Все новости
Cоциум
29 Марта 2013, 16:07

Экскурсия в альтернативный Лондон

Рискуйте, и жизнь удастся непременно

Елена Кузьмина (назовем ее так), выпускница факультета иностранных языков, более 15 лет преподавала английский в учебных заведениях Стерлитамака, а потом неожиданно переехала в Великобританию. Многие знакомые рассуждали по этому поводу приблизительно так: «Как можно на пятом десятке кардинально все менять, отказываться от благополучно устроенной жизни и интересной работы?»
Два раза в год Лена приезжает в Стерлитамак — к родным, друзьям и обожаемому внуку. В один из таких визитов я предложила поговорить по душам. Меня интересовала психология и мотивация этой хрупкой женщины, чей мягкий и спокойный характер, казалось бы, совершенно не сочетается с ее решительными поступками.

— Вы прожили с супругом почти четверть века, и ваш брак выглядел вполне благополучным.

— Мы были знакомы еще со школы, поженились в студенческие годы и рано стали родителями. И кстати, пока были бездомны и безденежны, в семье царили гармония и взаимопонимание. Проблемы решали по мере их поступления, бытовые сложности друг на друга не перекладывали. По очереди бегали на занятия и варили кашу на общей кухне в студенческом общежитии, стирали пеленки и укладывали малыша спать.

После окончания вуза мы получили квартиру и чувствовали себя на вершине блаженства. Одним словом, все было здорово, пока муж работал на госпредприятии и получал скромную зарплату. В середине 90-х он вынужден был заняться бизнесом. Дела пошли, и мы перестали считать копейки до зарплаты.

Однако вслед за деньгами в нашу жизнь пожаловали специфичные сложности, а затем стали расти взаимные претензии. В один прекрасный день я поняла, что больше так жить не могу. В золотой клетке, как известно, перестает петь даже самый голосистый соловей.

В молодости я очень любила путешествовать. С годами это увлечение переросло в настоящую потребность. После развала страны уже не существовало железного занавеса, а свободное владение английским позволяло беспрепятственно передвигаться по миру и везде чувствовать себя комфортно. Во время путешествий я обрастала интересными знакомствами. С новыми друзьями стала активно общаться по интернету. Виртуальное общение плавно перетекало в живое.

— Елена, а вы не боялись, грубо говоря, нарваться на маньяка? В социальных сетях тусуются и криминальные элементы.

— Если настраиваться на негатив, то невольно именно его к себе и притянешь. А я искала интересных собеседников, близких по духу людей, с которыми можно было бы вместе путешествовать.

Тревор, мой нынешний супруг, был одним из таких друзей. Мы сблизились с ним на почве любви к живописи и путешествиям.

Когда я решила поехать в Англию, он взял на себя роль гида, много рассказывал, был деликатен и ненавязчив. Я чувствовала себя с ним комфортно.

Получив предложение руки и сердца, не стала сжигать все мосты. Для начала оформила туристическую визу и поехала погостить. Когда стало ясно, что мы подходим друг другу, решила официально уволиться с работы.

— Вы живете на полном содержании мужа?

— Я выходила замуж не за миллионера, и его доходы не имели для меня существенного значения. Супруг — по образованию инженер, работает госслужащим, и его зарплаты хватает на безбедное существование и регулярные путешествия.

Другое дело, что мы, россиянки, не привыкли сидеть на шее мужей. Я заметила: если женщина замыкается на домашних проблемах, то супруг довольно быстро теряет к ней интерес. А вот с личностью, которая развивается, скучно не бывает. По статистике, в Лондоне самые высокие зарплаты, поэтому народ рвется туда на заработки. Однако получить любую работу, даже самую неквалифицированную, там непросто. Даже мне, несмотря на хороший английский и педагогический стаж, пришлось полтора года учиться, чтобы получить сертификат, позволяющий работать с детьми. Я начала готовить малышей к школе. Занималась с ними по четыре часа в день. Параллельно работала наблюдателем на экзаменах в колледже. Следила, чтобы студенты соблюдали порядок. За границей с этим крайне строго. За малейшее нарушение учащийся удаляется из класса и имеет в дальнейшем серьезные неприятности.

Затем я окончила курсы туристических менеджеров. Сама разработала программу «Альтернативный Лондон» по местам, куда практически не заглядывает основная масса туристов. Теперь провожу эксклюзивные экскурсии для любителей и знатоков Великобритании.

Еще одна сфера интересов — современное искусство. В моих планах — популяризация башкирской живописи и организация выставок земляков в картинных галереях Лондона. В столице Англии бесчисленное множество различных выставочных залов и галерей. Думаю, самобытное творчество башкирских авторов сможет вызвать пристальный интерес. Кроме того, занимаюсь образовательными программами, связанными с обучением россиян за рубежом, — в частных школах, университетах, на языковых курсах.

— Процесс адаптации был сложным?

— Конечно, все было не так просто. Я ведь уехала не в 18 лет, а после 40. Тяжело привыкала, прежде всего к климату. Бесконечные дожди и сырость невольно провоцируют депрессию. Мне после солнечной Башкирии катастрофически не хватало тепла и, конечно же, наших натуральных продуктов — овощей, фруктов, ягод и черного ржаного хлеба. Здесь повсюду ГМО. Основное блюдо англичан — сэндвичи. Их потребляют в неимоверных количествах в любое время суток.

— А как же знаменитая овсянка?

— Она присутствует в рационе, но все же предпочтение отдается жареным яйцам, сосискам, шампиньонам, фасоли, бекону. Эти ингредиенты укладываются в длинные бутерброды и запиваются пепси-колой. Как следствие — проблемы с лишним весом. Ожирение среди англичан такое же распространенное явление, как и среди американцев.

Кисломолочных продуктов в супермаркетах практически нет. Творог, сметана, кефир, черный хлеб, пельмени, соленые огурцы продаются в специальном русском магазине.

— Как Тревор относится к подобному рациону?

— Ему очень нравится. Кроме того, муж предпочитает то, что люблю я. И балует меня форелью или семгой, запеченной с овощами. Готовит он мастерски.

— Вы дружите, в основном, с выходцами из России?

— Русские за границей быстро находят друг друга и стараются держаться вместе. А вот англичане — народ нелюдимый. Они не пускают к себе в душу никого, кроме психотерапевта. Не стремятся обременять себя и семейными узами, их устраивают свободные отношения. Одинокие женщины с детьми получают солидные пособия от государства и материально от мужчин не зависят. Пары проводят вместе отпуска, уик-энды, а потом каждый впрягается в свою работу. Карьера для них важнее всего.

— Как Тревор воспринял Россию?

— Он был шокирован уральскими морозами и сказал, что больше зимой сюда ни ногой. Зато лето привело его в настоящий восторг. Поразило обилие ягод, грибов, потрясающая башкирская природа, гостеприимство и радушие. Я отрываюсь здесь в русской бане с веником и парилкой. В Англии есть только сауны и спа-салоны. А я ностальгирую по обычной общественной бане, где тетки вечно ругаются и делят веники. Смешно, но мне этого не хватает.

Два раза в год я приезжаю на родину, а еще раз шесть в году мы отправляемся с мужем в различные путешествия. Наши пристрастия в этом плане полностью совпадают. В Европе несколько раз были в Италии, Испании, Франции, Греции, Португалии, Хорватии. В прошлом году объехали на автобусах Америку и Канаду, были в Марокко и Индии. В планах — побывать в Южной Америке и Новой Зеландии.

Мы не пользуемся услугами туроператоров. Сами определяем маршрут, заказываем по интернету билеты, гостиницы, арендуем машины. Куда бы ни приехали, обязательно посещаем музеи, галереи и блошиные рынки. Там буквально за копейки можно приобрести предметы старины, редкий антиквариат.

— Писатель Леонов в повести «Евгения Ивановна» утверждает, что ностальгия — черта, присущая только россиянам. В минуты грусти вы не раскаиваетесь в том, что так круто поменяли свою судьбу?

— Нет. Если тебя что-то не устраивает в жизни, надо обязательно ее менять, а не мириться с обстоятельствами, ведь жизнь так быстротечна. Надо не доживать свой век, а жить со вкусом в полную силу, искать новое и интересное. Как ты узнаешь, что где-то есть лучшее, если не будешь рисковать? Никогда не поздно начать все с начала, с нуля. Надо только захотеть.
Читайте нас в