Все новости
Cоциум
28 Марта 2013, 15:23

О чём звонит колокол

Время Великого поста заставляет задуматься о главном

Душа Степана просит колокольного звона.
Душа Степана просит колокольного звона.
Было время, и в стране разрушили сотни, а может быть, и тысячи храмов. Но некоторым удалось уцелеть, и одна из таких уникальных церквей украшает центральную улицу села Верхотор Ишимбайского района. Этот небольшой исторический памятник — один из старейших не только в Башкортостане, но и во всем Приуралье.

Без Бога никуда

История храма, как это обычно и бывает, тесно связана с историей села. Еще в 1788 году одна из четырех дочерей промышленника Ивана Мясникова, совладельца медеплавильного завода, Аграфена Ивановна Дурасова организовала в Верхоторе строительство каменной церкви. Вероятно, церковь была здесь и раньше. Но документальных подтверждений не сохранилось. Новый каменный храм освятили в честь иконы Казанской Божией Матери. Приход был большой: кроме верхоторцев, церковь посещали жители соседних деревень Осиповки, Татьяновки, Скворчихи, Рамадановки, Привольного и близлежащих хуторов. Службы в храме проводили два священника.

В начале двадцатого века, когда в красных углах изб появились портреты нового идола, церковь закрыли, пытались даже разрушить. Не вышло.

— В народе сохранились истории о том, как церковь неоднократно спасалась чудесным образом, — рассказывает настоятель храма протоиерей отец Валентин (Попов). — Мужчина, который сбросил колокола, помутился рассудком и в состоянии помешательства отрезал себе язык. Взорвать ее не получилось — слишком плотная застройка, и трактором свалить не удалось, только на колокольне следы остались. Потом, уже в начале семидесятых, в здании храма был клуб, крутили кино. Решили как-то провести здесь суд — то ли товарищеский, то ли выездной — сейчас уже не помнит никто. Накрыли стол, расставили, как полагается, графины с водой… Но с потолка упал огромный кусок штукатурки, раздавив приготовленное для судейской коллегии место. Тогда люди поняли, что находиться здесь опасно. Клуб перевели в здание школы, а церковь забросили. Использовали ее от случая к случаю: то как временный склад, то в качестве столовой для приезжих рабочих. Хорошо, конечно, что успокоились и ломать не стали, но здание без хозяина стало быстро разрушаться. Продолжалось это до 1992 года.

Звонарю всего двадцать

Восстанавливать церковь начал отец Леонид (Ветров), который собственноручно и с добровольными помощниками спиливал выросшие на крыше березы, как мог латал старые стены. И в 1994 году церковь вернули общине.
— Мы не знаем свою культуру, — убежден отец Валентин.

В церкви найдут успокоение и стар и млад.

— Когда я в 2008 году начал служить в этом храме, у нас не было даже отопления. Кочегарили сами — четыре буржуйки грели кое-как, а вот копоти и дыма было в избытке. Поэтому первым делом наладили отопление, — отец Валентин показывает на новую печь. — Радует, что нам никто не отказывает в помощи. Руководители многих организаций и предприятий Ишимбая и Салавата помогают чем могут. Благодаря им смогли отремонтировать купольную часть храма, расписали внутренний свод, подвели воду. Генерального спонсора у нас нет — помогают всем миром. Так же добросовестно работают прихожане. Часто они сами проявляют инициативу. Чего только стоит разгрузка сорока машин с землей!

Пока мы говорили, в церкви стал собираться народ на вечернюю службу. Идут — значит, нуждаются в этом.

— Ох, я эту колокольню до конца жизни не забуду! — вздыхает Степан, местный звонарь. Степе — двадцать с небольшим, но это не мешает талантливому парню мастерски управляться на звоннице. — С самого начала тут, как строить начали.

Я с трудом поднимаюсь в зимней одежде по узкой и крутой железной лестнице на самый верх — к колоколам. А Степа уже ждет меня там.

— Смотри, как тут красиво! И зимой, и летом. Спокойно очень, — серьезный с виду Степан тихо улыбается. — Хорошо. Вот только педали я тут все равно переделаю.

На полу, в деревянном помосте, установлены две огромные педали-доски, от которых тянутся веревки к языкам колоколов.

— Неудобно. И тяги все эти переделаю — тут и тут. А здесь цепь будет. А колокола у нас хорошие, из Каменск-Уральска привезли.

Удивительно все-таки. Современный парень, разбирающийся в сложной технике, в компьютерах, готов карабкаться сюда по крутой лестнице каждый день. Значит, душа просит. Ему тут хорошо.
Есть прихожане, а есть «захожане»

— Мы не знаем свою культуру. Не могу сказать, что религия должна стать национальной идеей. Все-таки ее роль не в том, чтобы достигать политических целей. Ее задача — спасение человеческой души. И строить общество без Бога нельзя — все рухнет. Вера может объединить, хотя бы потому, что она является основой морали, — убежден отец Валентин.

— Знаете, есть прихожане, а есть «захожане», — продолжает священник. — Зайдут, свечку поставят и искренне верят, что они православные. А ведь на самом деле тяжело быть верующим, не зная основ религии, что она собой представляет. Взять хотя бы Великий пост. Существует ошибочное мнение, что пост — это всего лишь воздержание от пищи. Это не так. Пост должен менять образ мыслей. Если по-настоящему свободен от соблазнов, то и пост держать будет приятно, и он закончится настоящей Пасхой — и для души, и для тела.

Выйдя на улицу, я еще раз обошел храм. Да, недостроенный. И не все купола установлены. Молодой и древний одновременно. Но главное — живой. Потому что нужен людям не меньше, чем сто или двести лет назад.
Читайте нас: