Все новости
Cоциум
16 Мая 2018, 23:47

Александр и Плясунья

Век собаки-поводыря недолог: слишком напряжённая у неё жизнь

Человек в паре главный, а собака не дает стать слабым.
Человек в паре главный, а собака не дает стать слабым.

На тропе здоровья, в больнице и в магазине они всегда вместе. Немногословный мужчина с бородкой и крупная собака. Она внимательно слушает каждое его слово, чутко отзывается даже на незаметное движение поводка.

Плясунья* все время на работе, она собака-поводырь. А ее хозяин Александр — инвалид по зрению. Вместе они с мая 2013 года.

— У меня это третья собака, — рассказывает Александр, который потерял зрение еще в молодости. — В марте 1984 года мы познакомились с немецкой овчаркой Динго. В 2004 году у меня появился Брюс, тоже немецкая овчарка. Плясунья — лабрадор-ретривер, ей нет пока и восьми лет. Но век собаки-поводыря, к сожалению, недолгий. Слишком напряженный у нее режим работы, организм быстро изнашивается.

«Демилитаризация» собачьего войска

Александр хорошо знает историю появления собак-поводырей в нашей стране:

— Собаки несли военную службу вместе с человеком давно, но в годы Великой Отечественной, помимо обычной охранной службы, их стали широко использовать на фронте, учитывая их врожденные качества, податливость к обучению. В городе Старая Купавна стали готовить собак для выполнения самых разных боевых задач.

После войны было много инвалидов, потерявших в боевых действиях зрение. Не у всех у них были жены, родственники, которые могли бы помочь им. Было принято решение начать подготовку собак-поводырей. Первоначально дрессировали восточноевропейских и немецких овчарок, пробовали учить колли, а в последние годы очень хорошо зарекомендовали себя лабрадоры-ретриверы.

Школа подготовки собак-проводников в подмосковной Балашихе — единственная в России. Она занимает огромную территорию, на которой множество объектов: горки, спуски, лестницы, пешеходный мост, перекрестки. Собак учат всему, даже водят на железнодорожную станцию, чтобы они не боялись гудков электровозов, сигналов автомобилей.

— Щенка можно начинать обу;чать не раньше шести месяцев. Но и обучают не всех, отбраковывают неподдающихся обучению, нервных, неуравновешенных, агрессивных. Инвалидам выдают собаку, возраст которой не менее полутора лет. Учение длится полгода, после этого в Центр приглашают инвалида, который подал заявку на получение поводыря. Две недели он живет в одной комнате с собакой, учится ухаживать за ней, кормить, купать, приучает выполнять его команды. А собака привыкает к своему новому хозяину, которому предстоит стать его другом. Но это только начало.

Кто в паре главный?

Приехав в свой город, хозяин собаки-поводыря начинает разрабатывать основные маршруты, каждый из которых имеет свое название. Чтобы собака запомнила их, вместе со зрячим помощником нужно пройтись по ним пять-шесть раз.

— Если я говорю «лес», Плясунья ведет меня на тропу здоровья. Она помогает мне во всем: вынести мусор, купить продукты. Знает дорогу в ветеринарные клиники, где доктора осматривают ее, проводят необходимые процедуры, делают прививки, подрезают когти.

Она ездит со мной на маршрутном такси, запрыгивает и усаживается на переднем сиденье легкового автомобиля. По закону там, куда запрещен вход обычным собакам, поводырю заходить можно.

Главный для собаки-поводыря — ее хозяин. Она различит его негромкий голос в огромной толпе, даже если он назовет ее другим именем, подойдет только к нему. Она знает не только обязательные собачьи команды, но и слова «налево», «направо». Команда «апорт» для Плясуньи не сигнал к игре, когда нужно бежать за брошенным предметом. По этой команде она поднимает оброненную случайно трость и подает ее хозяину, может поднять и перчатки.

Хоть и находится собака-поводырь постоянно на службе, ничто собачье ей не чуждо. Она любит ласку, несмотря на солидный возраст, обожает бегать. Когда рядом с Александром есть кто-то, кто может проконтролировать ее местонахождение, он спускает ее с поводка. Если они с друзьями выезжают на рыбалку, Плясунья с восторгом носится по лесу. Она очень любит плавать. А если Александр с супругой Светланой едут в гости к детям в Уфу, то внуки не оставляют ее в покое ни на минуту. Проявления бурной любви собака воспринимает очень спокойно, ведь не случайно лабрадоров-ретриверов называют собаками-няньками.

— В Белебее было семь собак-поводырей, — продолжает Александр, — сейчас Плясунья единственная. Это не значит, что поводыря дают кому-то особенному, каждый может написать заявку на ее получение. Но желающих взять такую собаку пока нет. Это ведь только кажется, что она сразу обу;чена всему и, как в сказке, помогает хозяину, выполняет все его поручения. Если сам человек не будет постоянно учить, воспитывать собаку, то и проку от нее будет мало. Человек в этой паре главный, он руководитель, он ответственный.

Но и собака воспитывает своего хозяина, не дает ему стать слабым, безвольным, дисциплинирует. А как же иначе? Два раза в день ее нужно покормить, а сначала приготовить еду, трижды выгулять. При этом ей неважно, какая на улице погода, как чувствует себя хозяин. Ему нужно пораньше проснуться, вывести собаку на улицу на двадцать-тридцать минут, пока она «делает свои собачьи дела». А после этого ее нужно завести домой, позавтракать и успеть на работу. К слову, Александр более сорока лет проработал слесарем. Кроме ежедневного ухода, он регулярно водит Плясунью на осмотр в ветлечебницы, заботится о ее здоровье.

Получается, что в этом тандеме на первом месте — взаимопонимание и ответственность, причем с обеих сторон.

«Ой, какая собачка!»

Это часто слышит Александр, когда идет с Плясуньей по городу. И дело не столько в красоте, сколько в поведении его хвостатого друга, который своим видом, примерным поведением, доброжелательным отношением к людям вызывает желание погладить, приласкать ее. Несмотря на то, что собака очень миролюбива и никогда не укусит незнакомого человека (только, если, по ее мнению, он может представлять опасность для хозяина, остановит его негромким, предупреждающим рычанием), гладить, трогать, кормить собаку без разрешения хозяина не стоит.

— Если ребятишки хотят погладить Плясунью, познакомиться с ней и их родители попросят разрешения, я не против, — говорит Александр.— Она с удовольствием принимает знаки внимания, по моей команде подает лапу новым знакомым. Но собаки очень не любят пьяных, да и мало ли что в поведении незнакомца, проявляющего к ней интерес, может не понравиться.

Вот так судьба свела Александра и Плясунью. Так она стала его другом, а он — ее хозяином.

*Кличка собаки изменена, чтобы прохожие на улице не окликали ее, не отвлекали от выполнения серьезной работы — помощи хозяину.
Читайте нас: