Все новости
Cоциум
13 Февраля 2014, 21:03

Последний Герой

Когда он поднимал в небо свой штурмовик, фашисты били тревогу: «Ахтунг! Латыпов в воздухе!»

Из 280 уроженцев Башкирии, награжденных в годы Великой Отечественной звездой Героя, в живых остался один. По паспорту, правда, полковник авиации в отставке Куддус Канифович Латыпов числится москвичом, но значительную часть времени проводит в родной деревне Новомещерово Мечетлинского района. Минувшим летом отметил здесь свое 90-летие.
Несмотря на годы, полковником и сегодня можно залюбоваться: красив, подтянут, харизматичен. Герой, что тут добавишь. Мы встретились с ним в санатории «Зеленая роща», куда Латыпов приехал подлечиться и заодно посмотреть Уфу. Наверное, поэтому речь первым делом зашла о медицине.

— Я, — признался собеседник, — не большой любитель санаториев, последние пять-шесть лет не был ни разу. Но здесь мне понравилось. Искренность, доброжелательность, чуткость к людям — этим санаторий разительно отличается от московских. Я сперва думал, может, ко мне отнеслись по-особому — все-таки ветеран войны, возраст приличный, но присмотрелся — нет, тут ко всем подходят с уважением. Невольно приходит на ум медицина военной поры: не передать словами, как заботились, как берегли раненых в госпиталях, забывали о себе, спасая других. Я убежден, одним из важнейших факторов, которые привели нас к победе, была самоотверженность врачей и сестер на фронте — подвиг они совершали каждый день. В таком обостренном виде эти традиции у медиков сейчас не встретишь, только некоторые пожилые врачи помнят, что лечат не таблетки, лечит человеческое участие, доброта. Не забыли об этом и в «Зеленой роще». Они молодцы, стараются сохранить то лучшее, что было в истории российской медицины.

Рождённый летать

Сам Латыпов в госпиталь с легким ранением угодил лишь раз — когда в 43-м был сбит под Орлом. Больше за почти четыре года — воевал наш земляк с декабря 1941-го по май 1945-го — ни одной царапины. Для летчика на фронте это фантастика.
Средняя продолжительность жизни пилотов-штурмовиков в первые годы войны составляла всего 8 боевых вылетов и только к концу выросла до 20 — 30. Латыпов совершил 134 успешных боевых вылета.

— Многие говорят: повезло, — пожимает плечами Куддус Канифович. — Может, и так, но удача зависит прежде всего от твоего мастерства, умения правильно построить бой, первым заметить врага, ловко маневрировать. Когда меня сбили — схватили сразу с трех сторон, попали в крыло, затем в мотор, он чих-чих — и заглох, я думал — все. Высота была метров триста, внизу немцы, а они летчиков не щадили. Но успел все же дотянуть до нейтральной полосы, плюхнулся кое-как на землю, выбежал из самолета — он горел. Как считать, повезло?

Откуда в мальчишке, выросшем в обычной крестьянской семье, тяга к небу? Совсем еще пацаненком он приделывал, как умел, к салазкам крылья и «летал» на них с крыш, в кровь разбивая лицо. Семилетку окончил с похвальной грамотой. Пришло время выбирать профессию.

— На всем северо-востоке тогда было два учебных заведения: Дуванский сельхозтехникум и Месягутовское педучилище, — с улыбкой рассказывает Латыпов.
— Природу я любил, труд земледельца знал, решил — пойду в сельхозтехникум. Но мать встала стеной: «Не пущу! С твоими способностями перед тобой все дороги открыты! Марш в педучилище!».

И заставила-таки поступить. Будущий герой окончил физмат, начал работать учителем арифметики в соседней деревне. Правда, хватило его только на первую четверть. Случайно увидев в райцентре объявление о спецнаборе в Белорецкий аэроклуб, он одним из первых подал заявление, прошел сквозь мелкое сито всевозможных комиссий и к марту 1941 года имел начальную летную подготовку и отличную характеристику инструкторов. Годичную программу обучения курсанты клуба прошли за четыре месяца. Самые способные, и Латыпов в их числе, были направлены в Свердловскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончили за семь месяцев вместо трех лет: уже шла война. В декабре юный сержант Латыпов прибыл на Волховский фронт.

Жили по высоким меркам

— Чувство страха на войне есть всегда, просто учишься его преодолевать, — вспоминает ветеран свои первые дни в полку. — Насколько успешно — зависит от характера, настроя, физической и моральной силы, знания машины. Потом видишь — фриц такой же человек, ты не хуже. А как только начался бой — забыто все: пикируешь, берешь прицел, по тебе стреляют, ты уворачиваешься, вновь пикируешь. Самым трудным было не расслабиться, когда уже вроде вышел из огня. Многих потеряли, пока научились всегда быть начеку.

Первым самолетом Латыпова был так называемый ближний бомбардировщик — обыкновенный учебный «кукурузник» с подвешенными снизу бомбами. Летали на нем ночью, пока враг не видит, и в основном женские полки, которых так и звали — ночные ведьмы. Полетав на нем пару месяцев, наш земляк был отозван в тыл, в запасной авиаполк, где переучивали летать на штурмовиках. К тому времени на фронтах появились первые серийные Ил-2 — легендарные машины, ставшие главной ударной силой нашей авиации. Бронированный штурмовик с мощным мотором, двумя пулеметами, реактивными снарядами и бомбами весом 600 кг одним своим появлением ввергал фашистов в панику, мгновенно заслужив у них прозвище «черная смерть». На нем Латыпов бил немцев до конца войны — сначала на Западном, потом на Втором Украинском фронте, уничтожая вражеские танки, аэродромы, железнодорожные эшелоны, артиллерию.

