Все новости
Cоциум
22 Февраля 2013, 06:04

Тур в эпоху палеолита

Легенды и быль Шульган-Таша имеют точки пересечения

Отчего мы готовы лететь за тридевять земель, платить баснословные деньги, чтобы купаться в мутной воде, ходить истоптанными тропами, слушать косноязычные рассказы про сомнительные исторические памятники и факты? А между тем свои родные заповедные места, потрясающе красивые и захватывающе интересные, остаются без внимания. В лучшем случае их оставляют на «потом», в худшем — вообще про них не знают. Чтобы хоть частично восполнить подобный пробел, мы и отправились в Бурзянский район.
Хватай мешки — вокзал отходит

Урал Шарипович Халиуллин заведует районной станцией юных натуралистов, на ее базе создан центр по туризму, который стремится поддерживать мелкие организации, действующие в Бурзянском районе. Он и согласился проводить нас до уникальной Каповой пещеры. Сенокосные угодья их семьи в деревне Гадельгареево находились рядом с археологическим объектом мирового значения. Местные пацаны купались досыта в реке, которая вытекает из пещеры, — никаких запретов, препятствий и охраны не было. Да и не придавали тогда особого значения громадным скалам и подземным ходам. Сам Урал впервые прошел всю пещеру вместе с отцом в 1972 году в возрасте шести лет, когда приезжали какие-то высокие гости. А про эпос «Урал-батыр» в ту пору не слышали. Просто рассказывали отдельные легенды. И уже после того, как прочитали в книгах про события древних времен, местные жители начали сравнивать описываемые места и убедились, что все именно здесь и происходило. Еще впечатлили Урала рассказы пятилетней сестры Розы. Она ходила по пещере с известным профессором Бадером, благодаря которому было открыто и описано более трех десятков рисунков. Ей тоже повезло: она видела, как нашли кости древней птицы.

Так уж повелось: если у нас в стране что-то начинают делать, то непременно в крупных масштабах. И развитие туризма исключением не является. Если взять, к примеру, наш Бурзянский район, то здесь разумнее использовать мелкие турфирмы, специализирующиеся на местных направлениях. Они больше заинтересованы в бережном отношении к окружающей природе. Разница в поведении туристов сразу бросается в глаза: путешествующие частным порядком на собственных автомобилях из других регионов не особо церемонятся по части поиска мусорных урн. Настрой во многом зависит и от экскурсовода. Кроме того, земли должны быть «под кем-то», за их состояние кто-то должен отвечать. С деревенскими сельхозугодьями и особо охраняемыми территориями еще можно разобраться, хотя не все и не всегда четко знают собственные границы. А вот хозяином бурзянских лесов сейчас является Гослесфонд. Скажите, станет ли он прибирать территорию, содержать в порядке лесные хозяйства? Даже если появится такое желание, осуществить его на расстоянии не так-то просто. В некоторых районах, когда горели леса, местные жители не спешили сражаться с огнем, резонно отвечая: «А где их хозяева? Мы здесь никто и никаких прав не имеем. Кто отобрал — тот пусть летит и тушит».

Да, можно взять землю в аренду, но вместе с ней обретешь столько бумажных и финансовых проблем, на решение которых не хватит ни сил, ни времени. Получается нонсенс: земли федеральные, а форму для декларации должен давать местный лесхоз, но не дает. Прокуратура не дремлет: вовремя не отчитаешься — выкатывает штраф. И законы наши, вместо того чтобы упрощать процесс, всячески его усложняют. В моде законотворчество в стиле «хватай мешки — вокзал отходит». Может, и спохватятся спустя несколько десятков лет, да поздновато будет: зеленый щит земли рискует прохудиться.

Вот и пример в тему: неподалеку от Каповой пещеры при прежней власти построили деревеньку — около десятка деревянных изб. Вроде крепкие, шторки на окнах как признак уюта, но, увы, жить там имеют право только сторожа. Опять проблемы с пресловутой собственностью.

От злого бая ушла Агидель
Мы подъехали к первой остановке — турбазе Капова-тур в деревне Миндигулово. Место живописнейшее: высокие горы вокруг, напротив уютных деревянных домов застенчиво несет свои воды Агидель. Согласно легенде, красавица Агидель, спасаясь от злого бая, попросила отца о помощи, и он превратил ее в реку, и она, петляя среди гор, легко ушла от погони. Однако к тому времени Урал-батыр уснул вечным сном, и Агидель вынуждена была остаться рекой на вечные времена.

Туристы могут выбрать маршрут соответственно своим физическим возможностям и интересам. Например, тур выходного дня на турбазе в деревне Миндигулово. Гостям предложат конно-гужевую экскурсию на стоянку «Разбойничья», катание на лодках по реке. Или трехдневную программу с ночлегом в палатках на стоянке около заповедника Шульган-Таш, туристской баней, легендами у костра, сплавом на катамаранах, знакомством со скалой Кабанташ. И, конечно, почти все маршруты приведут туристов в пещеру Шульган-Таш. Но самый насыщенный — семидневный тур «По следам сказаний и легенд», он способен впечатлить особо взыскательных и бывалых путешественников. В итоге все стрессы, навязанные суматошной жизнью мегаполиса, исчезают без следа, а обретенной взамен позитивной энергии хватит на десятилетия вперед. Это программа одной небольшой турфирмы, а подобных в районе насчитывается около десятка. Скажите, нам все еще нужен пресловутый турецкий берег с назойливым сервисом и сомнительными легендами про пляжи Клеопатры, которые «имеются» чуть ли не в каждом поселке?! А здесь — все свое, родное и такое настоящее и действительно восхитительное! От одних скал захватывает дух, а если еще добраться до пещеры...

Победу одержала подлость

Делаем остановку возле благоустроенного кургана Бабсакбея. Урал подводит нас к аккуратному и довольно внушительных размеров холму. Неспешно начинает рассказывать. В давние-давние времена поблизости была ставка Масим-хана, человека, который сумел объединить семь башкирских племен.

Однажды Масим-хан отправил своих старших дочерей в казахские степи. В пути караван подвергся жестокому нападению неведомого зверя. И после этого Масим-хан объявил: кто обезвредит зверя — тот получит полцарства и младшую дочь. Джигиты отправились на охоту. Через некоторое время Бабсакбей из селения Аптраково Кыжакской волости обнаружил зверя — им оказался лев, — убил его и отрубил ухо. Следом мертвого льва нашел Каракулумбет, отсек уже бескровное ухо и отправился к Масиму. В итоге, когда Бабсакбей добрался до ставки хана, там уже вовсю шли приготовления к празднику. Бабсакбей представил свое доказательство и попытался восстановить правду. Во время перепалки Каракулумбет убил Бабсакбея, стал зятем Масим-хана и влиятельным человеком. Он не позволил соплеменникам своего соперника насыпать на могильный курган бурзянской земли, как полагалось при погребении вождя. Тогда воины Бабсакбея решили возить землю для кургана с отмели в устье реки Буйляу, которая протекала ниже русла Агидели на 35 километров.

Останки Бабсакбея — в кургане, а не в Москве

В прошлом веке появились слухи, что какие-то люди из Старо-Акбулатово разрыли курган и украли из него золото еще до революции. Сейчас захоронение облагорожено, рядом построена мечеть, в которой находится музей. Но так было не всегда. Нам сказали, что нашелся потомок Бабсакбея, который постарался достойно увековечить память своего предка. Неизвестно, мистика это или редкое совпадение, но этот благоустроитель совершенно случайно заглянул в редакцию по другому делу, когда мы вернулись из Бурзянского района. Марс Юлбарисов оказался президентом Благотворительного фонда имени Кинзи Арсланова. Он рассказал следующее:

— О том, чей я потомок, знал с детства: в 20-м колене мой предок — Бабсакбей, в седьмом колене — Кинзя Арсланов. Но тогда это не афишировалось. В 2006 году я занялся свой родословной. Много времени провел в архивах и доказал родственную связь с этими людьми. Но и без того это чувствовал, невесть откуда приходили разного рода откровения, просто нереальное вдохновение появлялось, когда брался за эту работу. Курган, вернее, то, что от него осталось, увидел впервые в 2007 году. Его вообще трудно было заметить, поскольку сплошь зарос бурьяном. Мы принялись вычищать всю округу, в течение пяти лет занимались выкорчевкой. Возвели мраморную стелу, установили чугунную ограду.

В 1965 году на этом месте проводил раскопки ученый Нияз Абдулхакович Мажитов. И на вершине кургана нашел человеческие кости, черепа не обнаружил. Свои находки отвез в Московский антропологический музей. С тех пор считалось, что останки Бабсакбея потеряны навсегда. Когда мы копали фундамент под стелу, обнаружили вокруг кургана кладку из плитняка. Провели экспертизу, выяснилось: приблизительно XI век. Решили провести раскопки, пригласили археологов. Мажитов обнаружил свои находки на вершине кургана, а основное захоронение должно быть в основании, нашей задачей было посмотреть, как велись раскопки, и доказать, что кости, найденные Мажитовым, не принадлежат Бабсакбею.

Я не историк, но считаю, что два племени враждовали из-за пещеры Шульган-Таш, уже тогда понимали, что она представляет огромную ценность.

Устроили дивы потоп

Мы подъехали к озеру, которое имело идеально круглую форму. Вокруг стояли деревья, похожие на новогодние елки, поскольку были щедро украшены разноцветными лентами. Так туристы в особо мистических местах не упускают случая загадать желание и закрепить его красивым узелком. В Турции таких «точек» не счесть, там легко придумывают наивные истории, которые нахально выдают за легенды. Гости поначалу верят, а потом полностью теряют к этому ширпотребу интерес. Там, как на войне, — дабы привлечь туристов, хороши все способы. У нас в республике напротив: скромность прежде всего. Иностранные дельцы от туризма в окрестностях Шульган-Таша просто захлебнулись бы от восторга, и такого бы напридумывали! Но здесь и придумывать ничего не надо: все легенды имеют либо исторические корни, либо отражены в эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Кара-Юрга» и других.

Озеро Йылкысыккан (в переводе название означает: «из которого вышел табун лошадей») находится в шести километрах от Каповой пещеры, имеет карстовое происхождение и представляет собой водную чашу диаметром около 60 метров и глубиной более 30.

Другое озеро — Шульган находится у входа в пещеру. Поражает, что его описание в эпосе очень похоже отражает нынешнюю природу в этих местах. По преданиям, оно возникло из остатков потопа, который устроили дивы и Шульген, ударивший посохом о землю. Согласно эпосу, в жертву природным силам приносили красивых девушек. Может, найденная географом П. И. Рычковым в XVIII веке в одном из ходов пещеры «сухая человеческая голова» и есть след этого приношения?

Сейчас для туристов доступна лишь небольшая, скорее даже незначительная часть пещеры. Но и она способна произвести неизгладимое впечатление. Честно говоря, у нас не возникло желания пробираться опасными узкими ходами на другие этажи. Наш гид Диля, знающая пещеру досконально, говорила завораживающим тихим голосом, словно опасалась разбудить уснувших на зиму летучих мышей, которые замерли крошечными комочками под сводами пещеры. Она будто читала магическую поэму, и невозможно было отвлечься от повествования. Нам выдали специальные сумки-фонари, с помощью которых можно весьма отчетливо разглядеть копии рисунков из недоступных залов.

И подвески нашлись из бивня мамонта

Всего выявлено более 50 красочных наскальных изображений, чаще всего они выполнены двумя красками: черной и красной охрой (углем и окисью марганца). Животные показаны живо и динамично — так, как их видел первобытный художник: мамонты, лошади, носороги, бизоны... Встречаются и рисунки непонятных зверей. На основании этой «живописи» можно утверждать, что пещера в древности была святилищем, с которым связаны мифологические представления людей эпохи палеолита, стоянка их найдена в 150 метрах от входа в просторный зал Знаков. Здесь в разное время были найдены обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца, песца, пищухи, тушканчика, копытного леминга.

Обилие кострищ говорит о том, что в древности в пещере разжигали костры, стало быть, имелась естественная вентиляция, а сейчас нет никаких выходов на поверхность.

Всего в культурном слое на месте стоянки найдено почти две сотни предметов. В основном инструменты и оружие из кальцита и известняка, небольшая часть изготовлена из кремня и яшмы, и обнаружено лишь два костных экспоната: нож из обломка трубчатой кости с длинным лезвием и грубое шило.

Не чуждо было людям эпохи палеолита и стремление украшать свое пещерное существование. Об этом свидетельствуют четыре просверленные с двух сторон бусинки-подвески — предположительно из бивня мамонта и сланца. И редкая находка из того времени — фрагмент глиняной лампы.

Нельзя сказать, что мы побывали в пещере — скорее нам удалось только прикоснуться к ее тайнам. Голову кружит от сознания того, что формироваться она начала не менее трех-пяти миллионов лет тому назад. Жизнь скольких поколений людей утекла с тех пор? Поистине ум начинает заходить за разум и оттого, что здесь можно уместить столько обычных городских квартир, сколько их имеется в пятиподъездном девятиэтажном доме, и это, пусть и условно, жилое помещение никто не строил. Вся система подземных коридоров и галерей карстового, то есть природного, происхождения! И все сотворила подземная речка Шульган, которая периодически превращалась в небольшой ручеек!
Когда ехали в заповедник, говорили без умолку. На обратном пути почему-то хотелось молчать. Урал Шарипович заметил: «Ну что, устали? Люди говорят, что пещера эта энергию крадет». Да нет, ничего мы особо не потеряли, только дар речи пропал от сознания того, сколько еще нераскрытых тайн хранят эти места. И было стыдно, что, прожив всю жизнь в республике, до Каповой пещеры добрались впервые, и то больше по долгу службы. И таких, как мы, почитателей чужих берегов, которые истинной родной красоты не видывали, — хоть пруд пруди. И никакие пляжи Клеопатры не могут сравниться с кристалльно-ледяной водой озера Шульган! Стоило зачерпнуть в ладони, ополоснуть лицо, как все утомление от насыщенного дня словно рукой сняло.
Читайте нас: