Зданий, в облике которых удачно воплотились совершенные формы, идеи красоты и счастливой жизни — да, именно счастливой жизни, — в городе очень мало. Те, что есть, построены либо в раннюю советскую эпоху — в 30-е годы, либо после Великой Победы — в 40 — 50-е прошлого века. Одно из них — бывший Дом культуры имени 40-летия ВЛКСМ. В народе просто «Сорокалетка».
Вернемся к идее о счастливой жизни. Именно в те годы великой общности, когда народ страны возводил заводы, ГЭС, создавал утопические, на взгляд нынешних либералов, колхозы (как будто кибуцы в современном Израиле не то же самое!), сплотившись, победили фашизм — тогда люди поверили в возможность счастливой жизни. Мечты находили воплощение в делах, песнях, в архитектуре.
Более 400 лет тому назад жил и творил архитектор Андреа Палладио. Широкие ступени, ряд стройных колонн, высокие окна, непременный треугольник над карнизом — отличительные особенности его стиля. Андреа стали подражать: Большой театр в Москве, Белый дом в Вашингтоне, «Сорокалетка» в Уфе и еще сотни дворцов культуры по всей стране.
Помню, как рассказывал об идее строительства «Сорокалетки» его инициатор, в 50 — 70-е годы возглавлявший трест «Башнефтезаводстрой», участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда Алексей Маркович Стариков. Тогда, по его воспоминаниям, чуть ли не весь многотысячный коллектив треста увлекался художественной самодеятельностью. Рабочие после трудовой вахты ходили в кружки петь и танцевать. Нужен был дворец. Стариков во время очередной поездке в Москву обратился к знакомым архитекторам, которые помогли выбрать проект изящного и компактного дворца. Особенно в нем ему понравилась апсида — полукруглый выступ с задней стороны от фундамента и до кровли, в котором умещались лестничные марши. Сферическая стена апсиды была остеклена на восточный манер разноцветными стеклами. «Так хотелось, чтобы мои строители-артисты репетировали и выступали в красивой дворцовой атмосфере», — признавался Алексей Маркович. Его инвестиции в таланты штукатуров, каменщиков и сварщиков дали свои плоды. Вскоре в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) прошел Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, куда Стариков командировал своих артистов, для чего понадобился целый пассажирский состав! Поющий поезд удивил на пути все станции и города. Уфимские строители завоевали на смотре первое место. Потом «соперники» приезжали с ответными гастролями к нам, и всех сводила с ума «Сорокалетка».
Сегодня жителей Черниковки, выросших в лучах славы отцов и дедов, которые любили проводить свободное время на сцене, внешний вид дворца вводит в состояние уныния. С карниза отпали куски покрытия, обнажив кирпичи. Водосточные трубы отошли от креплений. Развалился постамент, на котором стоит величественная скульптура женщины-штукатурщицы. Другая сульптура — инженера с чертежами — тоже в плачевном состоянии.
Андреа Палладио и вместе с ним Алексей Стариков — два поклонника идеи счастья и красоты, перевернулись бы в местах вечного своего упокоения. Наши же государственные служащие, которым вверена судьба памятников культурного наследия, от этих идей страшно далеки.
Чиновники администрации Орджоникидзевского района Уфы объяснили редакции «РБ», что «данное здание по ул. Ульяновых, 50 находится не в муниципальной собственности, а в ведении ГУП РБ «Управление административными зданиями». Но там сказали, что «Сорокалетку» они давно передали в ГКУ «Управление имуществом казны». Замдиректора последнего Павел Безруков разъяснил:
— Да, это здание отнесено к памятникам культурного наследия. В планах — отремонтировать его. Пока ведутся проектные работы. Но конкретных сроков нет. Возможно, получится в текущем году, возможно, в следующем.
Одно утешение, что хоть хозяин нашелся. Сегодня в бывшем дворце размещаются какие-то госучреждения, стоматологический кабинет и, как по иронии судьбы, офис адвокатов. Но, к сожалению, по-настоящему защитить памятник истории и архитектуры некому.
У штукатурщицы отвалилась штукатурка.