Все новости
Cоциум
3 Декабря 2013, 16:20

Знать, чтобы выжить

Заболеваемость ВИЧ в республике достигла масштабов эпидемии

Социальный состав ВИЧ-инфицированных в республике
Социальный состав ВИЧ-инфицированных в республике
Еще почти шестьсот зараженных вирусом иммунодефицита было выявлено в республике за три осенних месяца. С начала года ВИЧ-инфицированными признано 2 тыс. 250 человек. По мнению главного врача Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом Рафаэля Яппарова, болезнь, которую в 80-е годы прошлого столетия нарекли чумой ХХ века, именно сегодня приобретает масштабы реальной эпидемии. Во многом потому, что вспоминают об этом грозном заболевании только раз в году — во Всемирный день борьбы со СПИДом.
— Рафаэль Галиевич, речь действительно идет об эпидемии СПИДа или просто об очередном всплеске заболеваемости?

— Сегодняшнюю ситуацию нельзя назвать иначе, как эпидемией. В прошлом году число выявленных носителей ВИЧ впервые превысило уровень 2001 года, который мы считали пиком заболеваемости. Тогда мы выявили сразу около двух тысяч инфицированных, в основном наркоманов. Позже обнаруживали не больше 200 — 250 случаев в год. С 2005 года опять начался подъем, только теперь уже не за счет наркоманов — почти половина зараженных не входит в так называемые группы риска. Многие из них образованные, обеспеченные люди, которые и предположить не могли, что их может коснуться такая беда. На первое место вышел половой путь передачи инфекции.

— В чем причина такого роста заболеваемости?

— Как бы парадоксально ни звучало, на мой взгляд, это во многом связано с повышением уровня экономики республики. Развитие деловых и культурных связей ведет к активизации миграционных процессов, не перекрыты пути доставки наркотиков.

В Екатеринбурге инфицирован уже один процент населения. Тревожная ситуация в Челябинской, Самарской и Оренбургской областях, Пермском крае. Уровень пораженности ВИЧ-инфекцией (число инфицированных на 100 тысяч населения) в республике ниже, чем по стране, но по темпам роста мы, к сожалению, от других регионов не отстаем. В России на конец августа было зарегистрировано 770 тысяч случаев ВИЧ-инфекции. ВОЗ относит страну к регионам Восточной Европы и Центральной Азии, дающим наибольший прирост заболевших.

— А как же Африка? В конце прошлого века ученые пророчили африканским странам гибель от эпидемии СПИДа.

— В Африке ситуация в последние годы стабилизировалась. За счет благотворительности население стали больше обследовать и лечить. А наш регион «горит», впрочем, как и все бывшие советские республики и страны соцлагеря. И это при том, что, по крайней мере, в нашей республике выделяются необходимые средства на диагностику и лечение, медицинские работники обследуют в год каждого пятого жителя.

— Так чего же не хватает, чтобы остановить эпидемию?

— Профилактики. На рубеже веков чума ХХ века была для СМИ одной из излюбленных тем, и люди действительно боялись заразиться. А в последние годы об этой болезни населению напоминают лишь в День борьбы со СПИДом, в то время, как нужно кричать о том, что, к примеру, в этом году 70 процентов инфицированных женщин и 60 процентов мужчин заразились именно половым путем. Причем чаще всего заражаются отнюдь не зеленые юнцы, а люди 30 — 40 лет и старше. Молодежь о болезни информируют в школах и вузах, а среди работающего населения профилактика, как правило, не ведется. Если человек не знает об опасности, он и не предпринимает необходимых мер безопасности. Поэтому мы пытаемся сотрудничать с районными администрациями, работают муниципальные комитеты по профилактике ВИЧ-инфекции и целевые программы, но, откровенно говоря, их финансирование оставляет желать лучшего.

ВИЧ-инфекция не просто медицинский вопрос, он затрагивает общество в целом. Нравственность регулирует существование человеческих сообществ. Если она деградирует или формируется в соответствии с экзотическими представлениями о норме различных меньшинств, это неизбежно приведет к социальному и биологическому упадку. Эпидемия СПИДа тому подтверждение.

— В некоторых европейских странах удалось стабилизировать ситуацию, переключив наркоманов с тяжелых инъекционных наркотиков на более «легкий» таблеточный наркотик метадон. Что вы думаете о таком способе профилактики?

— Наш центр уже много лет сотрудничает со швейцарскими инфекционистами, обменивается опытом по диагностике и лечению ВИЧ. В Швейцарии наркоманы с ВИЧ-инфекцией ежедневно приходят в медицинские центры, где им выдают дозу метадона, при условии, что пациент принимает и препараты против ВИЧ-инфекции (иначе наркоманы не хотят лечиться). Наркоманы сами записываются на прием и вообще ведут себя довольно цивилизованно, хотя в центрах нет нарядов полиции.

Все это производит неоднозначное впечатление. Думаю, что у нас что-то подобное вряд ли возможно, хотя бы потому, что мы не сможем добиться такого порядка, в том числе и в отношении использования наркотических препаратов. Метадон — это тот же наркотик. Можно было бы взять на вооружение опыт организации пунктов обмена шприцев — в Европе их создают для профилактики заражения наркоманов через использованные шприцы. Но, с другой стороны, почему государство должно обеспечивать бесплатными шприцами наркоманов, а не пенсионеров или кого-то еще, кому необходимо лечение?

— В свое время часто сообщалось о новых лекарствах и вакцинах от СПИДа. Сейчас — тишина. Действенное средство найдено или поиски прекратились?

— Универсального средства от СПИДа до сих пор нет. Новые вакцины создаются по всему миру, и зачастую ученые получают хороший эффект, но, к сожалению, очень кратковременный. На недавней международной неделе вирусологии говорили, что скорее всего к 2020 году вакцина все-таки будет создана. Однако подобные обещания мы слышим уже несколько десятков лет.

— То есть ничего не изменилось, и диагноз ВИЧ остается приговором?

— ВИЧ — это серьезное хроническое инфекционное заболевание. Если человек не пускает его на самотек, следует предписаниям врачей и ведет здоровый образ жизни, у него в перспективе может быть не один десяток лет полноценной жизни. Главное — добиться определенного уровня иммунитета. Еще лет десять назад нам это плохо удавалось, потому что и лекарства, и оборудование оставляли желать лучшего. Сегодня для этого есть все, что нужно. Наши пациенты лечатся теми же препаратами, что и ВИЧ-инфицированные в европейских странах, причем абсолютно бесплатно.

Другой вопрос, что не все хотят лечиться. К сожалению, среди таких есть даже беременные женщины, хотя мы добились отличных результатов именно по предотвращению внутриутробного заражения плода. Если проводить необходимую профилактику во время беременности, в родах и сразу после рождения младенца, то более чем в 95 процентах случаев он будет здоров.

С прошлого года в качестве профилактики на этапе вскармливания инфицированные матери стали получать для детей бесплатные молочные смеси для предотвращения передачи вируса через грудное молоко. Кстати, этот вопрос удалось решить на заседании межведомственной комиссии по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в республике.

С ВИЧ можно жить, работать и даже рожать здоровых детей. Но тем, кто здоров, нужно помнить, что в группе риска сегодня каждый…
Кстати

С начала года в Башкирии выявлено 2 тыс. 250 случаев вируса иммунодефицита.
Мужчин среди зараженных почти в два раза больше, чем женщин. В основном это горожане в возрасте 30 — 40 лет. Республиканские показатели значительно превышают Кумертау, Стерлитамак, Уфа и Салават.

В Абзелиловском, Архангельском, Аскинском, Учалинском, Кигинском районах заболеваемость по сравнению с прошлым годом выросла в два раза.
Читайте нас: