Все новости
Cоциум
3 Апреля 2013, 17:05

Один клоп может лишить сна на всю ночь

Экстремисты вербуют наёмников и запугивают имамов

Все мы живем под одним солнцем.
Все мы живем под одним солнцем.
Проявление религиозного экстремизма приводит к тому, что некоторые священнослужители слагают с себя сан, выбирая менее рискованные профессии. И переломить ситуацию в одночасье не удастся. Как оперативно и менее болезненно решить эту проблему, сохранить добрососедские отношения между конфессиями, обсудили на туймазинской земле представители духовенства и власти.
Что вызывает иронию у осуждённых?

По мнению Верховного муфтия России Талгата Таджуддина, говорить о профилактике сегодня не совсем уместно.

— В ряде регионов речь идет уже не о предупреждении, а об активном противостоянии терроризму, — отметил он. — Тревожная ситуация складывается и в нашей республике. Дошло до того, что из-за шантажа и угроз некоторые представители духовенства отказываются от своих должностей.

Духовному лидеру мусульман вторят «силовики» и представители органов власти. По словам заместителя руководителя администрации президента Марата Марданова, в России есть силы, которые, прикрываясь исламом, сознательно сеют межнациональную и межрелигиозную вражду. При этом некоторые граждане, помогая им, искренне верят, что вершат благое дело. Однако, как выясняется впоследствии, подавляющее большинство лжепророков часто не имеют даже начального религиозного образования и руководствуются произвольным толкованием ислама, выхваченными из контекста сурами, аятами и высказываниями мусульманских мыслителей.

— Наш регион по-прежнему остается объектом интереса ряда международных экстремистских и террористических организаций, — подчеркнул старший помощник прокурора республики Наркиз Алмакаев. — Только в прошлом году было возбуждено 12 уголовных дел. А в первом квартале нынешнего года четырем гражданам объявлены предостережения о недопустимости действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды по признакам конфессиональной и национальной принадлежности.

Наибольшее влияние на социально-политическую ситуацию в стране будет оказывать даже не распространение идей международных экстремистских организаций, а идеология ваххабизма, считает начальник центра противодействию экстремизму МВД Алик Миняшаров.

— Основанием для таких выводов служат события в Дагестане и Татарстане. А также тот факт, что в ряде районов Башкортостана неоднократно были замечены представители международной террористической организации «Движение Талибан» (Верховный суд РФ признал организацию террористической, ее деятельность на территории России запрещена — ред.), которые вербуют мусульман для участия в боевых действиях в афгано-пакистанской зоне и в Сирии, — сообщил А. Миняшаров.

Мы их в дверь — они в окно

Усугубляют ситуацию несовершенство российского законодательства и слабый контроль за интернет-пространством. За последние два года совместными усилиями ФСБ, МВД и прокуратуры были признаны экстремистскими и закрыты более полусотни печатных изданий, а также аудио- и видеоизданий, размещенных в сети интернет, ограничен доступ к ряду электронных ресурсов. Однако ситуация далека от благополучной. К примеру, и сегодня нет должного контроля за тем, какие знания получают башкирские студенты в зарубежных религиозных учреждениях.

— Ряд преступлений экстремистской направленности у нас относят к правонарушениям небольшой и средней тяжести, что даже у осужденных вызывает иронию, — констатировал Н. Алмакаев. — Сейчас та самая ситуация, когда таблетки уже не помогают — требуется хирургическое вмешательство. Давно пора законодательно регламентировать деятельность отечественных провайдеров (поставщиков услуг связи), их ответственность за размещение противоправной информации.

В свою очередь Талгат Таджуддин заострил внимание на необходимости объединения общин и построения вертикали управления:

— В России свыше 80 муфтиев. Есть уголки, где даже пять-шесть общин — и те создают муфтият (духовное управление). В этом нет ничего противозаконного. Но чтобы сохранить мир и согласие, мусульманам надо объединяться.

По мнению управляющего Нефтекамской и Бирской епархией епископа Амвросия, конфессии недорабатывают еще по двум направлениям.

— Мы не занимаемся обучением подрастающего поколения, хотя своевременное знакомство с неискаженными представлениями о православном христианстве и исламе переоценить просто невозможно, и второе — недостаточно присутствуем в публичном пространстве. Мы, священнослужители, находимся в храмах и мечетях, а потому несколько ограничены в общении. Учитывая, что молодежь большую часть информации получает по телевизору и через интернет, мы должны задействовать и эти средства.
  • Свыше 90 процентов религиозных организаций республики исповедуют ислам и православие.
  • В 2012 году на миграционный учет было поставлено более 107 тысяч человек, что на 15% больше, в 2011 году.
  • Основное число мигрантов приезжает к нам из стран, где преимущественно исповедуется ислам: из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана.
Попытки потопить наш общий «корабль»

Участники дискуссии сошлись в едином мнении, что никакого отношения поползновения экстремистов к традиционному исламу не имеют. Напротив, время показывает, что они лишь очерняют и его идеи, и самих верующих.

Образно их действия обрисовал председатель духовного управления мусульман Башкортостана, муфтий Нурмухамет Нигматуллин:

— Как сказал пророк, все человечество находится на одном корабле, у которого несколько палуб. Забортная вода нужна каждому. Но непременно найдется человек, который решит — чем бегать наверх, просверлю-ка я дырку в борту и всегда буду с живительной влагой. Если остальные его удержат — все останутся в живых. А если будут равнодушно смотреть или тоже решат последовать его примеру — все погибнут.

— То, что сегодня происходит — это чистой воды геополитика, попытки преобразования мира, порочащие ценности истинного ислама, а с ними и духовно-нравственные ценности, на которых держится общество,— подытожил председатель совета по межконфессиональным отношениям при президенте республики Вячеслав Пятков. — Посмотрите, что происходит сегодня в Сирии, Египте, других странах Ближнего Востока: массовые беспорядки, столкновения, убийства, сожжение домов и церквей…

— По большому счету сегодня мы ведем речь о борьбе за сохранность государства, за нормальную жизнь наших детей и внуков, — согласился с ним Талгат Таджуддин. — По-другому расценивать попытки противопоставить ислам другим религиям невозможно. Прежде на территории Советского Союза было только одно духовное училище в Бухаре, где религиозное образование получало 50 человек. При этом в СССР насчитывалось 70 миллионов мусульман. А сейчас в России действуют семь исламских университетов, один из которых в Уфе. И в нем обучается уже 700 студентов, в том числе 120 — на очном отделении. Другой пример — еще лет 20 назад в Башкортостане насчитывалось лишь 16 мечетей, а сегодня — более тысячи. При этом не стоит забывать, что подавляющее большинство священнослужителей стали таковыми сравнительно недавно. Они в меру сил и возможностей делают все для того, чтобы сохранить стабильность в обществе, жить в согласии с представителями других конфессий, вместе создавать материальные и духовные ценности. А как иначе? Раз Всевышний распорядился, чтобы мы вместе с другими народами населяли эту землю, по-другому жить невозможно.
БЛИЦ
— Муфтий-хазрат, на ваш взгляд, проявления религиозного экстремизма в нашей республике и в целом по стране набирают обороты или идут на спад?

— Слава Богу, вопрос уже стоит не так остро, как прежде. И это естественно — ни общество, ни государство не приемлют те ценности, что предлагают нам представители экстремистских и террористических организаций. Тем более, все мы прекрасно понимаем, что посредством таких людей и структур на нас пытаются оказывать влияние определенные зарубежные центры и целые государства. Думаю, и в ближайшем будущем ситуация не перерастет в открытое противостояние. Но, как говорится, один клоп может не давать спать всю ночь. И негативные последствия этой деятельности нам еще долго предстоит исправлять. Простой пример: сегодня женщина в платке ассоциируется у общества с террористкой. Разве это нормально? Ведь наши женщины ходят так сотни лет.

— Тем не менее вы неоднократно подчеркивали, что против нашего общества, страны ведется слабо завуалированная война. Нынешних инструментов достаточно, чтобы противостоять этой агрессии или нужно искать новые формы защиты?

— Не думаю, что это необходимо. У нашего народа очень сильный духовный стержень, а потому не стоит изобретать велосипед: нужно целенаправленно доводить до него духовно-нравственные ценности традиционных конфессий. Выполнять эту работу требуется всем миром, а не ждать, что кто-то придет и избавит нас от этой напасти.

А сделано за последние годы действительно многое. Мы, мусульмане, можем сегодня помолиться в любом уголке России. Программы духовного образования находят полное понимание со стороны государства, образован Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Республиканским общинам для поддержки их деятельности сейчас раздается 22 миллиона рублей. Так что, на мой взгляд, ни о каком притеснении или ущемлении прав верующих не может быть и речи.
Читайте нас в