Все новости
Cоциум
25 Июля 2013, 15:14

Илишевский район — прародина финно-угров?

Данные археологии позволяют утверждать это достаточно уверенно

Так сантиметр за сантиметром история приоткрывает завесу своих тайн.
Так сантиметр за сантиметром история приоткрывает завесу своих тайн.
Тела трех охотников — зрелого мужчины лет сорока и двух юношей, скорее всего, его сыновей — соплеменники нашли недалеко от собственного поселения. У всех троих были отсечены головы. Так их и похоронили, сложив в могилу нехитрый охотничий скарб — лук и стрелы с костяными и бронзовыми наконечниками, оружие и прочие личные вещи, которые за давностью, а с той поры прошло более двух тысяч лет, не сохранились.
Как именно и кем конкретно были обезглавлены древние охотники, нам уже никогда не узнать, хотя из истории известно немало примеров, имеющих под собой аналогичные сюжеты, — достаточно взять с книжной полки того же Геродота с его описанием кочевых и полукочевых народов…

Но ни один письменный источник не раскроет нам всей полноты и объективности происходивших десятки веков назад событий. Только археологические раскопки на месте древних поселений или захоронений являются, как правило, единственным инструментом, позволяющим современным исследователям приблизиться к пониманию картины былого, пусть и локального, мироустройства. Именно с этой целью двадцать лет назад археологи из Самары начали изучать древний могильник близ села Кыпчак в Илишевском районе. А пару лет назад к ним присоединились их коллеги из Бирска.

— Сам могильник имеет весьма специфическую особенность. Как правило, погребения древних людей бывают либо курганные, либо грунтовые. Здесь же встречаются оба типа. Мы фиксируем здесь какой-то миграционный процесс, относящийся хронологически к I веку до нашей эры — I веку нашей эры и связанный с вливанием в коренное население нового для этих мест этнического типа людей, которые и оставили после себя курганы, — рассказывает руководитель экспедиции, доцент, заведующий археологической лабораторией Самарского госуниверситета Сергей Зубов.

Причем, по его словам, под курганами хоронили преимущественно мужчин, а вот женщины были погребены в обычных могилах.

Вообще, по характеру погребального обряда и по найденным предметам материальной культуры археологи относят памятник к пьяноборской культуре, явившейся впоследствии одной из краеугольных основ при формировании многих финноугорских народов.

Кстати, антропологи, исследовав еще в 1993 году первые найденные черепа погребенных, сделали очень интересные наблюдения.

— Они отметили, что все женские черепа относятся к так называемому уралоидному типу, а мужчины имели ярко выраженный южный, степной, «сарматоидный» тип, — отмечает Сергей Зубов.

Можно только предполагать, что пришлые мужчины, покорив местные племена, уничтожали всех мужчин, а их женщин брали в жены. Так это или нет — покажут годы кропотливого труда как в самих экспедициях, так и в процессе лабораторного изучения и обобщения найденного материала.

Вообще, здешние «пьяноборцы» вели преимущественно оседлый образ жизни, а главными их занятиями были охота и скотоводство.

— Крайне высоко в древности ценилась местная пушнина, — говорит доцент кафедры всеобщей истории Бирского филиала БашГУ Ильдар Акбулатов. — Очень популярным был мех куницы — и не только из-за своего роскошного вида. Из куницы делали оторочку на одежде, и тогда вши и прочие паразиты игнорировали ее хозяина. Кости куницы мы очень часто находим на раскопе, как в могилах, так и на самом городище.

Сами же «пьяноборцы» из Кыпчака имели очень обширные торговые и культурные связи, простиравшиеся на юге до Северного Причерноморья. Об этом говорят находки. Одна из последних — фаянсовое ожерелье, сделанное, предположительно, мастерами древнего Египта — найдено в этом сезоне в могиле ребенка четырех-пяти лет.

А вот подкурганные захоронения почти все разрушены. Первоначальное предположение о банальном разграблении древних могил специалисты ставят под сомнение. Тот же Зубов полагает, что эти разрушения имели под собой ритуальный характер — слишком уж переворочены в погребальных ямах человеческие останки. Нередко одна часть черепа обнаруживается в одном месте могилы, вторая — в другом, а третью вообще найти невозможно.

Но в этом и заключается основной смысл работы археологов — в поиске недостающих звеньев. Без них наша история никогда не будет полной.
Кыпчакский могильник был открыт в 1991 году уфимским археологом Фаритом Тагировым, с 1992 года здесь ведутся планомерные археологические раскопки. Нынешний сезон полевых исследований — одиннадцатый по счету. Курганных насыпей немного, около пятидесяти, а всего Кыпчакский могильник насчитывает двести пятьдесят погребений. Что касается близлежащего к могильнику городища, то на его территории в разное время проживало по самым приблизительным подсчетам не более трехсот человек.
Сергей Зубов,
кандидат исторических наук, руководитель экспедиции:
Здесь, в окрестностях села Кыпчаково, — исторический центр пьяноборской культуры. На берегах нижнего течения Белой шло формирование этой культуры на протяжении II — I веков до нашей эры, и Кыпчакский могильник, и городище — самые ранние памятники из известных на сегодняшний день. В более поздний период местное население начало экспансию на запад, расселяясь по берегам Волги и Камы.
Читайте нас: