Все новости
Cоциум
16 Января 2014, 17:06

Пилигрим, который поёт

Дипломированный философ стал шаманом

У этой песни нет слов, есть только мелодия, вобравшая в себя культуру великого множества народов.
У этой песни нет слов, есть только мелодия, вобравшая в себя культуру великого множества народов.
Колумбиец Карлос второй раз побывал в Сибири. Транзитом через Уфу. Широко улыбается: «У меня здесь вторая семья». «Семья» приютила студента-филолога Башгосуниверситета, гостеприимно распахнув двери своей квартиры небанальному по облику и образу мысли иностранцу.
«Небанальный» — вполне дипломатичная характеристика. Я бы уточнил: не от мира сего. Карлос, думаю, не обидится. А чего обижаться — Колумбия, где она? Три лаптя по карте, другая система координат, другой мир. И география тут ни при чем. Иная ментальность, иной образ жизни, традиции, культура… Вот даже сфотографировать гостя оказалось делом непростым. Духовные учителя установили табу: каждый щелчок затвора фотокамеры отнимает силы. Чем больше появляется фотокопий, тем быстрее тает заряд жизненной энергии.

— Карлос, — интересуюсь, — это ж какой силы поднялся ветер, что вас занесло в Уфу — через Атлантику и Европу?

Заморский гость признался, что о Башкирии прежде даже не слышал, хотя диплом философа получил в Национальном университете и считал себя начитанным человеком. Вот Байкал всегда чем-то привлекал колумбийца. А тут выпала оказия — что-то вроде разнарядки на учебу в уфимском вузе. Он и подумал: Урал, Уфа — это ведь где-то рядом с Байкалом…

Меня очень интересовало перевоплощение философа в шамана. Оказывается, судьба так распорядилась: четыре года назад перенес тяжелую, безуспешную операцию. Врачи развели руками: неизлечим, наследственная аномалия, код вредных генов расшифровке не поддается. Он уехал в деревню. Вокруг непроходимые джунгли, первозданная природа. За исцеление взялся местный шаман с небогатым арсеналом средств — фитотерапией да индейскими заклинаниями. Случилось невероятное: болезнь отступила. И тогда он уяснил, в чем же его земное предназначение. Его потянуло в Сибирь, к Байкалу, там на бескрайних просторах — целые школы шаманов.
— А как ты считаешь, шаманизм это философия, особый взгляд на мир или лечебная практика?

— Вначале я тоже думал, что шаман — это лишь врачеватель. Но понятие намного богаче.

— Шаман обладает способностью установить связь с потусторонним миром или космосом?

— Все люди связаны с космосом. У каждого есть предки, они могут выступать проводниками, поскольку жили в более тесном контакте с природой, она им ближе. Вообще, мы не говорим «шаман», мы говорим «шам». Шам — это человек, который знает. Так говорят на Алтае.

— Я правильно понимаю, что шаман способен откуда-то черпать информацию. Откуда же?

— Невозможно однозначно ответить.

— Где находится библиотека знаний? Или как там она у вас называется?

— Знания везде. Повсюду. Как найти ключик — вот в чем вопрос, — по-философски заключил выпускник философского факультета.— Просто надо учиться воспринимать, считывать информацию.

Карлос берет в руки что-то наподобие лютни. Оказывается, это — топшур — музыкальный инструмент горных алтайцев. С виду довольно незатейливый — корпус, похоже, выдолблен, и всего две струны на узком грифе. Царапнул воздух металлический всхлип, который тут же слегка придушил указательный палец музыканта, а затем все потонуло в гортанном клекоте… Колумбиец оказался мастером горлового пения! Утверждают, что этим искусством, кроме башкир, владеют лишь тувинцы, алтайцы да монголы. Ну и вот теперь в этот список один представитель Латинской Америки добавился.

Странные ощущения рождала мелодия в исполнении колумбийца и Алины, приехавшей с Алтая. О чем пелось? Могу передать только ощущения. Весна, шальные порывы ветра, буйство половодья… Рык зверей, шелест листьев, трели птиц… Время от времени воскресал мифологический Сизиф, перекатывающий валуны по горной тверди…

Вторым голосом, фоновой подложкой что-то печальное выводила Алина. И чудилось в нем нечто рабское, безысходное, обреченное на вековое послушание силам природы…

Дуэт смолк, немногочисленные слушатели завороженно молчали, словно оцепенев от нахлынувшей волны первобытного трепета перед неведомой сверхъестественной силой. Наконец откуда-то издалека долетает голос Карлоса:

— Все, что есть в мире, вибрирует, сокращается, наделено частотой. Уловить эти колебания — великое искусство. В этом сила горлового пения.

— На каком языке звучала песня?

— На этот вопрос нет ответа. Это мелодия, сочетание звуков, вобравшее культуру не одного какого-то конкретного этноса.

— Карлос, вы пели, настраиваясь на мою волну? Удалось?

— Э-э-э... Да... Но...

— Получилось или нет?

— Сначала мы пили чай, так?

— Да. Это такая попытка меня расслабить?

— Не расслабить — почувствовать. Только потом я начал петь. Думаю, для первого раза я вполне настроился на вашу амплитуду.

— Хорошо. Перейдем от частного к общему. Вот вы разъезжаете по свету, берете уроки у шаманов. А так ли уж необходим большой объем знаний? Не лучше ли быть «узким специалистом»?

— Избыточной информация быть не может. Иное дело, если я пою на языке индейского племени, а обряд совершаю в облачении эвенка. Это бессмысленно.

— Кстати, какую религию вы исповедуете?

— Меня крестили по католическим канонам. Бабушка была достаточно известным народным целителем. При этом она тоже исповедовала христианство.

— Но церковь не приемлет шаманизм. Как удается совмещать столь разные мировоззрения? Вы вообще кем себя считаете?

— Я человек, который поет.

— Пилигрим, который поет, странствуя по свету. Вернетесь на родину, чем будете заниматься, кроме пения, разумеется?

— Я пишу. Две книги стихов издал.

— О чем стихи? Это любовная лирика, если принять во внимание ваш вполне романтический возраст?

— Нет, это мистика, имеющая природную подоплеку.

— Литературный труд приносит какие-то дивиденды?

— Увы. На жизнь зарабатываю в основном продажей музыкальных инструментов, по преимуществу редких.

— Кто же их покупает? Ведь для того, чтобы удержать на плаву бизнес, нужен оборот.

— Ценителей музыки немало. И еще такой момент: если покупатель не владеет инструментом, я его учу. Еще я сам пишу музыку, занимаюсь литературной обработкой текстов. Наконец, практикую массаж.

— И все эти услуги вы оказываете в границах одного города?

— Нет, конечно. Интернет изобрели не только для поклонников виртуальных войн и автогонок. Еще по старой памяти меня приглашают в Национальный университет почитать курс лекций. Верчусь, как белка в колесе. Так у вас говорят?
КОММЕНТАРИЙ АЛИНЫ

— Мы поем, чтобы лучше себя понять. Человек поет, вслушивается в звуки, становится более естественным, начинает лучше понимать себя и окружающих. С помощью звукового сопровождения лечат. У нас на Алтае есть люди, которые лечат через благословение: читают нараспев, определенным речитативом тексты, в которые заложена положительная информация. Это могут быть всего три строчки: «Небо — отец, мать — Земля, защити и сохрани». Короткий текст повторяется много раз в определенном ритме.
МЫСЛИ ПО ПОВОДУ

Коллега из старинного сибирского города, где мне пришлось долгое время томиться в командировке, однажды потащил меня на встречу с шаманом. Патлатый скуластый мужичок, облаченный в подобие пончо и кожаные джинсы с белесыми потертостями на коленях, носился между столиками респектабельного кафе, к вящему удовольствию парочки девиц размахивал обглоданной (очевидно, представителями верхнего мира) змееподобной тростью, разглагольствовал о потоках энергии в теле человека, о светлом, горячем, направленном вверх и наружу, а затем стал откровенно симулировать транс...

«Леня, — сказал я товарищу, который затащил меня в этот бедлам, — это не шаман, это шарлатан». Леня вяло отмахнулся: волосатый плут не вызывал в нем никаких эмоций, в отличие от пряного и тягучего Vana Tallinn, которым угощали устроители шоу.

Современные шаманы — мошенники или в лучшем случае авантюристы, решил я, пригубив в тот вечер смесь идей восточных культур, философии и астрологии, сдобренную ритуальным па неведомых сибирских народов. «Брось, — миролюбиво молвил Леня, расслабленный ликером. — Все мы шаманим понемногу, когда-нибудь и где-нибудь». Поразмыслив, я согласился: шаманим, и еще как.

С легкой руки Колумба курение для европейцев стало вредной привычкой. А ведь американские индейцы дымили трубкой, подчиняясь ритуалу. Разве мы не «шаманим», принимая алкоголь, «познавая себя» под парами спирта? Добавьте в этот список дискотеки, оргии футбольных фанатов, манифестации и шествия — сплошь трансовые танцы, слепые элементы шаманизма.

Далеко ли мы ушли от прародителей, продырявив небо космическими спутниками? Облагородили «пещеру» пластиком, украсили дома фурункулами спутниковых антенн, запрягли в «колесницы» по сотне лошадей, достигли небывалых успехов в массовом умерщвлении себе подобных в «горячих точках»...

Что получается? Шаманизм — массовый, а не избранных — вовсе не так архаичен и примитивен, как принято думать. Мимикрируя и приспосабливаясь, он вполне соответствует современному уровню цивилизации.
Кстати

Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладают определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Можно помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом.

На кафедре нормальной физиологии медицинского факультета Университета дружбы народов совместно с институтом традиционной медицины и музыкальной терапии были проведены эксперименты по влиянию звуковых вибраций на состояние внутренних органов. Установлено, что 12 звуков, составляющих октаву, гармонично связаны с 12 системами нашего организма: в частности, сердце резонирует на одну ноту, печень — на другую, нервы — на третью. При направленном воздействии музыкой или пением соответствующий орган приходит в состояние максимальной вибрации. Укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, в результате чего ускоряется выздоровление.
Читайте нас: