Все новости
Cоциум
16 Января 2019, 21:49

Живи, моя деревня!

Что делают законодатели для улучшения положения селян

В России насчитывается 16 городов-миллионников, еще три на пороге обретения этого статуса. Урбанизация набрала обороты в 90-е, даже когда в мегаполисах царила безработица, а в сельской местности люди месяцами не видели зарплаты.

Сейчас экономическая ситуация меняется, однако тенденция к переселению в крупные города по-прежнему сохранилась. И дело вовсе не в том, что нашим соотечественникам так нравится жить в шумных, экологически небезопасных городах.

Просто на селе довольно много проблем. В частности, немало вопросов вызывает отсутствие социальной инфраструктуры. Как это изменить? Что могут сделать законодатели, чтобы жизнь на селе стала более привлекательной?

Об этом рассказал депутат Госдумы Зариф БАЙГУСКАРОВ.

Стать ближе к земле

Не секрет, что на землях, выделенных для занятия сельским хозяйством, нельзя строить дома. Однако как быть, если фермер, арендовавший землю, хочет жить и работать на ней? Действующее законодательство не позволяет фермерам, а их в стране насчитывается более 150 тысяч, жить и работать в одном месте. Поскольку возведение домов допускается только на участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Недавно депутаты Госдумы приступили к рассмотрению законопроекта о внесении изменений, в котором предлагают разрешить строительство жилого дома на сельхозугодьях, предоставленных КФХ. Но чтобы избежать массовой застройки сельхозземель, ко второму чтению рассмотрим поправки: дом должен быть не выше трех этажей и участок под ним нельзя сдавать.

Необходимо напомнить и о продлении «дачной амнистии» до 2020 года. Граждане могут зарегистрировать по упрощенной схеме участки с расположенными на них жилыми домами, гаражами, а также хозяйственными постройками. Для того чтобы поставить объект на кадастровый учет или зарегистрировать права на какую-либо постройку, достаточно технического плана и правоустанавливающего документа на участок. Объектом «дачной амнистии» может быть только земельный участок для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Другой важный вопрос, который привлек внимание законодателей, — повсеместное закрытие фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). В свое время, когда проводилась модернизация системы здравоохранения, был взят курс на укрупнение лечебных учреждений. Соответственно, ФАПы в небольших селах начали массово закрываться, а жители (часто это пожилые люди, имеющие проблемы со здоровьем) вынуждены ездить в крупные села или райцентры. Все это вызывало недовольство людей. Депутаты исправили эту несправедливость: в январе вступили в силу изменения в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому закрывать ФАПы и сельские поликлиники, если они являются единственными в этой местности, можно будет только с учетом мнения жителей села.


Обмену и возврату не подлежит

Все мы знаем, как сложен труд аграриев. Тем более обидно, когда его плоды не реализуются продавцами в полном объеме, а то, что не удалось продать, возвращают сельхозпроизводителю. Получается, что именно хлеборобы и животноводы принимают на себя тяжкое бремя возвратов.

О том, насколько им сложно приходится, говорит статистика. По отдельным хлебопекарным предприятиям в регионах возврат доходит до половины всей поставки, по мясной продукции — до трети. А это миллиарды рублей убытка, миллионы тонн уничтоженной качественной пшеницы или ржи ежегодно. Единственный выход из ситуации, который поможет защитить и потребителя, и производителя, — запретить возврат сельхозтоваров, не проданных по истечении определенного срока.


Страхуем риски

Важнейший вопрос — страхование рисков сельхозпроизводителей. В России существует Госреестр, куда занесены сельскохозяйственные культуры, рекомендуемые к выращиванию в том или ином регионе. Перечень составляется на основании испытаний сортов растений. Страховые компании готовы страховать только те, которые перечислены в реестре. Но ведь отсутствие какого-либо сорта в перечне, рекомендованном для региона, не означает, что урожай обязательно будет плохим, просто испытания могли никогда раньше не проводиться. Селяне часто работают с высокоурожайными сортами, не указанными в Госреестре. И в этом случае страховая компания может отказать им в страховке. Наша задача — исправить сложившуюся ситуацию.

Другая проблема волнует уже животноводов. Речь идет о вынужденном убое скота, который проводится по распоряжению ветеринаров. Например, в случае вспышки африканской чумы свиней ветконтроль может обязать производителя свинины уничтожить многотысячное поголовье, чтобы не допустить развития эпидемии. По идее, страховщики должны возместить убытки животноводов, но на практике они находят лазейки в законе, позволяющие уйти от выплаты страховой премии. Наша задача — не оставить в законе ни одной подобной лазейки.
Читайте нас: