О том, как зодчие пишут «историю в камне», с какими трудностями сталкиваются, что их беспокоит сегодня больше всего, корреспонденту «РБ» рассказывает председатель правления Союза архитекторов Башкортостана Урал Ураксин.
— Урал Газизович, с высоты вашего личного, почти 40-летнего архитектурного стажа какой видится роль союза в работе мастерских и отдельно взятых зодчих, каждый из которых, безусловно, творческая личность?
— За 75 лет сменилось несколько поколений архитекторов, каждому из которых пришлось работать в своей исторической обстановке, с которой нельзя было не считаться. Личности зодчих, как и эпохи, оставили свой след в облике городов и сел республики. Архитекторам, объединенным в союз, было легче искать и находить творческие решения, так как все проекты широко обсуждались в общественной организации. К сожалению, этот хороший опыт сегодня потерял актуальность.
Республиканская организация сформировалась спустя шесть лет после создания в 1932 году в Москве Союза советских архитекторов. Его членами стали главный архитектор Стерлитамака Гусев, выпускники Санкт-Петербургского института гражданских инженеров Лермонтов, работавший главным инженером единственной тогда в Башкирии проектной организации «Башпрогор», инженер Чаплиц, курировавший до революции 1917 года строительство школ и больниц в Уфимской губернии, последний губернский архитектор Бай. Были архитекторы помоложе: Филонов, Гагин, Калимуллин, Латыпов, Сахаутдинова, Ермаков. Таким образом, наш союз сформировался из опытных и образованных специалистов, была сохранена и развивалась затем преемственность, что в зодчестве очень важно.
Кстати, ни в одном регионе страны, не считая, конечно, Москвы и Санкт-Петербурга, нет столько именитых архитекторов, как у нас: Барый Гибатович Калимуллин стал членом-корреспондентом АН архитектуры, Лев Васильевич Хихлуха — академиком, Рудоль Раисович Авсахов — советником АН.
Если говорить о роли союза, то надо вернуться в 30-е годы, когда создавались организации «Башпроект» (ныне «Башкиргражданпроект») и «Башнефтепроект» (ныне «Башгеопроект»). Они испытывали кадровый голод. Союз оказывал им всестороннюю помощь. Например, были созданы ускоренные курсы по подготовке молодежи для поступления в архитектурные институты. Приглашались специалисты из других городов.
После Великой Отечественной войны развертывается громадное строительство промышленных объектов. В эти годы союз пополняется новым поколением архитекторов, которые, пройдя войну, окончили вузы: это Минкин, Мироненко, Кондрашков, Козлов, Рехмуков, Мазин, Калимуллин. Но этот период запомнился нам ограничениями и запретами в области архитектурного творчества. Конечно, использование серийных проектов способствовало росту жилищного строительства, но нанесло ущерб архитектурному облику городов.
— Сегодня перед архитекторами сняты, казалось бы, все ограничения. Заказов много. В Уфе, да и в других городах появляются интересные по формам здания. Казалось бы, что еще желать?
— Да, нынешнему поколению архитекторов повезло — полная свобода для творчества. Но такой свободой можно и захлебнуться. Зодчество на коммерческой основе рождает новые проблемы. Не изучаются до конца возможности современных технологий и материалов, которых появилось в изобилии. Вот и появляются здания, красивые снаружи, но имеющие функциональные изъяны, недостаточно учитываются наши климатические особенности. По-прежнему население ведет неравный бой с сосульками, стены безобразно обвешаны кондиционерами, хотя продвинутая архитектурная мысль позволяет прятать их в стены. Так, в 2011 году союз вместе с Госстроем РБ организовал 15 бесплатных семинаров по применению новинок в проектах, однако архитекторы проявляют к ним недостаточное отношение.
— Союз организует ежегодные конкурсы на лучшие проекты. Почему нельзя в течение года проводить общественную экспертизу проектов в рамках союза, выявляя недостатки?
— К сожалению, союз освобожден от участия в оценке профессионализма и творческих возможностей архитекторов. Он не принимает участия в выдаче аттестатов на проектную деятельность и лицензий проектным организациям. В стенах Дома архитектора прекратилось обсуждение наиболее важных, проблемных направлений в архитектуре и градостроительстве.
Снизился авторитет организации у архитектурной общественности. Такое положение незамедлительно отразилось на качестве проектирования. Профессиональное общественное мнение заменено административными решениями. Настало время менять сложившуюся практику.
— Какова судьба памятника архитектуры «Дом Тушновых», который великолепно преобразил въезд в Уфу со стороны аэропорта?
— В 90-е годы Союз архитекторов сумел спасти от разрушения это замечательное здание. Мы внесли достаточные по тем временам для реставрации средства. Однако прежним руководством республики здание у архитекторов было изъято. Уверен, что мы его со временем вернем.
Союз архитекторов намерен и дальше отстаивать объекты, имеющие статус охраняемых государством, от недальновидных решений чиновников средней руки, которые прежде всего думают о коммерческой стороне сноса, а не о сохранении культурного и исторического наследия.
— Союз подвел итоги ежегодного конкурса на лучший проект. Насколько его результаты свидетельствуют о росте профессионализма?
— Конкурс показал, что происходит заметное омоложение зодчих. Неслучайно самую престижную награду — переходящий «Хрустальный шар» члены жюри единогласно вручили кафедре архитектуры УГНТУ, студенты которой учатся и практикуются на высоком творческом подъеме, среди ребят много талантливых. Кстати, наш союз совместно с ЗАО «Архпроект» в 2011 году учредил именную стипендию имени Сергея Анатольевича Голдобина. Она стала серьезным моральным и материальным стимулом для студентов. Их творческие работы вселяют надежду.
По итогам ежегодного конкурса награда «номер один» — переходящий приз «Хрустальный шар» вручен коллективу кафедры «архитектуры» УГНТУ за подготовку кадров и за лучшие работы студентов, представленные на конкурс.
Первые места присуждены в номинациях:
«Градостроительство» — мастерской генплана ЗАО «Башкиргражданпроект» за схему территориального планирования Туймазинского района. Группа авторов: Валентина Хаветская, Светлана Халитова, Мария Жадеева, Константин Козин, Булат Шайбаков, Эльвина Фазылянова;
«Общественные здания» — мастерской ЗАО «Архпроект» за проект здания Верховного суда РБ. Группа авторов: Дмитрий и Павел Винкельманы, Лариса Варыпаева, Лиля Дусеева, Вадим Серов;
«Реконструкция и реставрация» — мастерской «Башкиргражданпроекта» за проект реконструкции госпиталя ветеранов войны со строительством лечебного корпуса по ул. Тукаева в Уфе. Авторы: Павел Мазин, Мария Вайднер, Руслан Янбеков, Вадим Габидуллин, Юлия Шаталова;
«Жилые здания» — мастерской «Архпроекта» за проект жилого дома в микрорайоне у озера Кустаревское. Авторы: Роман Нелепин, Дмитрий и Павел Винкельманы, Олег Горячев;
«Дизайн, интерьер, ландшафт» — проектному отделу МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» за проект интерьера пентхауса по улице З. Биишевой в Уфе. Авторы: Владислав Седунов и А. Ахунова;
«Промышленные здания» — мастерской «Архпроекта» за проект цеха по производству поливитаминных драже по улице Худайбердина в Уфе. Авторы: Рашит Бикбаев, Руслан Шайхетдинов, Алла Нугуманова.