Все новости
Cоциум
8 Сентября 2013, 20:38

Трансплантация сердечности

Кардиохирурги провели операцию, которую до сих пор в республике не делали

Операция шла более пяти часов, а готовились к ней не один месяц.
Операция шла более пяти часов, а готовились к ней не один месяц.
Быть первым всегда трудно. Даже рискованно. Тем более если на чаше весов твоя жизнь. Или в руках — чье-то сердце. Поэтому и бригада хирургов Республиканского кардиодиспансера под руководством завотделением трансплантации сердца и легких Научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова Рината Саитгареева, и уфимец, получивший донорский орган, уже вписаны в историю республиканского здравоохранения.
Пациент В. был одним из первых в очереди на трансплантацию. В «листе ожидания» в республике числятся около 20 человек — это те пациенты, которым качественную жизнь обеспечит только пересадка органа, они уже дали свое согласие на трансплантацию и теперь ждут... Как уточнила главный врач РКД Ирина Николаева, это люди с тяжелым заболеванием миокарда, при котором происходит расширение полостей сердца. «У нашего пациента были расширены и левый, и правый желудочек и предсердие, сократительная функция была крайне низкая, — рассказала доктор, — ему практически всегда приходилось лежать и в больших дозах принимать препараты. Такая жизнь особого удовольствия не приносит».

Когда стало ясно, что все основные показатели пациента и донорского органа совпадают, мужчину начали готовить к операции.

Вокруг пересадки органов витает много страхов и мифов. Чего стоят наводящие ужас фильмы на эту тему. Несколько лет назад громкий скандал разгорелся в Москве. Правоохранители обвинили группу докторов в незаконной «охоте» за органами. Суд тогда оправдал врачей. Но громкий процесс, как полагают медики, отбросил российскую трансплантологию далеко назад. Вместо спасенных жизней прибавились загубленные.

Республиканский «лист ожидания» ежедневно меняется, потому что в него вписываются новые пациенты, часть их уезжает на пересадку в федеральные центры, другие уходят из жизни.

Как объясняют трансплантологи, шанс, что именно этому больному подойдут органы именно этого донора, один на миллионы! Потому что пересадка — не просто сложнейшая операция, требующая самой высокой квалификации специалистов, но и обязательное совпадение нескольких десятков показателей у пациента и донора. Видела у главного трансплантолога республики длиннющие списки с такими иммунологическими и антропометрическими параметрами больных, ждущих пересадку почки, — все они подготовлены заранее и тщательно, и только случай определит, кому достанется донорский орган. Бывает, что в республике нет подходящего пациента, и тогда орган отдают в ближайшие регионы.

Сама констатация факта смерти человека, который может стать донором, тоже очень сложна. Две разные комиссии с паузой в шесть часов независимо друг от друга устанавливают факт смерти. Кстати, те, кто проводит трансплантацию, не касаются вопросов забора органа.

Сегодня кардиохирурги осторожно говорят: первая в республике пересадка сердца прошла успешно, состояние пациента стабильное. «Уже через несколько часов после операции он был в сознании, — рассказывает Ирина Николаева. — Сейчас пациент самостоятельно двигается, сидит, ходит по палате. Но прошло лишь десять дней, поэтому пока мы оберегаем его от излишнего общения».

Операция длилась пять с половиной часов. Но если быть точной — подготовка к ней шла не один месяц. Еще прошлой осенью целая группа специалистов РКД прошла обучение в институте имени Шумакова: трансплантация требует автоматизма в манипуляциях и готовности во всеоружии встретиться с неожиданными нюансами, которые может преподнести человеческий организм.

— Бывают ситуации, когда спасти человека невозможно, но, уходя, он может совершить важнейший подвиг и дать возможность жить другому, — затронула Ирина Николаева непростую тему донорства. — Думаю, каждый из нас должен задать себе вопрос: хочу ли я, если уж так случится, чтобы моя жизнь помогла спасти другого?

Когда мы здоровы, эта тема волнует нас меньше всего. Но о ней надо думать. И дело не только в том, что никто не застрахован от случайностей. И не в том, что каждый день кто-то умирает. Вопрос этот о жизни, которая может победить смерть… ценой другой жизни. Нужна пропаганда в хорошем значении этого слова. Известный пример: в Испании большую роль в популяризации посмертного донорства сыграла церковь. Там на проповедях прихожанам объясняли, что это благо: богу — душу, тело — людям, оставьте органы на земле, на небесах они вам не понадобятся. Думать о ближних даже на пороге смерти — это очень по-человечески.
Кстати

Госдума рассматривает новый законопроект, который должен детально урегулировать процедуру пересадки органов.

Предполагается, что любой человек сможет официально оформить свое согласие или несогласие на использование после смерти частей своего тела для помощи другим людям. Эти сведения будут собраны в едином госрегистре.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина НИКОЛАЕВА,
главный врач РКД:
— Это единственная операция, которая не была освоена в республике. Теперь можем сказать, что у нас проводятся все виды хирургических вмешательств. Они выполняются для жителей Башкортостана бесплатно. Конечно, невозможно было провести пересадку сердца без поддержки правительства и минздрава республики, без тех бюджетных денег, которые вложены в здравоохранение. Мы получили все то оборудование и дорогостоящие лекарства, которые необходимы для такой сложной операции. Пригодился и опыт специалистов Республиканской клинической больницы имени Куватова в трансплантации печени и почек. Важно, что в Башкортостане особое внимание уделяется развитию кардиологии и кардиохирургии, как наиболее приоритетному направлению здравоохранения.
Читайте нас: