Все новости
Cоциум
21 Февраля 2013, 15:48

Экскаватор отрыл кирпичные цилиндры

Что это — кельи затворников или тюремные камеры?

Вполне возможно, что каменные цилиндры — не последняя находка на месте военного лазарета. Может, это лишь часть подземного хода или хозяйственных построек?
Вполне возможно, что каменные цилиндры — не последняя находка на месте военного лазарета. Может, это лишь часть подземного хода или хозяйственных построек?
В декабре прошлого года в нашей газете была опубликована забавная история из жизни обитателей обветшавших домов по адресу: ул. Свердлова, 37 в Уфе, под названием «Узники холерных бараков». Совершенно неожиданно она получила загадочное продолжение. Преподаватель истории Людмила Волкова, которая прожила в этом бараке почти полвека, сообщила, что по соседству с их двором вырыли котлован под строительство многоэтажного дома. На одной из его «стенок» проявились какие-то странные подземные сооружения цилиндрической формы, выложенные старинным коротким кирпичом. Можно было предположить, что это обыкновенные погреба, если бы не сводчатый потолок — тоже из кирпича. К тому же в первоначальном виде, который в ходе строительства был порушен экскаваторами, они представляли собой две камеры, соединенные проемом с дверью.
Что это могло быть? Учитывая богатое историческое прошлое этих мест, у обитателей холерных бараков родилось множество версий.

Когда-то это была глухая окраина города, здесь стоял гарнизон, при нем имелся госпиталь. Одни полагают, что «каменные мешки» использовались как могильники для одежды и предметов, которыми пользовались холерные больные. Другие считают, что эти старинные подземные ходы могли быть активно задействованы в военных целях во времена Гражданской войны. И спешат предостеречь на предмет наличия каких-нибудь взрывоопасных снарядов. Третьи утверждают, что подземные полости — самые обычные погреба.

Каждое предположение способно вызвать вполне аргументированные возражения. Зачем хранить холерную одежду, если гораздо проще ее сжечь? Может, в годы Гражданской войны кто-то и пользовался этими подземными сооружениями, но скорее всего они были вырыты значительно раньше и с другой целью. А обычные погреба вряд ли имели куполообразные потолки и соединялись между собой дверьми.

К сожалению, на этом историческом месте ведется обычное строительство, а не раскопки. И потому никто не церемонится с уникальными находками: экскаваторы роют, строители заливают котлован бетоном. И если какие-то предметы попадаются, в обязанности экскаваторщика не входит бережное извлечение из земли фрагментов загадок прошлых веков.

Олеся Доброва живет с мужем и детьми в одном из бараков почти четыре десятка лет. У них на пятерых — две крошечные комнатки без всяких удобств. Ветхое жилище так давно обещают снести, что они потеряли всякую надежду обрести новый кров. А потому вынуждены хоть как-то благоустраивать старый. Им также приходилось обнаруживать неожиданные находки.

— Погреб у нас тоже был круглый из камня с филигранно выложенным потолком, но мы давно перестали им пользоваться, поскольку его регулярно затопляли грунтовые воды, — рассказывает Олеся. — Лет десять назад решили расширить подпол. Муж стал копать — попалась какая-то палка. Он мне ее передал. Я взяла, чувствую, что она вовсе не деревянная. Присмотрелись — оказалось, кость человеческая. Еще раньше, лет на двадцать, в районе дома номер 53 по улице Свердлова был детский сад, сейчас там многоэтажный дом. На этом месте во время строительства нашли горшок со старинными монетами. В газетах писали, что они оказались золотыми. А когда на нашей улице прорвало теплотрассу, ремонтники наткнулись на череп древнего животного — тоже репортажи телевизионщики снимали. Так что неизвестно, что под нами в земле находится. И вполне возможно, что цилиндрические хранилища — только часть старинных построек, ведь дальше никто не копал.

Пока в барачных дворах спорят, что это — кельи для затворников или камеры пересыльной тюрьмы, бульдозеры прут напролом, решительно сметая уникальные факты прошлого.
КОММЕНТАРИЙ

Павел Егоров,
старший научный сотрудник научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия, историк:
— Думаю, что эти колодцы относятся к XIX веку. На карте Уфы 1897 и 1911 годов здесь обозначен военный лазарет. Может быть, это подземные камеры, но скорее всего ледники, которые были предназначены для хранения продуктов. Ясно, что они очень давно не использовались по назначению, поскольку никаких предметов обнаружено не было. Хотя что-то вполне могло быть порушено экскаваторами. К сожалению, археологов на стройке не было. Никто никакими исследованиями не занимался и уже не займется.

Эту территорию в народе называют Конвойкой, она совпадает со старым лазаретом лишь отчасти. В прежние годы северную часть «откусили» и отдали под жилье, в том числе и барачное. А само место нахождения сдвоенной подземной камеры — северо-западный угол лазарета.
Читайте нас: