучше всего людей объединяют общие интересы. Выберите общего врага, наконец, и вместе начните против него дружить. Хорошая тактика. Например, против американской агрессии, сегодня это многих объединяет.

Существует золотое правило: если родители недовольны ребенком, дело не только в нем. Разумнее изменить свое отношение к собственному чаду. Еще лучше — принять таким, какой он есть.

Если же подросток попал в полицию, первым делом надо убрать его из психотравмирующей ситуации и увезти домой. Потом уже писать заявления, решать вопросы с адвокатом, если дошло до возбуждения дела. Тем более, когда родители настроены против сотрудников правоохранительных органов. Лучше разбираться не в присутствии детей, чтобы не порождать безнаказанность и двойные стандарты, которые впоследствии непременно отразятся на самих родителях.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: