Проблему пробок в Гонконге решили просто: резко подняли цены на автомобили и одновременно пустили очень дешевое такси. Оно и перевозит основную массу горожан, для которых личный транспорт не по карману да и просто невыгоден.
Ну зачем тратиться на саму машину, парковку, бензин и прочее, когда в любую минуту можно вызвать наемное такси и добраться на нем в любую точку города, заплатив вполне доступную сумму? Уфе до Гонконга в этом плане очень-очень далеко…
Надо было как-то недавно уехать ранним утром в аэропорт. Автобус, конечно, в это время уже начинает ходить, но тяжелая сумка и неблизкий путь до остановки не вызывали желания им воспользоваться. Вечером накануне звоню в одну из известных в городе компаний такси. Разговаривают вежливо, отвезти готовы, но… за 620 рублей. Если учесть, что до аэропорта двадцать километров и ехать предстоит отнюдь не ночью глухой, как-то дороговато получается. При этом из названной суммы 50 рублей требуют за перевозку… багажа! То есть, по мнению руководителей фирмы, пассажиры должны быть обязательно налегке, а средних размеров сумка, легко помещающаяся хоть в багажник, хоть на заднее сиденье, стоит отдельной платы.
В общем, не поехала я этим такси, а вызвала другое, какое посоветовали знающие люди. Диспетчер, правда, тараторила так, будто за ней гонится стая волков и она боится, что ее съедят. Может, поэтому девушка сначала слегка попутала и прислала такси тут же. Потом, правда, со смехом извинилась и ободряюще заверила, что все, мол, будет нормально, ждите, машина утром придет!
Она и пришла, но сначала, за 11 минут до назначенного срока, пришла эсэмэска, за пять минут до выезда — еще одна. Спускаемся — у подъезда ждет «Рено Логан», а за рулем энергичная женщина лет пятидесяти. Завидев сумку, тут же вышла из машины, закинула ее в багажник, и мы понеслись по ночной Уфе. Вела таксистка по-мужски, очень уверенно, но без наглости. В общем, в аэропорт мы домчались чуть не за 20 минут.
Подкатив к нужному нам терминалу, она нажала на кнопочку счетчика, человеческим голосом огласившего сумму — 338 рублей (вспомните про 620 рублей). После чего вернула нам нашу сумку и всучила, несмотря на возражения, 12 рублей сдачи. В общем, впечатления от общения с таксисткой остались самые приятные…
Сдачи не надо или сдачи нет?
Каждый может рассказать не одну такую историю. Так какое оно, уфимское такси? Мы попытались нащупать его болевые точки, почитав высказывания посетителей популярных интернет-форумов флап.рф и tulp.ru о тех или иных фирмах по перевозке пассажиров. Намеренно опускаем их названия, поскольку цели определить, какая из них лучшая, а какая худшая, мы не ставили, пусть клиент голосует кошельком. И вот какая картина вырисовалась.
Ольга: «Таксисты внаглую сдирают с клиентов деньги — рублей на 30 — 40 больше, чем на счетчике, и это при том, что зачем-то делают по два дополнительных круга вокруг дома, к которому едем».
Ника: «Часто у водителей нет сдачи. Я принципиально не вступаю в споры. Даю купюру, которую имею, и жду. Водитель, кряхтя, идет разменивать. Еще меня возмущает округление суммы в большую сторону. Если поездка стоит 145 рублей, водитель с 200 рублей сдает 50 рублей, поясняя, что «пятака» нет. Если каждый день вызываешь такси по два-три раза, кругленькая сумма получается».
Алина: «Если такси стоит на светофоре или в пробке, счетчик тоже считает: первые 45 секунд бесплатно, а потом 3 рубля минута».
Елена: «Все ляпы происходили из-за девушек, которые сидят на связи. Например, вызвала такси к универмагу «Уфа». Сообщают, что машина подъехала. Звоню, спрашиваю, к какому входу. Говорят, что к остановке. Мы с четырьмя огромными пакетами тащимся к остановке — машины нет. Оказалось, что она ждала со стороны продуктового магазина. Нельзя было сразу сказать по-человечески? В другой раз заказываю такси, объясняю, что нужна большая машина: едем с грудным ребенком, много с собой вещей. Приезжает «Лада Калина» — меньше, видимо, не было».
Ирина: «Ночью сделала заказ с улицы Гагарина в Черниковку, на улицу Калинина. Девушка-оператор, видимо, недавно работает и не знает, что в порядке вещей при заказе адрес повторять. В результате вместо улицы Калинина я оказалась на улице Ленина — в совершенно другом конце города. Стала звонить операторам снова, но мне заявили, что они тут ни при чем, и стоимость заказа от Ленина до Калинина составляет 395 рублей. Они якобы прослушали запись разговора, и там отчетливо слышно, как я сказала «Ленина». Моя работа связана с живым общением с клиентурой, и никто никогда не жаловался на мою дикцию и произношение».
Эвелина: «В конце поездки на счетчике высветилась сумма 215 рублей. Таксист поворачивается и говорит: «С вас 250 рублей». Интересуемся, откуда наценка? Водитель смотрит на нас хмуро и повторяет: «Я сказал — 250 рублей». Дело было к двенадцати ночи, двор глухой, мы девушки хрупкие, поэтому спорить не стали и отдали деньги. Придя домой позвонили диспетчеру, и она сказала, что дополнительно мы ничего не должны были платить. Обещали разобраться и пропали».
Анечка: «Не один раз попадались водители-лихачи. При просьбе снизить скорость, так как жить еще хочется, слышала в ответ: «Сто километров в час для пустой дороги в городе — это нормально!».
Оксана: «Водители попадаются разные: есть вежливые, а есть и хамы. Последний раз водитель курил в салоне, дышать было нечем, да еще и матерился при ребенке».
Ольга: «Машина встала на другой стороне улицы и не в том направлении, куда нужно ехать. Я с двухмесячным ребенком, пакетами и сумками кое-как перешла дорогу, села в автомобиль и сделала водителю замечание. Однако он воспринял его как оскорбление и потребовал выйти из машины. Следующая машина приехала через 15 минут. Все это время я с грудным ребенком стояла на жаре. Пыталась связаться с руководством такси по поводу этого инцидента. Странно, но они почему-то считают, что водитель, поступив так с нами, прав».
Увы, интернет — такая вещь, где очень заманчиво выплеснуть эмоции, зная, что ничего за это не будет. Поэтому было бы справедливо выслушать и тех, кто нас возит — самих таксистов. Они согласились рассказать всю правду при условии, что не будут названы их реальные имена.
— Это бред, что таксист нарочно возит клиента кругами, чтобы заработать на нем денег, — приводит свои аргументы Вадим, который таксистскую баранку крутит уже не первый год. — Куда выгодней быстрее доставить пассажира и взять следующий заказ. А круги иногда приходится наворачивать потому, что движение, например, на улице одностороннее.
Вполне обоснованным Вадим считает и взимание дополнительных сумм, если клиент не выходит вовремя. Ведь о том, что машина скоро будет, его оповещают заранее. Этих десяти минут вполне достаточно, чтобы собраться. Заставляешь себя ждать — плати дополнительно, ведь таксист тратит свое время и теряет деньги, а мог бы поехать на другой заказ.
Про культуру водителей отдельный разговор. Конечно, таксисты бывают разные — кто-то любит поговорить, а от другого слова не добьешься. В любом случае развлечение пассажиров разговорами в обязанности водителя не входит, достаточно относительно приветливого вида и односложных ответов на волнующие клиентов вопросы, считает Вадим.
— К разговору о том, какие бывают водители, могу рассказать, какие бывают пассажиры, — продолжает его коллега Ильдар. — Пару раз мне пытались подсунуть фальшивые купюры, пользуясь тем, что ночь на дворе и в машине темновато. И не сказать, что это были какие-то матерые преступники, нет. Один раз отпечатанными, видимо, на ксероксе сторублевками хотели расплатиться вполне милые на вид девушки.
Встречается и другой вариант — приехав на место, клиент сбегает, не заплатив за проезд. Такие обычно звонят с чужого или стационарного телефона и не боятся, что их найдут. Поймать «зайца», по словам Ильдара, удается не всегда — некоторые бегают очень быстро. Другие начинают валять ваньку — мол, денег нет, кошелек дома забыл. Блокируешь двери и везешь в полицию — деньги сразу находятся.
Неизгладимое впечатление, по словам таксистов, оставляет развозка пьяных компаний. Трудность здесь не только в том, что человек забывает, куда едет и зачем. Порой клиент впадает в агрессию и требует, к примеру, отвезти его обратно, чтобы он мог продолжить банкет. Еще хуже, когда по пути начинаются разборки.
— Один раз вез компанию людей с корпоратива, — рассказывает еще один таксист, Ринат. — И так получилось, что молодой подчиненный жил ближе, чем начальник, но чтобы довезти его до дома, нужно было сделать небольшой крюк. Сворачиваю с главной дороги, и тут начальник возмущенно интересуется, почему мы едем не туда. Я ему объясняю ситуацию, а он, вроде и не слишком пьяный, вдруг хватает подчиненного за грудки и давай бить его в лицо. Тот, видимо, с перепугу пытается от начальника сбежать… открыв на всей скорости дверь машины. Я чудом успел затормозить, а то бы он так и вывалился на ходу. А разошедшегося не на шутку начальника неожиданная остановка только раззадорила — он переключился на меня, угрожая, что платить за «такое» такси не будет. Я ему говорю: «Ну, не плати. Где ты работаешь, я знаю. Придут другие ребята, ты им заплатишь». Только после этого он поутих.
Какой из всего сказанного можно сделать вывод? Рано нам еще переходить на систему, как в Гонконге — не ровен час, друг друга перебьем…