Все новости
Cоциум
27 Декабря 2018, 13:20

Пояс притяжения

Седой Урал заманивает к себе красивейшими реками, порогами и перекатами, причудливыми утёсами, величественной тайгой

Конный поход — для настоящих романтиков.
Конный поход — для настоящих романтиков.

Нишу на туристическом рынке России намерен освоить еще один игрок. Даже не игрок — команда, сборная нескольких регионов. Проект рассматривается амбициозный, судя по названию и масштабам: концепция Великого Уральского пути призвана объединить 14 особо охраняемых территорий страны, половина из которых входит в состав биосферных резерватов ЮНЕСКО. Получается, в списке «великих» прибавление. В прошлом году был проанонсирован проект Маршрутами великой северной экспедиции — он проходит по местам одного из самых протяженных русских географических исследований, которое велось под руководством Витуса Беринга. Великий чайный путь уповает на нашествие монгольских и китайских туристов в Екатеринбург транзитом через всю Сибирь. Вот и авторы Уральского пути (тоже Великого!) и примкнувший к ним автор статьи несмотря ни на что исполнены оптимизма. Оправдает ли себя громкий бренд?

Робинзонада не повторится

На чем основан оптимизм, объясняет директор национального парка «Башкирия» Владимир КУЗНЕЦОВ:

— По нашему замыслу, Великий Уральский путь объединит усилия особо охраняемых природных территорий. Цель — создать сеть экотуристических услуг, сохранив историко-культурное наследие Урала, наладив взаимовыгодные отношения с местным населением, создав новый продукт и узнаваемый, эксклюзивный бренд территории. Надеемся, проект поможет значительно повысить имидж российского экотуризма в мире.

Транспортная доступность — преимущество проекта. Развитая сеть автомобильных дорог, наличие аэропортов и железнодорожных вокзалов помогут туристам попасть на территорию великой Гипербореи и осознать, что это не красивая легенда, что северная колыбель человечества имеет вполне конкретные очертания, а мы — потомки древней цивилизации.

Маршрут охватывает все природно-климатические зоны, кроме пустыни: степи Оренбуржья, горные леса Башкирии, Средний Урал и дальше вплоть до берегов Северного Ледовитого океана. Взору туристов предстанут бескрайние степи, горные массивы, загадочные пещеры, глухие таежные леса. Путешественникам не грозит судьба Робинзона: их будут сопровождать государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, сотрудники отделов экологического просвещения и познавательного туризма. Это люди, знающие и любящие свои территории, интересные собеседники.

Впрочем, таежные вылазки порой требуют смелости и выдержки.

Такую «зверушку» выстрел не спугнёт

Любознательный иностранец, оказавшийся проездом в Нугуше, во что бы то ни стало решил совершить путешествие по таежному маршруту. Миловидная переводчица, хрупкая интеллигентная девушка — цветок, выросший на асфальте, — тоже загорелась. Она то и дело теребила провожатого: «Пожалуйста, проведите нас по той тропинке, где бы встретилась какая-нибудь зверушка. Хоть бы одним глазком взглянуть, какие они не в клетке зоопарка, а на воле».

Проводник, инспектор национального парка, пожимал плечами: «Зверь вряд ли позволит приблизиться — пугливый очень». — «Ну, пожалуйста, хоть краешком глаза…» — канючила девушка.

Давно подмечено: новичкам — что на охоте, что на рыбалке — всегда везет. Оказалось, что и туристам тоже.

Углубившись в тайгу, путешественники наткнулись на «зверушку». Мохнатая туша нависла над буреломом, взирая на непрошеных гостей, двое из которых враз побелели лицом. «Это кто? Медведь?» — в ужасе прошептала переводчица. «Зверушка заказанная», — усмехнулся проводник, снимая с предохранителя пистолет.

Гулкое эхо пронеслось по листве, а медведь и ухом не повел — отвыкли косолапые от выстрелов, не тревожащих их в заповедной зоне три десятка лет, стерлись в генной памяти сигналы опасности. Всю обойму расстрелял проводник, убеждая хозяина тайги удалиться восвояси.

Девушку знобило, она просила об одном: поскорее вернуться на базу, и другим маршрутом, где не бывает зверей. Пошли по «безопасной» тропе. Через пару километров вновь медведя повстречали. Такого же упрямого и непугливого. Пришлось расстрелять в воздух еще одну обойму патронов.

На базе, как сговорившись, все кинулись к переводчице: «Ну как, удалось зверушек увидеть?» Воспитанная, образованная барышня разразилась тирадой отборного солдафонского мата. Ошеломленные столь скорым перерождением характера, мужики отскочили как ошпаренные. И только тут обратили внимание на иностранца, тоскливо о чем-то лепетавшего. Оказалось, интересовался, где тут поблизости магазин, чтобы штаны купить…

Идее не сопротивляться!

Сопротивляться можно армиям, но не идее. Это еще Виктор Гюго подметил. И, кажется, он прав. Регионы подтягиваются один за другим, есть поддержка на федеральном уровне.

Первой оценила всю выгоду проекта Великого Уральского пути директор ФГБУ «Заповедники Оренбуржья» Рафиля Бакирова. Не скрывая восторженных эмоций она отправила на электронную почту Кузнецова короткое: «Я на все согласная!»

Надежным союзником стал директор национального парка «Таганай» из Челябинской области Алексей Яковлев. На презентацию проекта он пригласил в пресс-тур южноуральских журналистов, которым изложил свое видение образа Очарованного странника: «Это собирательный образ путешественника, исследователя, который готов пройти весь Великий Уральский путь, изучая при этом его историю, помогая сохранять его природу».

КСТАТИ

Идеей проекта послужила башкирская легенда.

Она повествует о великане, владеющем поясом с огромными карманами, где хранились несметные богатства.

Однажды великан растянул его через всю землю — от вод Каспия до Карского моря. Так возник Уральский хребет.

Зачем идёте в гору вы?

Экотуризм очень часто граничит с экстримом. Но человеку, привыкшему коптить бока на турецких курортах, завидовать все же не стоит. В таежной романтике есть особая прелесть. Стоит лишь раз набраться смелости и убежать от цивилизации, чтобы оказаться с природой наедине. Чтобы вместо будильника спозаранку будил щебет птиц. Вместо офисной кофемашины журчал горный родник, а вместо силиконовой клубники из маркета в шаговой доступности алела полянка, усыпанная земляникой. Эта мечта тех, кто отдает предпочтение агротуризму. Но проект Великого Уральского пути вобрал в себя не только сельскую специфику. Республика даст фору как территория, представляющая неподдельный интерес для участников этнографических туров, тех, кого привлекают уникальные традиции, обычаи, обряды.

Сейчас, куда ни глянь, этническая кухня — азиатские, европейские рестораны. Все же знакомиться с национальной кухней надо на ее родине: пить кумыс, есть мед лучше в Башкирии, а пиццу дегустировать в южной Италии.

Но если с маршрутами по родной республике более или менее понятно, то как Очарованному страннику выбрать адреса для поездки по другим регионам? Оказалось, достаточно вспомнить рассказы знакомых или заглянуть в интернет, чтобы глаза разбежались.

Велик Урал, а обойти хочется

Ну, так где же я не был и что бы выбрал?

В первую очередь отправился бы в Пермский край. Пермяки исполнены самоиронии, не комплексуют, открыто посмеиваясь над собой. Памятник Пермяк соленые уши — тут самая знаменитая достопримечательность. У кого порядок с чувством юмора, подставляет в скульптурную рамку с большими ушами свое лицо и фотографируется. Те, у кого спесь через край хлещет, обходятся покупкой «ушастых» магнитиков и открыток. Говорят еще, пермский градоначальник отстоял право первой фотосессии. У нас-то, конечно, что ни начальник, то сама застенчивость…

По пути в Пермь сложно отказать себе в удовольствии побывать в Кунгурских пещерах. Тут перед сибирской эпопеей зимовал Ермак, скрывались от гнева царского да церковного старообрядцы. Будь со мной незамужние спутницы, утирал бы им слезки. Вообще-то «Дамские слезки» — это так ступеньки названы в центральном гроте. По легенде, юная дочка некой знатной особы на этих ступеньках разбила себе коленку, а спустя время удачно выскочила замуж за шведского короля. Теперь почем зря девицы на выданье и те, кому «немного за тридцать», при первой же возможности калечат свои симпатичные ножки об эти грубые каменные приступки. Телесный ущерб ничто по сравнению с короной королевы. Только на всех не то что принцев — успешных бизнесменов не напасешься, не говоря уже об олигархах.

Пожалуй, про развлечения хватит. Хочу порадовать любителей таинственных приключений и необычных явлений. Урал для них — неисчерпаемый кладезь. О проделках инопланетян уфологи насобирали массу свидетельств. Верят им немногие, дескать, фантазии, противоречащие законам физики.

Но есть у следопытов мистических явлений свои козыри. Обычный человек немеет, когда видит ручей, текущий в… гору. Скажете, такое невозможно? Так поезжайте в деревню Галашки, что в Свердловской области — убедитесь сами. И еще: будьте осторожны, проезжая мимо деревни Сызги, — геофизики обнаружили аномальную зону, вблизи которой глохнут машины.

Наконец — совет женщинам, чтоб ухо держали востро. В Республике Коми есть гора Отортен («Не ходи туда» в переводе с манси). Высотой она 1234 метра. Но не из сочувствия к женщинам запрещался им нелегкий подъем на вершину: манси полагали, что лишь мужчины способны не запятнать репутацию священного места. Ослушниц ждала суровая кара: их топили в озере. В двадцатых годах прошлого столетия не пощадили даже женщину-геолога.

А напоследок я скажу: не зарекайся исходить Урал вдоль и поперек. Одной жизни вряд ли хватит. Хорошо бы родные места исследовать. Когда-то же надо выкроить время для этого. А Турцию пусть турки изучают. У них гор тоже немало.
Читайте нас: