Все новости
Cоциум
16 Мая 2013, 15:21

Аргамак для победителя

Деревенский житель организовал конные скачки

Ильмира – главная помощница дедушки.
Ильмира – главная помощница дедушки.
Рахима Баймухаметова из деревни Атиково Бурзянского района бизнесменом не назовешь. Живет в достатке, но скромно, ничем не выделяясь среди односельчан. Если «монетизировать» все его имущество, пожалуй, любой владелец захудалой квартиры в мегаполисе окажется состоятельнее. Но тем не менее он считает себя богатым человеком, благодаря тому, что возложил на себя личную ответственность за сохранение культурно-бытового наследия предков.

— На сабантуе, конечно, конные скачки проводятся, но разве это настоящие башкирские скачки? Пару кругов по ровной дорожке, и на этом все. Раньше-то состязались на дальних расстояниях по пересеченной местности.

Вот и решил он в этом году устроить настоящие башкирские скачки. Обратился к руководству района. Нет, не за финансовой помощью, а чтобы разрешение дали на проведение мероприятия. И нашел поддержку.

— Все призы будут лично от меня. На каждом из двух туров за первые места наградой выставлю хороших коней, по 35 тысяч рублей каждый. За второе и третье — деньги — по десять и пять тысяч рублей соответственно. Желающих участвовать уже сейчас хватает. Даже казахи из Челябинской области собрались приехать, — Баймухаметов не сомневается: мероприятие будет что надо.

Он признается: лошади — его большая любовь, а конные скачки — главное удовольствие в жизни. Два его сына, ныне уже взрослые, с малых лет участвуют в состязаниях. На районных сабантуях постоянно первые места занимают. В прошлом выезжали в Абзелиловский и Белорецкий районы, тоже заставили соперников глотать пыль из-под копыт своих скакунов.

— Вот вы говорите, за одну лошадь 110 тысяч рублей отдали, разве это оправданно? Неужели окупится?

— Это еще мало для такого скакуна! Не в деньгах ведь счастье, — улыбается он. — У меня сейчас два скакуна. Первого я пять лет тому назад за 60 тысяч покупал. Неужели такой красавец не стоит вороха бумажек?!

Страсть к лошадям у него потомственная. От отца. Даже в прошлом, когда советская власть всячески притесняла частных лошадников, у них было две кобылы.

— Хотя жили в непростое время, к тому же десять детей в семье, никогда не ели черного хлеба — только белый, пшеничный. И отец, и мать трудились с утра до вечера, не покладая рук. Оба награждены медалями за доблестный труд в Великой Отечественной войне. Отец успевал на нескольких работах. А мать, чтобы перевыполнять план, даже ночью, уложив детей спать, шла на работу плести арканы. Вот они своим примером крепко вбили в наши головы истину: хочешь жить хорошо — надо хорошо работать, — говорит Баймухаметов.

Он уверен: труд — лучший лекарь. И приводит в пример свою маму. Ей сейчас 84 года. Несмотря на почтенный возраст, до сих пор держит свое хозяйство, большой огород. Каждый год по сто цыплят откармливает!

Естественно, при таком «флагмане» среднему и молодому поколению было бы зазорно жить плохо. Все дети Рахим-агая Баймухаметова настоящие трудяги. С супругой Альфией Ганеевной вырастили четверых детей. Дочери стали педагогами. Сыновья заняты в сельском хозяйстве. Живут дружно, одной большой семьей. Кстати, будучи дедушкой, Баймухаметов и своим внукам на дни рождения дарит жеребят.

— Почему-то сейчас в деревнях некоторые ленятся держать скот, мол, невыгодно. Уму непостижимо! Сотни лет домашний скот кормил и поил, одевал человека, а тут… — искренне негодует он.

Сам Баймухаметов вплотную начал заниматься коневодством пять лет назад. Тогда была одна лошадь. Признается, что сейчас уже мог бы и сто голов завести, но климат для этого не очень подходящий. В лесном Бурзяне пускать лошадей на тебеневку невозможно, приходится запасать сено на всю долгую зиму.

Большой знаток лошадей поведал много интересного. В том числе мистического.

— Раньше, если выяснялось, что человека сглазили или навели на него порчу, первым делом сажали его на лошадь. Только она должна быть без седла, и всадник без портков, чтобы касаться друг друга всей кожей. И скакали до тех пор, пока бока лошади не покроются пеной. И если на человеке лежал «темный глаз», то уши коня опускались вниз. Четвероногий друг забирал всю нечисть, спасая хозяина. Но сам при этом не заболевал, — рассказывает Рахим Абдрахманович.

Сам он искренне верит в экстрасенсорные способности лошадей. Ненапрасно же, говорит, еще древние греки писали о лечебных свойствах верховой езды.

Кроме страсти к лошадям есть еще одна — помогать. К примеру, местной школе. Учредил собственные стипендии для отличников и ударников учебы. Выплачивает премии победителям-курешистам. В этом году на свои средства организовал сельский шахматный турнир. Рахим-агай считает себя богатым. А как же иначе — и самому хватает, и для других остается.
Читайте нас: