Все новости
Cоциум
19 Февраля 2014, 17:50

Платок, как музыка

Зианчуринские мастерицы уверяют, что Людмила Зыкина пела всё-таки об их шалях

Пуховые шали Зульфию Бикбулатову и согревают, и украшают, и кормят.
Пуховые шали Зульфию Бикбулатову и согревают, и украшают, и кормят.
Лучшей шали, чем связанная зианчуринскими мастерицами, найти сложно. Помню, как долго грела меня накинутая на плечи свекровью в день свадьбы огромный, с замысловатым узором платок.
— У нас вязать шали девочек учили с раннего детства, — рассказывает председатель женсовета района Назира Каримова и тут же улыбается, — а я вот научилась, по прежним меркам, очень поздно. Лишь в начальных классах.

Здесь надо сказать, что в понятие «вязать шаль» входит многое.

— Многие до сих пор у нас содержат пуховых коз, — говорит Назира Каримова. — Их пух очень тонкий, мягкий, легкий и эластичный, изделия из него не скатываются.

Здесь высоко ценится пух темных коз баишевской породы из одноименной деревни. Породу эту, как объяснили зианчуринские мастерицы, во время войны завезли из заволжских степей.

— Вычесывают пух три раза в год, — объясняет Назира Каримова. — Вычесав, мастерицы деликатно каждый волосок теребят, очищая от мусора. Потом чешут двумя гребенками — на одной шерсть, другой прочесывают. Получаются пушистые кудельки, из которых при помощи прялки вытягиваются полоски пуха, скручиваемые в нить. Затем пряха сучит, вытягивает нить и накручивает ее на веретено, и только после этого — в клубочек. Все — можно вязать.

Председатель районного женсовета только сожалеет, что стареет нынче это ремесло, не спешат девушки приобщаться к мастерству рукодельниц. А ведь вязать, помимо прочего, еще и прибыльно.

— Помню в молодости, — говорит Назира Каримова, — на две свои проданные шали справила себе пальто с норковым воротником. И сегодня наши вязальщицы без денег не сидят. Этой осенью, к примеру, съездили в Уфу на ярмарку пуховых изделий. Повезли с собой более 70 изделий (не только шали и палантины, носки, варежки, жилеты…). А домой вернулись с деньгами. Тогда одну шаль удалось продать аж за 5 тысяч.

Особой гордостью на ярмарке зианчуринских пуховязальщиц были шали с узорами в виде Караван-сарая и мечети Ляля-Тюльпан. Были шали, словно соты.

Зульфия Бикбулатова все свободное время сейчас посвящает вязанию. Дети разъехались. Супруг Юмабай увлечен деревом: мастерит замысловатые столы, сундуки и прочую мебель на заказ.

— Еще в четвертом классе прясть и вязать шали меня научила мама, — рассказывает Зульфия Рахматовна. — Мы тогда вязали на продажу в Оренбург. А потом, где бы ни работала, всегда находила время для любимого увлечения. Сейчас на заказ вяжу, неплохая добавка к пенсии. С удачными, интересными работами участвую в конкурсах.

В одной из комнат ее дома висит на почетном месте диплом, который напоминает о победе в республиканском конкурсе. Тогда, в 2010 году, Зульфия Бикбулатова завоевала Гран-при в номинации «Пуховая шаль». Такой же приз она получила и в этом году у себя в районе.

— Зианчуринские пуховые платки издавна считались самыми красивыми, их можно встретить не только на рынках Оренбургской и Челябинской областей, они завоевали Москву и Санкт-Петербург. Сегодня мы работаем над тем, чтобы нашу шаль официально сделать брендом района, — говорит Назира Каримова.

Местные мастерицы уверены, что оренбургский пуховый платок на самом деле зианчуринский, потому и поют нынче:

«Зианчуринские козочки сердятся:
Почему-то их пух превращается
в оренбургский платок».

Дело в том, что с незапамятных времен целыми семьями зианчуринцы вязали платки для продажи на базарах Оренбурга и Саракташа. В оренбургских артелях в советские годы трудились вязальщицы-надомницы из Зианчуринского района. И можно еще поспорить, не о зианчуринском ли пуховом платке поется в известной песне.

Как бы то ни было, слава теплой, приятной на ощупь пуховой шали местных мастериц живет. Здесь стараются сохранить традиции вязания пуховых платков, благо есть немало носителей этой традиции, как 86-летняя Карима Нугуманова.
Читайте нас: