Все новости
Cоциум
10 Октября 2013, 15:37

Замучила тахикардия? Пора на приём к психотерапевту

10 октября — Всемирный день психического здоровья

Надо учиться позитивно мыслить, считает Шамиль Абдрашитов.
Надо учиться позитивно мыслить, считает Шамиль Абдрашитов.
Какими только депрессиями нас не стращают. Даже в утренних новостных передачах найдется сюжет, в котором оповестят население перед началом рабочего дня, мол, грядет «осенняя» или «послеотпускная», или еще какая-нибудь депрессия. В самом деле, куда деваться, если на душе «кошки скребут», прихватывает сердце и полночи невозможно уснуть из-за мыслей, против воли роящихся в голове? Оказывается, все перечисленное — серьезные симптомы, с которыми могут даже госпитализировать в психотерапевтическое отделение Республиканской клинической психиатрической больницы № 1 Минздрава РБ. Сюда обращаются те, кто потерял близкого человека, пережил пожар, дорожную аварию и т. д.

По словам врача-психотерапевта отделения Шамиля Абдрашитова, здесь помогают пациентам, страдающим пограничными расстройствами — различными неврозами, бессонницей, легкими депрессиями. А также людям, которые испытывают трудности во взаимоотношениях с родными и близкими.
— Шамиль Хамзиевич, неужели бессонница — тоже невроз? И как можно попасть в ваше отделение?
— Все невротические состояния начинаются именно с нарушения сна. А чтобы подлечиться в нашем отделении, надо просто обратиться со своей проблемой к участковому психиатру или психотерапевту, он уже решит, нужно ли направлять вас в стационар.
— Назовите самые распространенные заблуждения, которые вам приходится слышать от пациентов.
— Самые первые вопросы, которые нам обычно задают: смогу ли я потом работать?, как на меня будут смотреть окружающие после выписки отсюда? О том, что человек обращался к нам за помощью, никто никогда не узнает. Ни в нашем отделении, ни в городских службах психотерапии диспансерный учет не ведется. Пребывание в нашем отделении не влияет на дальнейшее устройство на работу. Соответственно, не возникнет никаких проблем при получении загранпаспорта, виз, водительского удостоверения и так далее.
Второй вопрос, который волнует людей, касается привыкания к лекарствам. На самом деле мы используем препараты нового поколения, которые не вызывают зависимости и действуют на организм очень мягко, с минимальным побочным эффектом. К тому же мы больше используем психотерапию, нежели лечение медикаментами.
— Можно самостоятельно выйти из затяжной депрессии?
— Очень сложно, хотя бывают случаи, когда она по каким-то причинам сама проходит. Но лучше не рисковать здоровьем и вовремя обратиться за медицинской помощью. Все психические расстройства начинаются с общих симптомов — человек перестает обращать внимание на свой внешний вид, не справляется с повседневными делами дома и на работе, его ничего не радует, он постоянно пребывает в подавленном настроении, плохо спит, у него меняется выражение лица, падает самооценка, преследуют тревожные мысли, появляется ощущение внутренней дрожи, неуверенности, тоски, человек жалуется на тяжесть в груди. Если вовремя не принять меры, то процесс становится хроническим и с проблемой будет труднее справиться.
— А бывают симптомы, которые легко спутать с какой-нибудь другой болезнью?
— Да, это состояния маскированной депрессии, то есть когда депрессия маскируется под различные соматические заболевания. При этом человек часто испытывает боли, допустим, в животе, за грудиной, в спине или неприятные физические ощущения во всем теле. Пациент обращается к терапевту, например, по поводу тахикардии, его направляют к кардиологу, затем к неврологу и так по кругу специалистов, но никто ничего не может определить. До тех пор, пока больной не попадет к нам. После лечения такие боли проходят.
Проблема в том, чтобы вовремя поставить правильный диагноз. Если бы в каждой поликлинике вел прием психотерапевт, выявить маскированную депрессию было бы гораздо проще. Особенно в сельских районах.
— Кто больше подвержен таким заболеваниям — мужчины или женщины?
— Тут принадлежность к полу не имеет значения. У нас в отделении лечится больше женщин только потому, что мужчины реже обращаются за помощью. Они терпят болезнь или пытаются решить проблему с помощью алкоголя. В итоге к психологическим проблемам прибавляется еще и алкогольная зависимость.
— Что еще может вызвать депрессию или стресс?
— Проблемы в семье, на работе, постоянный прессинг со стороны начальства, финансовые проблемы, ощущение социальной незащищенности, беспокойство за свое будущее и за будущее своих детей из-за экономической нестабильности в стране. Это внешние факторы. Бывают и внутренние — особенности нервной системы — как человек реагирует на ситуацию. Встречаются люди с особо устойчивой психикой, но они уже рождаются с определенным набором черт характера, которые помогают переносить удары судьбы.
— В западных странах любой уважающий себя гражданин с определенным достатком имеет личного психоаналитика. У нас его заменяют друзья, по-вашему, это менталитет или ошибка?
— Дело в том, что на Западе более развит психоанализ, там люди могут годами рассказывать одному и тому же психоаналитику о прожитом дне, о проблемах. В России народ больше ориентирован на краткосрочную психотерапию, у нас не хотят ждать год-два и небольшие улучшения не считаются достижением. Все хотят быстрого и кардинального решения проблемы.
Однако психотерапия в России очень бурно развивается, психоаналитика рано или поздно займет свою нишу. Все зависит от социальных условий и уровня культуры. На Западе и в некоторых российских регионах считается, что за услуги психоаналитика нужно платить. Причем стоят эти услуги достаточно дорого. В нашем отделении психотерапевтическая помощь оказывается бесплатно.
— А в чем разница между психиатром, психотерапевтом и психологом?
— Психологи обычно получают педагогическое образование, правда, у нас в больнице работают клинические психологи, которые попутно обучались в медицинских вузах. Они владеют базовыми знаниями, но не имеют права назначать лекарственные препараты.
Психиатр — это специалист, получивший медицинское образование, прошедший интернатуру по психиатрии и работающий с пациентами, у которых есть расстройства психики. Например, шизофрения, тяжелая депрессия, в таких случаях больший упор делается на лечение препаратами.
Психотерапевт после интернатуры должен пройти еще и первичную переподготовку. К сожалению, в Уфе пока нет кафедры психотерапии, поэтому я, например, проходил переподготовку в Москве, кто-то из наших сотрудников — в Санкт-Петербурге. Психотерапевты занимаются тем, что лечат душу пациента своей душой. То есть преимущество отдается не медикаментозным методам лечения, а психотерапии.
Например, мы используем когнитивную терапию — учим человека правильно мыслить, выбирать верную модель поведения, избавляться от негативных мыслей.
— Что значит — правильно мыслить?
— Если не вдаваться в подробности — позитивно. Кроме того, я использую гипнотерапию. Гипноз сегодня очень распространен, он хорошо помогает при тревожных, панических расстройствах, при нервной анорексии или, наоборот, булимии. Вы как относитесь к гипнозу?
— Настороженно, не хочу, чтобы кто-то вмешивался в мою психику.
— Большинство, людей боятся гипноза. Поэтому для успешного лечения нужны доверительные отношения. Человек должен быть уверен, что врач ему не навредит. Многие боятся, что во время гипнотического сеанса они выдадут какую-то сокровенную тайну. На самом деле в состоянии гипноза человек полностью адекватен, и против его воли ничего не может произойти, он контролирует себя. Гипноз — это промежуточное состояние между сном и бодрствованием, и человек может или уснуть, или выйти из состояния гипноза.
— Недоверие к гипнозу у людей сформировалось еще и потому, что сейчас очень много шарлатанов. Как тут отличить?
— Прежде всего нужно знать, что гипнотерапией может заниматься только специалист с медицинским образованием, у него должны быть документы гособразца. Вообще лучше обращаться за помощью в государственные медучреждения, тогда не будет никаких сомнений. А если речь идет о частной клинике, то следует помнить: очень дорого не означает очень хорошо.
— Шамиль Хамзиевич, какие причины самые распространенные, из-за чего к вам обращаются за помощью?
— Довольно часто к нам попадают люди, которые ушли на пенсию. Для многих этот фактор превращается в стресс. Новоявленные пенсионеры впадают в депрессивные состояния, у них возникает ощущение ненужности, будто они оказались на обочине жизни. В таких случаях очень важно сохранять социальную активность, ведь не обязательно работать на прежнем месте. Можно найти себе занятие, которое будет приносить моральное удовлетворение, радость, о чем человек всю жизнь мечтал, но не было времени. Например, заниматься живописью, разводить фиалки, петь в хоре. На Западе так делают практически все пенсионеры, а наши сограждане начинают ходить по поликлиникам, искать у себя болезни. Хотя общеизвестно, чем дольше человек занимается умственной деятельностью, тем дольше у него сохраняется ясность ума. Моему дедушке, врачу-рентгенологу по профессии, 83 года, но он продолжает работать.
— Что должен знать каждый из нас о депрессии и стрессе, чтобы контролировать ситуацию и вовремя принять меры?
— Прежде всего, желательно избегать психотравмирующих ситуаций. Например, у меня дома нет телевизора, нужную информацию я получаю из интернета и не трачу на это слишком много времени. Также стресс вызывают большие нагрузки на работе. Поэтому каждый должен соблюдать режим сна и питания — это основная профилактика нервных заболеваний. Никаких ночных бдений и перекусов продуктами фаст-фуда. Обязательно заниматься спортом, вести активный образ жизни: не работа — дом — работа, а ходить в кино, театр, на выставки, в гости. Окружать себя людьми, с которыми комфортно общаться, которых любите вы, и которые любят вас. Нужно стараться создать вокруг себя микросоциум.
— Какое место среди заболеваний по статистике занимают стрессы и депрессии?
— Они постепенно выходят на первое место, опережая сердечно-сосудистые патологии и онкозаболевания.
— Тогда, может, пора ввести в школьную программу, к примеру, факультатив самостоятельной психологической помощи или что-то подобное, чтобы люди сызмальства учились противостоять проблемам?
— Здесь важна поддержка государства, чтобы проанализировать, насколько эффективны будут подобные нововведения. Может, такие факультативы и пользовались бы успехом, но над этим нужно грамотно поработать. Я согласен с идеей, что детей с ранних лет необходимо направлять на успех, учить их позитивно мыслить, быть устойчивыми к стрессу.
Но только на государство возлагать эту проблему тоже нельзя. На 90 процентов психологическое состояние ребенка зависит от атмосферы в семье. А своего ребенка надо прежде всего любить. Тогда даже на уровне интуиции или по его внешнему виду взрослые сразу поймут — что-то произошло, и помогут. Только чаще родители заняты карьерой, заработками и им не до детей. Или, наоборот, они недостаточно образованы, чтобы понять глубину детской проблемы. Тут много нюансов.
Вообще, каждый человек в той или иной мере нуждается в помощи психотерапевта, и в этом нет ничего зазорного. Каждый из нас попадал в стрессовую ситуацию, другое дело, кто как из нее выбирался. Некоторые нуждаются в квалифицированной помощи, другим достаточно поддержки родных и близких.
Мне кажется, для каждого человека нужно подбирать индивидуальный метод психотерапии. Люди настолько разные, уникальные по своей сути, что тут не может быть единого рецепта. Поэтому из всех имеющихся наработок, технологий и методик мы создаем то, что подойдет только конкретному пациенту. Может, в этом и заключается ноу-хау нашего отделения.
— Зато некоторых ситуаций, в которых мы оказываемся, легко можно избежать — просто не совершать поступков, типа «не укради, не возжелай жены ближнего своего…» и далее по списку.
— Стрессовые ситуации возникают, когда один человек начинает обманывать другого. Самое распространенное — лживость в отношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между коллегами на работе. Если бы этой лжи не было, то и многих проблем в мире тоже не было.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья ТУЛБАЕВА,
заведующая организационно-методическим отделом Республиканской клинической психиатрической больницы № 1:
— Раньше все ходили со своими проблемами к священнику. Теперь тоже некоторые ходят в церковь и получают там успокоение, другие ищут понимания среди окружающих. Конечно, поддержка друзей и родных важна, но не стоит пренебрегать помощью медиков. Можно успешно решить проблему, если обратиться к врачу-психотерапевту, или позвонить по телефону доверия. Не надо стесняться рассказать о проблеме, ведь любая помощь у нас оказывается анонимно. К тому же на телефоне работают очень грамотные специалисты. В каких-то случаях телефонная беседа сразу помогает позвонившему сконцентрировать свои возможности и силы, в других — придется обратиться к психотерапевту для получения более квалифицированной помощи. Может быть, даже в условиях стационара.

Сама обстановка в отделении способствует выздоровлению, ведь когда человек выходит из психотравмирующего состояния очень важно, где он в этот момент находится.
Многие врачи и медсестры стали почти родными людьми для наших пациентов, именно к ним они идут поделиться своими бедами и радостью.
По мнению врачей, одним из залогов успешного лечения и скорейшего выздоровления являются чуткое и внимательное отношение к пациенту, об этом свидетельствуют многочисленные благодарственные письма в адрес Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и больницы.
Кстати
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 40% россиян нуждается в помощи психиатра или психотерапевта, один процент населения планеты страдает шизофренией.
Это важно
  • В психиатрической больнице № 1 круглосуточно работает телефон доверия — 950-236.
  • Звонят по поводу нарушения сна, ночных страхов, чувства тревоги, нежелания жить, семейных проблем — ребенок наркоман или алкоголик, муж избивает.
  • Высококвалифицированные психиатры, медицинские психологи больницы не только дадут оптимальные ответы на заданные вопросы, но и успокоят, посоветуют, как себя правильно вести.
  • В экстремальных ситуациях, если жизни звонящего или членам его семьи что-то угрожает, об этом факте сообщат в правоохранительные органы.
Читайте нас: