Все новости
Cоциум
13 Ноября 2013, 15:32

Угодить заинтересованному лицу

Парламентариев попросили вернуть ежегодные проверки общепита

О том, как в республике обеспечивается качество и безопасность пищевых продуктов, рассказала членам комитета по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству заместитель председателя регионального Госкомитета по торговле и защите прав потребителей Гузэль Асылова.
Знак качества

Роль отечественного производителя в обеспечении населения качественной и экологически чистой продукцией, по мнению Гузэль Асыловой, в последние годы повышается. Серьезная причина тому — увеличение импорта продовольствия в связи с вступлением России в ВТО, с одной стороны, и несовершенство системы контроля качества ввозимой продукции, с другой. Словом, местные производители сегодня имеют карт-бланш и должны показать, какой на самом деле может быть здоровая еда, когда о домике в бабушкиной деревне напоминает не только картинка на яркой упаковке, но и сам вкус детства — вкус настоящего парного молока. В нашей республике даже придуман особый бренд «Продукт Башкортостана». Такая маркировка по сути является (или должна являться) доказательством того, что вы купили хорошую, без обмана, колбасу, что в приобретенной сметане действительно содержатся только обозначенные в составе компоненты, а не какие-то жиры неведомого растительного происхождения. Со своей стороны, государство помогает в продвижении таких товаров на потребительский рынок, как бы подсказывает покупателю — мол, бери, не прогадаешь. И, по логике, разделяет с производителем ответственность за качество представленного продукта.

Как сообщила представитель госкомитета по торговле, предприятия республики проявляют интерес к знаку «Продукт Башкортостана» и говорят о его востребованности. Кстати сказать, его получение — дело сугубо добровольное. Сейчас уже 54 предприятия прошли необходимые для маркировки проверки, на упаковках одной тысячи ста наименований продуктов теперь красуется такой знак.

Испытано на себе

При Госкомитете по торговле и защите прав потребителей действует испытательный центр. В числе его задач — лабораторные исследования на наличие опасных для здоровья веществ и соответствие нормативным документам реализуемой на рынке республики пищевой и алкогольной продукции. За 2012 год специалисты центра исследовали 14,5 тысячи образцов алкогольной и пищевой продукции. При этом в 658 из них — это четыре с половиной процента — установлены отклонения от норм. За 9 месяцев текущего года исследовано более 11 тысяч образцов, 458 из которых также оказались некачественными. Например, из 58 рассмотренных молочных продуктов в девяти содержались жиры немолочного происхождения или была занижена заявленная массовая доля молочного жира. Это делает популярное молоко продуктом не просто сомнительного качества, но и вызывает вопрос — молоко ли это вовсе? Однако, по заявлению зампредседателя Госкомитета, направленные в региональное управление Роспотребнадзора (только его сотрудники имеют право применить крайние меры к недобросовестным производителям) протоколы испытания с указанием несоответствия продуктов требуемым нормам не всегда имеют должный резонанс: долгая бумажная волокита порой дает время продавцу или производителю нехорошего продукта его распродать или просто спрятать.

Сейчас Госкомитет Башкортостана по торговле и защите прав потребителей обратился в минрегионразвития России с предложением передать ему контроль за качеством продтоваров, отнесенных к группе социально значимых, алкоголя и услуг общественного питания.

Проверять раз в год!

А депутатам Гузэль Асылова от имени Госкомитета по торговле и защите прав потребителей предложила выйти с законодательной инициативой в Госдуму, чтобы разрешить ежегодную проверку предприятий общепита.

Впрочем, вопрос этот не такой простой. Сейчас контролирующие органы могут выезжать с плановыми проверками не чаще одного раза в год. Такой график был установлен для того, чтобы не мешать бизнесу развиваться, да и о коррумпированности проверяющих органов ходят легенды. Но у этой медали есть и обратная сторона — среди предприятий торговли и общепита оказалось, к большому сожалению, не так много добросовестных, которые всегда, без экивоков на какие бы то ни было объективные или субъективные обстоятельства, предлагают потребителями качественную продукцию.

— Сегодня повсеместно открываются предприятия общественного питания, которые не оснащены необходимым оборудованием. Поэтому нет речи и о выполнениях норм СанПина, — сообщила депутатам Гузэль Асылова. — Но специалисты регионального управления Роспотребнадзора могут прийти с проверкой только раз в три года или же при поступлении жалобы от потребителей. За это время многие предприятия, чтобы избежать контроля, попросту закрываются и открываются снова, чтобы проработать еще три года без проверок.

Смогут ли парламентарии найти золотую середину и научить контролирующие органы работать без забюрократизированности и желания пополнить собственный карман? Пробудить сознательность и добросовестность предпринимателей, чтобы они поставляли на прилавки всегда качественные продукты питания? Как раз посередине находится самая заинтересованная сторона — потребители, угодить которым очень просто.
Читайте нас: