Так ею были подготовлены около семи тысяч общественных наблюдателей, которые с 17 по 19 сентября работали на избирательных участках, чтобы проконтролировать прозрачность и законность избирательного процесса.
В дни выборов от Общественной палаты работал общественный штаб по наблюдению. Часть сотрудников была задействована в работе колл-центра, куда могли обратиться с вопросами все участники выборного процесса. Также при штабе работали две мобильные группы, которые выезжали по сигналам о возможных нарушениях.
Впрочем, за выборами можно было наблюдать и дистанционно: в здании Башкирского драмтеатра, где расположился штаб, было установлено несколько экранов, на которые велась трансляция со всех участков, оборудованных видеокамерами.
Они были смонтированы на 1270 участках из 3403. Изображение на восьми экранах с шестью окошками в каждом менялось каждые 15 секунд, однако, когда у членов штаба возникали какие-то вопросы, можно было включить непрерывную трансляцию на ноутбуках, установленных здесь же.
Именно таким образом в первый день выборов один из сотрудников штаба Марина Таран обнаружила, что на избирательном участке номер 9 люди не голосуют, а… регистрируют браки. Мобильная группа выехала по адресу и выяснила интересный факт. Оказалось, что участок действительно находится на территории ЗАГСа.
— На пятницу и субботу здесь были запланированы регистрации браков заранее, за два — три месяца, и мы не могли их перенести, — пояснила председатель УИК Наталья Леушкина. — Видеокамеры установили в зале бракосочетаний, потому что в единый день выборов 19 сентября голосование проходило именно здесь. 17 и 18 сентября мы находились в соседней комнате, по согласованию с ЦИКом запись избирательного процесса здесь ведется на видеорегистратор.
Случай курьезный, но нарушением не является, постановили члены общественного штаба. Кстати, из числа наиболее любопытных мест голосования в Уфе они побывали также в столовой и женской консультации. Чаще же всего избирательные участки располагаются в школах и Домах культуры.
В составе одной из мобильных групп работала руководитель общественного штаба по наблюдению за выборами Ольга Панчихина. В качестве позитивных моментов она отметила то, что на всех участках посетителям измеряли температуру, обрабатывали руки, давали одноразовые перчатки, маски и шариковые ручки.
— Непростые ситуации в организации избирательного процесса на участках есть, но их нельзя назвать нарушениями, — добавила Ольга Юрьевна. — Это связано с некоторыми пробелами в знании законодательства. Дело в том, что в последнее время в избирательное законодательство России было внесено много изменений, и нужно постоянно изучать его, чтобы быть компетентным. С этим связаны конфликты между членами УИК и наблюдателями. Мы проверили несколько участков, с которых поступали сигналы о возможных нарушениях, по всем из них ситуации были отработаны в правовом поле.
Члены мобильной группы также отслеживали расположение камер видеонаблюдения: в их обзор должны были попадать урны для бюллетеней, кабинки для голосования, сейфы и работа комиссии. Обращали внимание и на размещение всех участников избирательного процесса.
— Серьезных нарушений мы не обнаружили, — рассказал член группы, заместитель директора московского бюро по правам человека Валех Аббасов. — На участках было много людей. В связи с этим не всегда соблюдалась социальная дистанция, однако председатели УИК своевременно рекомендовали избирателям ее восстанавливать. Также сталкивались с ситуациями, когда наблюдатель от партии жаловался на члена УИК от той же партии. Мы на месте старались призвать их к спокойствию. Некоторые наблюдатели жаловались на то, что сейф, в котором хранились сейф-пакеты с бюллетенями за прошлые дни голосования, не попадает в обзор видеокамеры. Мы также выезжали и проверяли, доказывали, что попадает.
Хотя были случаи, как пояснил Валех Аббасов, когда сейфы действительно находились в соседних помещениях. В этих случаях велась запись на видеорегистратор. Это допустимо по законодательству.
Часть вопросов решалась в общественном штабе без выезда мобильных групп.
Например, 18 сентября в штаб обратилась пожилая жительница Нефтекамска, которая проголосовала на дому, однако в силу возраста (ей больше 80 лет) засомневалась, действительно ли к ней приходили члены УИК, не подсунули ли ей под видом заявления на подпись какой-то иной документ.
Член общественного штаба Амина Ханнанова связалась с участковой избирательной комиссией № 482, к которой приписана бабушка, и выяснила, что факт голосования на дому действительно был. После этого она перезвонила избирательнице и успокоила ее.
Как рассказала Амина Раисовна, по круглосуточному телефону общественного штаба нередко звонили, чтобы получить информацию о выборах, определить УИК по адресу проживания.