Птицы в одно раннее утро старались вовсю — радостным пением встречали новый день. По гравийной дороге, проходящей через поле, ехал колхозный молокосборщик, торопился на соседнюю ферму и, конечно, ничего не мог слышать, ибо в телеге «пели» свою песню пустые фляги. Вдруг лошадь резко встала. Крестьянин глянул вперед, и ужас охватил его: на обочине дороги лежала окровавленная, но еще живая девушка…
Преступление было совершено на стыке трех районов — Мечетлинского, Дуванского и Красноуфимского Свердловской области. Их следственные группы встретились на месте происшествия.
Прошло два месяца. В раскрытии уголовного дела — никаких результатов. Девушка находилась в больнице, состояние ее было тяжелое: временами сознание возвращалось, но лишь на короткое время. Мать девушки, кстати, бригадира комсомольско-молодежной строительной бригады, была в отчаянии не только от горя, но и от осознания того, что преступник до сих пор не найден. К делу подключилась Генеральная прокуратура СССР. Прокурору БАССР В. Сабурову дано было поручение за один месяц раскрыть преступление. Нужен был человек, который сумел бы решить задачу. Выбор пал на следователя по особо важным делам Даяна Фаткулбаяновича Мурзина. Да, того самого Черного генерала, отважного разведчика и партизана, командира интернациональной партизанской бригады имени Яна Жижки.
Применяя свои знания, умение следователя, а также опыт разведчика, Мурзин за шестнадцать дней вышел на след преступника. Как он добыл улики, как провел следствие — это отдельный и длинный детективный рассказ. Но на одном эпизоде следует остановиться. Тот, на кого вышел следователь по особо важным делам, являлся депутатом Свердловского областного Совета трудящихся, членом райкома КПСС, председателем колхоза.
Когда встал вопрос о его аресте, руководство Красноуфимского района противилось, не верило, чуть ли не обвиняло самого следователя в очернении заслуженного человека. «Наверху» шли согласования. Наконец, первый секретарь Свердловского обкома КПСС лично обратился к Мурзину: «Вы знаете, кого обвиняете? Предупреждаю, рискуете своей головой». Следователь знал, какие последствия его ожидают, если окажется, что он ошибся. Но он верил в свою интуицию и твердо стоял на своем.
План операции по задержанию подозреваемого председателя колхоза Мурзин составил так, чтобы он не смог догадаться и опомниться: знал, что преступник имел пистолет. Задержание провели молниеносно и с блеском. Когда конвоиры сажали задержанного в машину, он злобно сказал Мурзину: «Я бы тебя застрелил, жаль, не попался под руку».
Вина бывшего председателя колхоза была доказана полностью, и он получил заслуженное наказание.
И это был только один маленький эпизод из богатой на события жизни легендарного человека.
«Не для того мы победили врагов Родины, чтобы преступники могли безнаказанно творить свои злодеяния», — говорил Даян Мурзин своим товарищам. Этим словам он был верен всю жизнь.