Мы вечно бежим куда-то, стараясь урвать от жизни побольше, ежеминутно находим сотни поводов для тревог и в этой круговерти даже не замечаем, что есть люди, вот здесь и сейчас, которые смотрят на мир совершенно по-другому. До того, как стать семьей, Рифат и Регина виделись только один раз — встретились в кафе обсудить планы на будущее. Потом представили друг друга родителям и прочитали никах.
С тех пор прошло восемь лет. Результат — четыре дочки, старшей скоро семь, младшей нет еще и полутора. Мы встретились с ними в мечети, куда Гайнановы в полном составе приехали на ифтар — так у мусульман называют вечерний прием пищи во время священного месяца Рамадан.
— Пост держу каждый год, — по дороге просвещает меня глава большого семейства. — Это же самое благословенное время в году, возможность очиститься, зарядиться новой энергией. Ты не просто отказываешься от еды и питья, а целый месяц избегаешь плохих мыслей, слов и поступков, стараешься проявлять себя с лучшей стороны. И мало-помалу это входит в привычку, становится образом жизни.
У 42-летнего Рифата за плечами бурная биография. Родился и вырос в Уфе, окончил авиационный техникум и заочно — юрфак БашГУ. Занимался рукопашным боем, брал призы на соревнованиях. Торговал автозапчастями, устанавливал окна, шил платья, подвизался в цветочном бизнесе, но это уже потом. Работал охранником в «Лидо» в пору его расцвета, когда в этом заведении собирались все, кто имел в городе вес, — от криминальных авторитетов до людей с деньгами и положением. А в 2005-м сел на шесть лет — за драку, последствия которой усугубили полученные на ринге бойцовские навыки. Шесть лет, говорит сейчас, оказалось для него в самый раз, чтобы отказаться от всего, что было до.
— В тюрьме ведь не только бандиты — народ самый разношерстный, — поясняет он. — Пересеклись мы там с одним братом (в мусульманстве все друг другу братья и сестры. — Авт.), он читал намаз и меня начал обтесывать, из полена делать Буратино. Когда отбываешь срок, времени для размышлений много, вот я и думал, читал кое-что, изучал. К тому же отец у меня — татарин из Средней Азии, чуть что — собирал нас и вез в мечеть, так что эта дорога была мне знакомой. В общем, на свободу я вышел уже полноценным мусульманином.
Первое, что он сделал, освободившись, — поехал в мечеть прочесть намаз. И поставил себе цель поскорее жениться: «там» ты живешь как в термосе и избавлен от мирских соблазнов, а на свободе их хоть отбавляй. Целенаправленно искал мусульманку, чтобы создать семью по канонам ислама. Первый опыт, правда, оказался неудачным, брак вскоре распался. Зато с Региной все сложилось так, как виделось в мечтах.
— Те шесть лет для меня даром не прошли, — замечает Рифат. — С людьми, которых там встретил, мы до сих пор общаемся, дружим семьями и при этом не забываем о таких же, какими были сами. Есть фонд, мы перечисляем туда деньги, и по договоренности с руководством колонии заключенным из числа мусульман на Уразу и Курбан-байрам накрывают хороший стол.
Глядя на Регину, никогда не скажешь, что она мать четверых детей. Молоденькая девчонка, улыбчивые карие глаза на чистом, без косметики, лице. Кроме лица и кистей рук, больше ничего не видно — у мусульманок строгий дресс-код. За один волос, который увидит посторонний, ей несколько тысяч лет гореть в аду.
— Раньше я и в коротких юбках ходила, и волосы завивала, они у меня длинные. А сейчас мне это совсем неважно, вот честно. Краситься и наряжаться могу дома, если захочется, — она улыбается так, будто все, чего можно желать, у нее уже есть.
Регина рассказывает: родители у нее обычные, нерелигиозные, как, впрочем, и у Рифата, отец вообще ушел из семьи. Росла в Кушнаренковском районе, потом окончила техникум в Уфе и устроилась в магазин продавцом. Открытая, общительная, приветливая, на работе она сразу стала всеобщей любимицей, и однажды к ней подошел один из покупателей: «Я за тобой давно наблюдаю, ты мне понравилась. Давай познакомлю тебя со своим другом, мне кажется, ты ему подойдешь».
— Я, конечно, всерьез к этому не отнеслась, согласилась, просто чтобы не обидеть человека. А они пришли уже на следующий день, — вспоминает она.
Регине тогда было 25. Гости повели себя деликатно: речь держал тот, с кем девушка уже была знакома, его друг молчал. Первый, Ильдар, сказал так: если с первого взгляда показались друг другу симпатичны, обменяйтесь телефонами. И увел приятеля, дав девчонке время прийти в себя. Когда через несколько минут оба вернулись, она продиктовала им свой номер.
Потом была та единственная встреча в кафе, где Рифат заявил: он читает намаз и просто так видеться с девушкой не может. Поэтому вопрос надо решить прямо сейчас — согласна она на никах или нет.
— Меня, наверное, больше всего подкупила его вера, — объясняет Регина свое решение, на которое отважится не всякая и которое повергло в шок ее маму — сказать «да» фактически через день знакомства. — Не знаю, откуда это взялось, но образ жизни в исламе был мне близок изначально. Я смотрела на мусульманок, как они держатся, как скромно ведут себя, и понимала — это мое. Мусульманин для меня — значит, честный, порядочный человек, и когда появился Рифат — высокий, бородатый, аккуратный — я сразу прониклась к нему доверием, увидела в нем идеального, по моим представлениям, спутника жизни. Вот за этот идеальный образ я и выходила замуж.
Обязательным для Регины условием, которое сразу оговорил жених, было покрыться, то есть надеть хиджаб. Ее и это не оттолкнуло, а сейчас она убеждена: ислам не принижает женщину, а как раз наоборот — возвышает и защищает.
— Тот же хиджаб — он дан женщине для защиты, укрытия. От сглаза, всякого соблазна, дурных помыслов, — растолковывает она. — Открытая женщина — как конфета без обертки: она сладкая, к ней вся грязь липнет. Вы же не захотите кушать такую конфету.
Обязанности в семье Гайнановых распределены так: Рифат зарабатывает деньги и каждый вечер приносит домой две сумки с продуктами, Регина по магазинам не ходит. На ее плечах — дети и домашнее хозяйство, и еще магазин мусульманской одежды, который она открыла по разрешению и при помощи мужа.
— Это не для заработка, нет, — машет она рукой. — Просто мне нравится общаться, чувствовать себя нужной, хотя, конечно, бизнес отнимает очень много сил, всегда требует внимания. Но трудности меня не пугают. Первое время сама работала как продавец, с четырьмя детьми бегала туда-сюда. Я знаю, что Аллах меня не оставит, и это дает мне силы идти дальше — я не боюсь расти, начинать что-то новое.
Дочки в тонкости ислама пока глубоко не вникают, но уже спрашивают, когда и им можно будет надеть платок, — как маме. Ирада, Умида, Аяна, Ямина — имена для своих малышек Регина выбирала по интернету, стараясь, чтобы каждое было как подарок — ярким, запоминающимся. Окончательный вариант утверждал Рифат. Как всякий отец, тем более мусульманин, он, конечно же, мечтал и продолжает мечтать о сыне, но вслух в этом не признается.
— Четыре девчонки — нормально, — заявляет невозмутимо. — Пророк Мухаммед, мир ему, говорил: у кого родятся три дочери и он воспитает их должным образом и отдаст в жены доброму мусульманину, тому рай обеспечен. Так что один шаг в сторону рая я уже сделал.
Основное занятие Рифата сейчас — уроки вождения. Он тренер по автоспорту, занимается с курсантами и сам выступает в авторалли, пару раз становился чемпионом республики. Окончил четыре курса Российского исламского университета, два пока впереди. Вот подрастут немножко дети — снова сядет за парту.
Каково быть мусульманином в современном обществе с его порой сверхсвободными взглядами? Ничего, уживаемся, говорит Гайнанов.
— Просто создаешь для себя определенный круг общения, — поясняет он. — В моем окружении, например, существует жесткое табу на три вещи — мы не обсуждаем политику, спорт и религию. А ходить по городу стало намного приятнее: раньше укрытых мусульманок на улицах почти не было, теперь встречаешь постоянно. Для меня это как праздник: я же понимаю, какую работу она проделала над собой, сколько в себе поменяла, чтобы приобрести уважение среди верующих и не бояться посторонних глаз.
Между прочим, принятые в исламе нормы и правила, замечает Рифат, хорошо помогают в житейских ситуациях. Бывает, злишься за что-нибудь на человека — и тут приходит на ум известное изречение: прежде чем обвинить ближнего, попробуй найти для него хотя бы 70 оправданий. Злость уходит. Или, например, есть в Уфе группа в соцсетях, куда каждый день выкладывают списки попавших в больницу мусульман. В группе две тысячи подписчиков, и они наперегонки бегут навещать больных с гостинцами. Даже совсем незнакомых. Потому что у Пророка сказано: за того, кто навестил больного брата по вере, будут молиться 70 тысяч ангелов.
— Есть что-то такое, что раньше, до прихода в ислам, ты бы мог сделать, а теперь никогда? — любопытствую я.
— Есть. Бить людей я себе запретил категорически.
Старшей из папиных дочек, Ираде, осенью идти в первый класс. К этому событию в семье относятся очень серьезно. Долго думали, как найти мусульманскую школу, потом остановились на обычной, но что девочка будет сидеть на уроках в платке — для Рифата это непреложно. Школьные собрания и общение в родительских чатах строгий папа собирается взять на себя и грозится, что будет часто говорить «нет». А пока малышками занимается мама. Если они капризничают, говорит: где же я вам хорошего мужа найду, кому нужны такие упрямые? Аргумент железный и всегда срабатывает.
Надо сказать, несмотря на нежный возраст, девочек уже сейчас приучают смотреть на жизнь трезво. Даже годовалая Ямина знает, что никакого Деда Мороза нет — это дядя переоделся и дарит подарки, купленные в магазине. Потому что Дед Мороз до всех трансформаций — злой дух, а в исламе подобная нечисть под запретом. Так что мультики про колдунов, ведьм и вампиров в доме Гайнановых не смотрят, под санкции угодил даже Кощей Бессмертный. Светских праздников тоже не отмечают, включая Новый год. На 8 Марта Рифат может по настроению подарить жене цветы, но обязательным для себя это не считает. В день рождения достаточно купить тортик и сказать: вчера тебе было три, а сегодня четыре. Зато праздником в семье считается каждая пятница — священный у мусульман день, а уж про месяц Рамадан и Уразу-байрам и говорить нечего.
— Хочу, чтобы они были лучше меня, — отвечает Регина на вопрос о будущем дочерей. — Я пришла в ислам только в 25 лет, а они в нем с рождения, видят, как мы живем, и для них это норма. Если они сохранят веру, я буду за них спокойна. А путь Всевышний каждому предназначил свой, и все, что случается на этом пути, хорошее или плохое, — это свидетельство того, что Бог тебя не забыл. Он тебя направляет, а выбор ты делаешь сам. Например, я могла отказать Рифату, и тогда моя жизнь была бы совсем другой. Но сложилось вот так, и я ни дня об этом не жалела.
Уже когда материал был почти готов, я вдруг поняла, что не спросила про главное — про любовь.
— Примерно такого мужа, как Рифат, я себе и представляла, — чуть помолчав, ответила по телефону Регина. — А любовь… В жизни, конечно, все идеально не бывает, но, мне кажется, мы подходим друг другу.
Ещё раз о многожёнстве
Многоженство в исламе, на котором поломано столько копий, придумано не для чего иного, как для блага женщин, считает Регина Гайнанова.
— Пророк Мухаммед говорил, что вторыми, третьими и четвертыми женами надо брать тех, кто не может быть первой женой, — вдов с детьми, женщин пожилых, больных, неспособных родить ребенка, — пояснила она.
— Таким женщинам тоже нужна защита и поддержка, и если мужчина берет их в жены, он получает милость Всевышнего. Есть, конечно, такие, кто пользуется правом иметь нескольких жен для своего удовольствия, женится на молодых.
Но если мужчина считает себя истинно верующим, он поступит так, как завещал Пророк.