— Штурмовики — основной «расходный материал» авиации на фронте, — поясняет Куддус Канифович. — Если бомбардировщиков в шутку называли «буржуями» — они шли на высоте три тысячи метров и были почти недосягаемы, то мы летали у самой земли и стреляли по нам все кому не лень — из зенитных пушек, пулеметов, автоматов, из простых винтовок. Как фронтовая операция — двух третей полка нет. Каких ребят теряли — если бы сейчас такие жили, страна была бы совсем другой.
Одна из самых тяжелых потерь для Латыпова — гибель друга, летчика-аса Киазима Агрба. Богатырь-абхазец и парень из башкирской деревни не просто дружили — звали себя побратимами. Погиб Киазим обидно: в 44-м в Румынии, уже возвращаясь с задания, был подбит на малой высоте. «Киазим, горишь, уходи!» — кричали ему, но он набрал высоту, повел самолет в атаку. А когда понял, что сил не хватит, со словами «Да здравствует советская Родина!» врезался в гущу вражеской техники, повторив подвиг Гастелло.

Погибшие товарищи и те, кто ушел уже в мирное время, продолжают жить в книгах Куддуса Латыпова. Две уже изданы, третья на подходе. Это не просто воспоминания — в них автор ищет ответ на вопрос, что привело нас к победе.

— Ни одна другая армия не дала такого количества героев, — подчеркивает Куддус Канифович. — Почему? Если бы не русский характер и советская идеология, победы бы не было. В сумме они создали новое общество, где люди жили по высоким меркам, с настроем на патриотизм и самопожертвование. Об этом надо говорить, чтобы следующие поколения знали, какого они роду-племени. А сейчас, случись заваруха, нас ткни пальцем — и мы упадем.

Любовь небесная

Из боевой характеристики Латыпова 1944 года: «Лично дисциплинирован хорошо, но допускает нарушение летной дисциплины — лихачество на малой высоте. Указанное нарушение исправляет медленно».

— Нас в полку было пятеро, примерно равных по мастерству, — улыбается Куддус Канифович. — Немцы нас боялись, свои старались подражать.

Известно, что, завидя в небе истребитель Покрышкина — трижды Героя Советского Союза, сбившего почти 60 самолетов, немцы били тревогу: «Внимание! В воздухе Покрышкин!». Точно так же они знали по фамилиям и номерам самолетов ведущих штурмовиков полка — разведка у них была поставлена будь здоров. Лазаренко, Феоктистов, Латыпов, Макаров, Куликов наверняка не раз являлись фрицам в ночных кошмарах. «На нас охотились, пока у них еще хватало сил. А потом уже мы откровенно издевались над ними», — вспоминает ветеран.

Все пятеро асов вернулись с войны живыми, все пятеро стали Героями Советского Союза. Непобедимому летчику, грозе фашистов лейтенанту Латыпову на ту пору едва исполнилось 22.

— А любовь на фронте была? — спрашиваю собеседника.

— А как же, сплошь и рядом! — оживляется тот.

В полку Латыпова служили 11 девушек — парашютоукладчицы, мастера по вооружению и т. д. Из них только три были замужем. Остальные восемь как пришли в 43-м, так до конца войны оставались целомудренными.

— Где-то, может быть, было по-другому, а у нас в авиации, да и вообще в ту эпоху, народ был выдержанный, — замечает летчик. — Мы видели в женщине не противоположный пол, а прежде всего человеческую суть, и командиры держали нас строго. Но едва кончилась война, все восемь выскочили замуж — мгновенно! Еще на территории Австрии всех расхватали свои же, однополчане. Значит, уже давно любили. Но воли себе не давали.

Одна из этих восьми стала судьбой молодого лейтенанта — москвичка Зинаида Гавриловна. В 1946 году они поженились, и если браки заключаются на небесах, то это про них. Вырастили троих сыновей. Сейчас у Куддуса Канифовича два внука, внучка и даже три правнучки. «Вот правнука нет почему-то, — разводит руками герой. — Буду ждать».

Если подлец, горло выгрызу любому

Хотя минуло уже 70 лет, война, признается Латыпов, никуда не ушла. Она живет внутри, очень близко, и постоянно дает о себе знать: не смей забывать, не смей позорить.

— Я благодарен судьбе, что воевал за великую страну, за великий народ. Война сделала меня таким, какой я есть, — мужественным, человечным, порядочным. Я любому выгрызу горло, если вижу — подлец. И все мы, фронтовики, пока живы, не предадим идеалов, в какие верили и продолжаем верить.

Куддус Латыпов сейчас на пенсии, но даром тратить время себе не позволяет.
Старается путешествовать, ведет здоровый образ жизни, по 30 — 40 минут в день занимается физзарядкой, каждый вечер выходит на прогулку. Главным своим долгом он теперь считает книги: хочет успеть рассказать, как жили и побеждали те, кто заставил мир считать Россию великой державой. А рецепт долголетия для читателей «РБ» герой, подумав, дал такой: главное — чтобы совесть была чиста перед людьми и самим собой. И непременно нужно быть устремленным к чему-то доброму.
Досье

На счету Героя Советского Союза Куддуса Латыпова — 22 уничтоженных танка, 40 автомашин, 5 самолетов, 2 железнодорожных эшелона с оружием, боеприпасами и военной техникой противника. До 1975 года служил в Вооруженных Силах, окончил военно-политическую академию имени Ленина, позже возглавил факультет военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, тремя орденами Красного Знамени.
Читайте нас: