Все новости
Cоциум
10 Апреля 2013, 15:38

Цена реликвии, или Сколько стоят оплаченные кровью награды?

Как, пожалуй, повсюду, центральный рынок Нефтекамска в субботний день становится средоточием городской жизни. Кто-то деловито отоваривается всякой всячиной, другие просто созерцают многочисленные достижения народного хозяйства. Среди торгового люда в этом круговороте не сразу выделишь малоприметного мужичка, разложившего на картонных коробках свой нехитрый товар: рыболовные крючки да леску, кое-что из сантехники, несколько десятков значков. Зато среди последних — «Мастер спорта», несколько вузовских ромбиков, воинский знак «Гвардия» — советских еще времен, эмалированный.

Они отдали все для Победы, а теперь их ордена становятся предметом наживы.
Они отдали все для Победы, а теперь их ордена становятся предметом наживы.
— Интересуетесь? — осведомился хозяин. — Есть еще кое-что, поинтереснее. Отойдем?
Попросив соседа присмотреть за товаром, направился чуть в сторонку, подальше от посторонних глаз. Там без слов распахнул полу болоньевой куртки. Золотом блеснули боевые награды, среди которых — полный набор ордена Славы всех трех степеней, два ордена Красной Звезды, два — Великой Отечественной войны. Ни возраст его, ни внешний вид не позволяли предположить, что весь этот «иконостас» его обладатель добыл в боях с оружием в руках. А он знай тараторит заученно:

— Цены подходящие, таких больше нигде не встретите. «Красная Звезда» интересует? А вам для коллекции или носить? Если носить — берите вот этот, он поновее, за двадцать тысяч отдам. На этом скол имеется — видите, небольшой совсем, так что дешевле. Оба за тридцать уступлю. Берете?

То, что предлагаемая сделка выходит за рамки закона, сомнений не вызывало. Звать полицию? Хватать и не пущать? Но неизвестно, в конце концов, с кем имеешь дело и как оказались у него все эти регалии. Зато можно повернуть «деловую беседу» в другую сторону:
— А чего-нибудь посерьезнее нет? Звезды Героя России, ордена Ленина?

— Эк, куда вас понесло. Орден Ленина еще можно поискать, но это будет не сразу и дорого. Если вообще получится. А уж о Герое России забудьте. Сами понимаете, каких людей этой звездой награждают. Сколько она стоит, спрашиваете? Да так вот сразу и не скажу, не приходилось заниматься. Так вы насчет ордена Ленина серьезно? А знаете, сколько стоить будет? Но если все же надумаете — подходите через недельку, обговорим.

Поневоле вспомнилась встреча в Салаватском районе с народным учителем СССР, Героем Соцтруда Ханифой Искандаровой. Всю жизнь посвятила она сельской школе, любимой биологии. Только сама, пожалуй, знает истинную цену высшим наградам государства. Среди прочего показала Ханифа Сиражевна и мраморную доску с перечислением ее заслуг, изготовленную благодарными земляками. На вопрос, почему не красуется доска на фасаде ее дома, ответила:

— Мы ее повесили было. Да только двух дней не прошло — заявились какие-то кавказцы, которых раньше здесь и не видали. Сразу спросили: за сколько я готова продать орден Ленина, врученный вместе со Звездой Героя? Пока я милицию вызывала, пока она приехала — их и след простыл. А доску мы решили снять, так спокойнее.

Моя мать тоже бережно хранит медаль «За отвагу» — все, что осталось от деда, погибшего под Курском. До сих пор помню строгую выволочку, устроенную мне, совсем еще пацану, когда решил покрасоваться с ней на груди по недомыслию.

Так сколько же все-таки стоит награда? Тот же орден Красной Звезды, скажем? Между прочим, вручался он за особые заслуги, зачастую посмертно. И не от вражеской ли пули, полученной под Сталинградом или в ущелье Афгана, тот самый скол? Такие вопросы задавать рыночному проныре бесполезно. В лучшем случае не поймет.

Между тем торговля государственными регалиями — дело действительно противозаконное. В Уголовном кодексе за это предусмотрено наказание. Далеко не всякий полицейский станет задерживать вдову ветерана, которую жизнь заставила нести на продажу медаль мужа. Тем более самого ветерана, если ему пришлось отвинтить с лацкана заслуженную награду. А «жучки», подобные описанному, предпочитают действовать скрытно и осмотрительно. Хотя тоже не всегда — в интернете без труда удалось найти массу предложений о продаже орденов и медалей.
Прокомментировать ситуацию мы попросили фалериста (коллекционера орденов, медалей, нагрудных знаков) с многолетним стажем Михаила Павермана.

— Вопрос, конечно, непростой, если касаться моральных аспектов, — начал он. — Скажем, в моей коллекции тоже немало наград разного ранга. Большинство из них доверили мне на хранение родственники после смерти их обладателей. Но не все, признаюсь честно. Например, сам однажды стал свидетелем того, как молодой парень возле магазина предлагал медаль «За боевые заслуги» вместе с удостоверением на его имя, полученную в Афганистане. И я приобрел, но не за бесценок, как он просил, а за довольно высокую стоимость. Все равно кто-то купил бы. Вот она, кстати. Что касается уголовной статьи — у меня свое мнение на этот счет. Фалеристика довольно развита во всем мире, любую сделку с наградами можно оформить официально, и никаких претензий не будет. Что делать, если человек по каким-то соображениям решил выручить деньги за свою награду? Другое дело — те, кто поставил этот бизнес на поток, не выбирая при этом средств. Те, кто грабит ветеранов, принуждает их расстаться с орденами и медалями, безусловно, должны за это отвечать.

Можно поспорить с собеседником, упирая опять же на мораль. Но, помимо нравственной, существует и другая сторона медали, простите за каламбур. Попробуйте, к примеру, предложить продать орден Пурпурного Сердца американскому морпеху, уцелевшему во Вьетнаме. Или орден Почетного Легиона ветерану французской авиадивизии «Нормандия — Неман». В ответ наверняка услышите массу крайне неприятного о себе. Потому что этим людям их страны обеспечили не только безбедную старость. Они окружены почетом и вниманием, ими гордятся дети и внуки. А теперь давайте попробуем спросить у нашего школьника, кто такой Николай Гастелло или Александр Покрышкин. Наверняка ответит не каждый. Думается, в этом незнании и стоит поискать ответ насчет истинной цены награды.

История вопроса
Прошлой осенью в Ишимбае был осужден местный житель за кражу пяти госнаград у ветерана войны. Преступление совершил его сосед. Суд учел мнение пенсионера, который просил строго не наказывать виновного — тот получил полгода исправительных работ с удержанием 10 процентов заработка в доход государства. Наказание назначено с испытательным сроком на год.

В тот же году в селе Миловка Уфимского района в дом к 82-летнему ветерану ворвался местный выпивоха. Грабителю были нужны деньги на спиртное, под руку подвернулись ордена Красной Звезды и Отечественной войны. Удалось вернуть только первую награду.

В начале февраля этого года суд приговорил обвиняемого к трем годам условно с двухлетним испытательным сроком.

Между тем

По словам фалеристов, которые вместе с другими коллекционерами собираются по выходным возле уфимского Дома культуры молодежи, награды оцениваются по множеству факторов: время и место производства награды, ее состояние, наличие документов. К примеру, орден Красной Звезды может стоить около трех тысяч рублей, орден Отечественной войны, которым награждали в военное время, — от четырех до пятнадцати тысяч, а ордена, выпущенные после 1985 года, — не более 500 рублей.

Официально в розыске в стране числится более 25 тыс. госнаград, а на «черном» рынке в обороте находятся сотни тысяч орденов и медалей, сообщают СМИ.

Торговля госнаградами в России под запретом, и за нее по уголовной статье «приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» грозит штраф 80 тыс. рублей или исправительные работы сроком до одного года, либо арест до трех месяцев, пояснили в пресс-службе МВД по республике.

Ветераны становятся жертвами жуликов, которые проникают в дома под видом соцработников, сотрудников ЖЭУ и так далее. Но чаще всего преступников интересуют не награды ветеранов, а их пенсия. Ордена и медали они прихватывают «до кучи», ошибочно полагая, что те стоят больших денег, сообщили в МВД.
Читайте нас: