Все новости
Cоциум
14 Января 2014, 15:53

Вишня в масле

Отсутствие специалистов и сложность темы — причины неизученности русских в Башкортостане

Еще в 90-е годы прошлого столетия известный этнограф Наиль Бикбулатов как-то сказал, что по степени изученности в этнографическом плане русские среди населения республики, несмотря на численное превосходство, до сих пор остаются в неясном положении. Заведующий отделом народов Южного Урала Института истории, языка и литературы Раиль Кузеев не только отмечал необходимость изучения русских, но и поручил эту тему одному из сотрудников. Времена были непростые, и научный вакуум оставался незаполненным...
Основной и главной причиной неизученности русских Башкортостана были отсутствие специалистов и сложность темы. Русское население многочисленно, неоднородно, живет во всех районах и городах, это в прошлом выходцы из северных, южных и центральных губерний России. Лишь в последние годы началось их этнографическое изучение.

По результатам экспедиций в Дуванский район, селения Тастуба, Вознесенка, Метели, Ярославка этнограф Фарида Галиева (Ахатова) подготовила монографию.

Изданные ею книги интересны по ряду аспектов. Показан процесс адаптации русского населения к сложным природно-климатическим условиям Южного Урала, Приуралья и Западной Сибири. Особое внимание уделяется влиянию русской культуры на все сферы жизни башкир, начиная с традиционного хозяйства и кончая их мировоззрением. В исследованиях обрисована картина встречи двух религий — христианства и ислама и показан сложный духовный процесс, когда не терпящие друг друга представители разных конфессий пришли к сотрудничеству. Автор рассматривает брачные отношения представителей двух религий, когда супруга-иноверца даже не пускали в родное село, новой семье приходилось селиться в лесу, что в то время означало верную гибель…

Общаясь с русскими крестьянами и горнозаводскими рабочими, башкиры переняли от них разные элементы культуры. Благодаря этому у башкир появились более совершенные типы жилища, хозяйственные постройки, орудия труда, прочные телеги и сани, атрибуты конской сбруи, не говоря уже об устойчивых дощатых лодках. Они занялись хлебопашеством с высокой технологической обработкой земли, стали заниматься садоводством и огородничеством, научились делать варенье из диких ягод и плодов, стали употреблять в пищу грибы.

У местных жителей появились деревянные избы и кирпичные дома, сыуал (чувал) сменился более надежной печкой. Традиционная домашняя утварь уступила место предметам заводского производства или фаб- ричного изготовления.

Наряду с этим происходил и обратный процесс влияния башкирской культуры на русских. Так, например, русские крестьяне горно-лесной зоны весной стали кормить домашний скот ветками ильма, вяза и осины — не из-за отсутствия корма, а для насыщения животных витаминами. В русских селениях крестьяне практиковали и до сих пор практикуют башкирский опыт тебеневки. Например, содержат лошадей в поле до глубокой зимы.

О культурном влиянии башкир на русское население свидетельствует применение башкирских терминов в русском языке: кумузлук (кислица), ускун (дикий лук), балтырган (борщевик). Осенью, когда режут скот, делают самодельную колбасу — тултырма, так ее и называют. В некоторых русских семьях научились консервировать плоды вишни в масле, как и башкиры раньше.

Согласимся же с высказыванием великого академика Дмитрия Лихачева: «Если вы любите свой народ, вы поймете и полюбите другие народы, которые любят свою природу, искусство, прошлое».
Досье

Фарида Галиева (Ахатова) — талантливый этнограф, фольклорист. Училась на «отлично» в общеобразовательной и музыкальной школах, музыкальном училище и Уфимской академии искусств. Встреча с Раилем Кузеевым еще в студенческие годы в экспедиции в Давлекановский и Благоварский районы сыграла определяющую роль в жизни и открыла путь для нынешней профессии. Первые ее научные исследования, исходя из специальности (по диплому — музыковедение), были посвящены украинскому фольклору Башкортостана. Постепенно круг интересов расширялся, появились сборники песен восточнославянских народов Башкортостана. А потом и монографии. Кстати, монография «Этнографические исследования русского населения Башкортостана» — первая среди республик Урало-Поволжья посвящена не коренному этносу, а русским.
Читайте нас: