Все новости
Cоциум
1 Августа 2013, 16:07

Большая родня

Башкортостан в миниатюре можно было увидеть на торжествах в маленькой деревушке великого Баим-ишана

Баимовские бабушки.
Баимовские бабушки.
В памяти осталась добрая картина детства: наши родители, совсем как малые дети, спорят между собой о том, чья деревня краше и лучше. Село Урняк (ныне Нигаматово), откуда родом мама и куда обычно наезжали мы летом. Оно казалось нам, городским ребятишкам, пустынным и скучным, хотя, по воспоминаниям мамы, когда-то здесь леса окружали село. Или отцовская малая родина — деревня Баимово в хороводе чудных березовых рощ, где полно грибов и ягод. Повзрослев, мы возили родителей и в ту, и в другую деревню. Но даже когда их не стало, мы все равно снова и снова совершаем поездки в этом направлении.

Каким же приятным сюрпризом явилась весточка с малой родины отца — приглашение на торжество по случаю 280-летия великого просветителя Баим-ишана. Отложив все дела, мы едем на встречу с родными и близкими, а еще, и это тоже очень важно для нас, — узнать больше о Баим-ишане, на большой юбилей которого собирается огромная семья его наследников. Увы, в интернете о нем практически ничего нет, лишь редкие и скупые упоминания…

Баим-ишана знали не только в своей деревне — его имя было знакомо всем башкирам. Он учился в медресе, которое основал его отец, потом в Бухаре. После успешного завершения образования совершил хадж в Мекку. Там он продолжил учебу, расширяя свои знания, общаясь с местными учеными, более углубленно изучил Коран, арабский язык. Став ученым, вернулся в деревню, обучать шакирдов в медресе. Он был первым учителем, который давал азиатское образование. Своих учеников наравне с религией он обучал арифметике, географии, астрономии и природоведению.

Известно, что одновременно в медресе учились более 150 шакирдов. Среди них были и казахские дети. До сегодняшнего дня их потомков можно встретить в любом уголке республики. Затем Баим-ишана приглашают в Оренбург, где он становится помощником губернатора по вопросам религии. Об этом в документах (ревизская сказка) есть сведения: «Оренбурской губернии верхнеуральского уезда шестого башкирского кантона башкирской волости команды старшины Валита Якшимбетова, деревни Баимово. О башкирах мужского и женского пола под номером № 1 значится Баим Динебеков — отставной губернский мулла».

...Гордые тем, что живут на земле, которую некогда прославил великий просветитель, в чем-то очень схожие и внешне и внутренне, собрались у школьного двора знакомые и не очень, молодые и старцы, большинство — в национальных одеждах. Трогательно видеть, как обнимаются и вытирают непрошеные слезы давно не встречавшиеся друг с другом родственники, учителя и выпускники баимовской школы, основанной потомком Баим-ишана — Мухтаром Баимовым, чье имя носит она сегодня. Кажется, никто и не чувствует палящего солнца над головой. Люди продолжают узнавать друг друга, расспрашивают о детях, внуках, о жизни.

Постепенно школьный двор становится тесным от нахлынувших гостей. Среди них мои коллеги — Сафа Ишмухаметов («корзаш — друг», помню, так именовал наш папа его отца Вафу), баймакские журналисты Галимьян Баймурзин и Динара Сайгафарова; Закир Баимов, с чьей супругой Фирдаус играли мы в нашем детстве...

Заметно выделяется среди собравшейся публики известный в этих краях, неутомимый энтузиаст Азамат Тажетдинов, приехавший, похоже, задолго до начала торжества. Моложавый, в светлом костюме, он совсем «не тянет» на свои 75. Как рассказали, вся большая работа по организации встречи односельчан, приуроченной к 280-летию известного просветителя, легла именно на его плечи.

В пронзительной тишине звучат речи: о том, каким был наш именитый земляк Баим-ишан, какими пророческими были его заветы — учиться, несмотря на тяготы жизни, посмотреть мир своими глазами, познать жизнь со всех ее сторон, творить добро.

Длинной вереницей вдоль по улице шли к священному месту гости и жители окрестных сел. Накануне по инициативе и финансовой поддержке выходца из Баимова главврача Баймакской ЦГБ М. Гумерова на могиле знаменитого земляка благодарными потомками был установлен белоснежный камень с надписями на арабском и башкирском языках.

Это действительно был день, полный неожиданных и радостных встреч, особенно на майдане. На месте родового поселения Баима-ишана Динебекова, в местечке между селами Баимово и Второе Иткулово состоялся праздник «Здравствуйте, односельчане!».
Отмечаешь про себя в очередной раз радушие и душевность, свойственные здешним жителям. И ощущаешь: ты приехал к себе домой.

Вице-премьер республиканского правительства один из наследников великого Баим-ишана Ильшат Тажетдинов с особой теплотой говорил о родном Баимово: «Год от года растет и хорошеет наша деревня, рождаются дети, молодые получают образование, женятся, строят дома. Все идет как надо — жизнь продолжается. А впереди еще большие планы: построить во Втором Иткулово социальный комплекс, обновить водопроводные сети. Скоро будет построена асфальтированная дорога из села Бекешево до нашей деревни — уже завершены проектные работы».

Глава района Ильшат Ситдиков не скрывает радости от произошедших перемен, но и задачи ставит непростые. «Чтобы вернуть былую славу, предстоит очень крепко поработать», — подчеркивает он.

На открытой и солнечной поляне нашлось место всем прибывшим из соседних деревень и сел — Нигаматово, Мерясово, Яратово и других, городов Баймака, Сибая и Уфы. Здесь по-семейному расположились юрты Галиных, Тажетдиновых, Валиевых, Гумеровых, Халитовых... Все они попытались отразить быт и традиции разных поколений и времен.
Приятно удивила участников праздника юрта Галиных, в которой было не только изобилие всевозможных яств, рукодельных вещиц, но цепляли взгляд оригинальная печь во дворике и даже баня по-черному.

Словно сама природа услышала мольбы о дожде, к самому финишу праздника он ливнем прошелся по майдану, но сельчане не спешили разбрестись по домам.
Справка

Баим-ишан Динебеков (1733 — 1816 гг.) — ученый, просветитель, богослов. Представители духовного сословия Башкортостана посвятили себя служению людям и остались в памяти народной навечно. Среди них Мужавир-хазрат, Зайнулла-шейх, Халил-мулла, жившие уже столетия спустя после него. Они были уважаемы и чтимы, собирали йыйыны, учили и воспитывали людей, занимались их врачеванием.
Читайте нас: