Все новости
Cоциум
27 Февраля 2013, 15:05

Вместо денег — талон на обед

Медики Башкирии просят вернуть донорам денежные компенсации

«Доктор, а компот-то будет?»
«Доктор, а компот-то будет?»
Новый федеральный закон о донорстве крови, упразднивший денежные выплаты, действует уже месяц. Так ли было необходимо отменять компенсации, не пострадают ли больные, нуждающиеся в переливаниях крови и ее компонентов? Споры на эту тему продолжаются. Как заявил «РБ» главный врач Республиканской станции переливания крови Урал Султанбаев, в Башкирии эти нововведения дефицит крови не спровоцировали, однако работы трансфузиологам добавили.
Несвойственную функцию не желаете?

Ежегодно в республике сдают кровь около 90 тысяч человек. Заготавливается 42 — 44 тонны донорской крови — ровно столько, сколько требуется. При этом существует и резерв на случай непредвиденных ситуаций. Почти все сдают кровь безвозмездно — 99,6 процента от общего числа доноров. В этом плане Башкирия является лидером.

— Кровь не может быть предметом купли-продажи. Люди должны помогать друг другу, не требуя за это денег, — уверен Урал Султанбаев. — При платном донорстве увеличивается риск заражения различными инфекциями, в том числе гепатитом и ВИЧ, так как желание подзаработать на сдаче крови выражают в основном асоциальные элементы, которые не только не заботятся о своем здоровье, но и намеренно скрывают правду об имеющихся заболеваниях. С этой точки зрения закрепление на законодательном уровне донорства как дела безвозмездного способствует большей безопасности больных, которым переливают кровь, с другой — у службы крови появляется несвойственная функция по организации питания доноров.

Всем макароны по-флотски?

Раньше жители республики получали около 200 рублей, сдавая цельную кровь, и чуть больше 600 рублей в случае сдачи ее компонентов.

— Считать эти деньги платой за сам факт сдачи крови — заблуждение, причем очень распространенное. Это была материальная компенсация бесплатного горячего обеда, на который имеют право все доноры, — пояснил главврач республиканской станции. — Теперь выплатить компенсацию мы имеем право только в случае приема крови на выезде — бригадой мобильной станции переливания крови, в остальных — должны накормить.

По его словам, замена «живых» денег талонами на питание в ряде регионов уже привела к сокращению количества желающих сдавать кровь. Постоянные доноры восприняли нововведения спокойно, а вот новички остались недовольны. В основном это произошло там, где платили не только за питание, но и за саму сдачу крови, — в Москве, Санкт-Петербурге, Вологодской и Смоленской областях, Якутии.

Специалисты службы крови изначально были против отмены денежной компенсации на питание и с принятием закона мнения своего не изменили.

— У каждого человека свои вкусы. Посадить всех за один стол и предложить, к примеру, макароны по-флотски будет не совсем правильным. Не стоит забывать в нашем многоконфессиональном обществе и об ограничениях в употреблении той или иной пищи, которые предписаны религией, — уточнил Урал Султанбаев. — Свои предложения мы передали во все инстанции, в том числе в минздрав России и Федеральное медико-биологическое агентство, курирующее службу крови, но ответа пока не получили.

Кто даст покушать

Обеспечивать доноров питанием в нашем регионе начинают с этой недели.

— Готовить обеды и кормить людей — не наш профиль. Будем привлекать к работе тех, кто это сделает лучше нас, передадим эту функцию на аутсорсинг. В Уфе исполнитель уже определен: доноров будут кормить в ближайшей к станции столовой больницы № 22. С другими городами определяемся, — отметил главврач.

Чем же будут кормить доноров и какова стоимость обеда?

— Фиксированной стоимости нет. Она будет зависеть от цен на продукты и, соответственно, во всех регионах будет различаться. Бюджету нашей республики обед для донора обойдется примерно в 220 рублей. Примерный пищевой рацион составил минздрав, а вот какие именно блюда предлагают донорам, вы сможете узнать лично. Приглашаем всех желающих посетить станцию переливания и сдать кровь, — заключил Урал Султанбаев.

Продолжение темы — в ближайших номерах газеты.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
— Сдавала и буду сдавать! Как бы там ни менялось законодательство, гуманность, человечность и желание помочь другому от этого зависеть не должны. Не хочется повторять в очередной раз, что искусственных заменителей крови нет, но меня к донорству подтолкнуло именно это. А вовсе не желание подзаработать. Вот уже восемь лет я регулярно сдаю кровь и продолжу это делать.

Без этих 220 рублей за питание как-нибудь обойдусь. Все равно не покупала на них продукты, а отдавала то слепому старику, которого встречаю возле магазина, то мужчине в инвалидной коляске. Обедать по талонам, скорее всего, не буду. Я убежденный вегетарианец и отчасти сыроед. Сомневаюсь, что найду в предложенном обеде что-то по своему вкусу, но это меня нисколько не огорчает. Дело ведь не в обеде, а в добром деле.

Зульфия Исхакова,
Архангельский район:
— Моя родственница попала в больницу, ей потребовалось переливание крови. Врачи нам сказали, что сделают все, что нужно, но пять человек должны сдать кровь. Обзвонили всю родню, друзей, знакомых. Не так-то просто оказалось найти тех, кто может быть донором, но мы все же нашли. А если бы не смогли? Получается, что донорской крови не хватает? Страшно даже представить, что будет, если отмена денежных компенсаций отпугнет и тех немногих, кто готов сдавать кровь. Наш случай был экстренным, а ведь есть пациенты, которым нужны неоднократные переливания... Неужели кто-то посчитал, что люди становятся донорами из корыстных соображений, ради того, чтобы разжиться парой сотен рублей?
Читайте нас: