Все новости
Cоциум
8 Февраля 2013, 15:56

Место под ОМСом

От перемены источника финансирования доступность скорой помощи не изменилась

Фельдшер Глеб Гулин (на фото — крайний справа): «Никто полис с порога не требует. Сперва мы оказываем помощь, только потом просим показать документы. Есть полис — хорошо, нет — отмечаем это в карте вызова».
Фельдшер Глеб Гулин (на фото — крайний справа): «Никто полис с порога не требует. Сперва мы оказываем помощь, только потом просим показать документы. Есть полис — хорошо, нет — отмечаем это в карте вызова».
Переход скорой помощи на финансирование из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) с 1 января этого года не на шутку взволновал народ. Большинство пришло к выводу, что без полиса в «03» можно даже не звонить, а врачу, спасающему человека без документов, за его работу никто не заплатит. К чему на деле привели нововведения, «РБ» выясняла, отправившись на центральную подстанцию уфимской «скорой».
Вызов примут и без полиса

В оперативный отдел, или колл-центр подстанции, звонки поступают со всего города. Телефоны у восьми операторов в этот обычный будний день не смолкают ни на минуту.
— Много вызовов сегодня. Погода сказывается — потеплело, снег идет второй день подряд. У пожилых давление шалит, аварийность на дорогах возросла, хватает и поскользнувшихся и неудачно упавших, — сообщает старший врач смены Наталья Сулейманова.

Вместе с Русланом Бикметовым (в смену в оперативном отделе работают два старших врача) она ловко управляется с двумя-тремя телефонными трубками, не отрываясь при этом от компьютера. Именно старшие смены распределяют вызовы по подстанциям, назначают спецбригаду, если того требует случай. Здесь же определяется категория срочности вызова.

Улучив момент, когда одна из девушек-операторов, сообщив: «Вызов принят. Ожидайте», кладет трубку, задаем главный вопрос: что поменялось с начала года?

— Для тех, кто звонит в «скорую», ничего не изменилось, — поясняет Гульшат Абдуллина. — А вот у нас алгоритм приема вызовов поменялся — теперь мы обязательно выясняем фамилию, имя, отчество, дату рождения того, кто нуждается в помощи, вносим данные в программу и запускаем проверку по единой базе системы ОМС. Пока уточняем жалобы, адрес, ориентиры, высвечивается результат: номер страхового свидетельства и компания, выдавшая полис. В противном случае человек попадает в категорию неидентифицированных. Данные автоматически вносятся в карту. У человека, вызывающего «скорую», мы о наличии полиса не спрашиваем, просим только подготовить документы к приезду медиков.

Не сослужит ли дурную службу отсутствие идентификации? Если известно, что полиса у человека нет, может ли «скорая» отказаться ехать на вызов?

— Конечно, нет. Бригада скорой помощи выезжает на вызов независимо от того, есть у человека полис или нет. Экстренная помощь оказывается всем без исключения и так же бесплатно, — уточняет Гульшат. — Отказ можно получить только в том случае, если жизни человека ничего не угрожает.

— Такие обращения мы передаем «неотложке». Ночью, если состояние тяжелое, направляем бригаду скорой помощи, — добавляет Наталья Сулейманова. — Категорию срочности вызова нужно определить в считаные мгновения, потому работу каждой смены диспетчеров координируют не только два старших врача, но и врачи-консультанты.

По объёму и зарплата. Будет

После регистрации вызова информация от операторов поступает диспетчерам подстанций. Заметим, что все подстанции Уфы, а также звенья внутри каждой из них связывает между собой единая компьютерная система. Потому обмен информацией происходит мгновенно, в режиме реального времени.

Диспетчер центральной подстанции Виль Шарафутдинов в службе экстренной помощи работает почти 40 лет и еще помнит те времена, когда не было ни компьютеров, ни системы ГЛОНАСС, а карточки заполняли вручную.

— Насколько кардинально изменят работу «скорой» последние нововведения, в частности переход на одноканальное финансирование, пока говорить рано, — считает Виль Шарафутдинов. — Надеемся, что это поможет более точно определять объемы нашей работы и, соответственно, ее оплаты.

— Зимой, во время вспышек заболеваний, нагрузка на скорую помощь существенно увеличивается, — подключается к беседе заведующая подстанцией Флюра Булатова. — Прежняя система финансирования объем работы не учитывала, и зарплата врача или фельдшера не зависела от количества вызовов. Этой зимой вызовов почти в два раза больше, чем прошлой. Видимо, сказывается нестабильная погода — то мороз под 30 градусов, то оттепель. Сейчас много обращений по осложнениям после ОРВИ. Чуть раньше был всплеск переохлаждений, обморожений.

На мониторе у Виля Шарафутдинова то и дело сменяются таблицы, графики, меняют цвет некоторые графы. Разобраться во всем этом сразу обывателю не под силу. Не смолкает рация. На связи — выехавшие на вызовы бригады. Их передвижение, время прибытия к месту вызова и оказания помощи также отражаются на мониторе компьютера.

Одна из бригад двадцать минут назад помчалась к универмагу «Уфа». 40-летней женщине внезапно стало плохо, прохожие вызвали «скорую». Данные по базе ОМС установить не удалось, в карточку вызова внесли соответствующую запись. Осмотрев пациентку, фельдшеры диагностировали осложнение после ОРВИ. От госпитализации женщина отказалась. После оказания помощи и уточнения паспортных и страховых данных медики возвращаются на базу и сдают карту диспетчеру.

Другая бригада почти тут же отправляется к аграрному университету. Медиков вызвали студенты, обнаружившие у входа в один из корпусов мужчину без сознания. И на этот раз «скорая» выехала, не имея данных о полисе пострадавшего. Оценив состояние мужчины, бригада доставляет его в больницу.

Следующий вызов поступает из школы. Десятилетний мальчик, предположительно перелом ноги. Едем вместе с бригадой, чтобы увидеть работу экстренной службы и «в полевых условиях», а заодно узнать у фельдшеров, ощутили ли они изменения после перехода на новую систему финансирования.

Заполнить карту — дело трёх минут

Старший фельдшер бригады Глеб Гулин и фельдшер Рустам Хидиятов всю дорогу сосредоточенно молчат. Через считаные минуты подъезжаем к школе. До спортзала на третьем этаже нас провожают дежурные. Как выяснилось, во время урока физкультуры, играя в мяч, мальчик неудачно упал.

Флюра БУЛАТОВА

Зимой, во время вспышек заболеваний, нагрузка на скорую помощь существенно увеличивается. Прежняя система финансирования объем работы не учитывала, и зарплата врача или фельдшера не зависела от количества вызовов. Этой зимой вызовов почти в два раза больше, чем прошлой. Видимо, сказывается нестабильная погода — то мороз под 30 градусов, то оттепель. Сейчас много обращений по осложнениям после ОРВИ. Чуть раньше был всплеск переохлаждений, обморожений.
Ребенок явно в шоке, с ним учительница физкультуры и старшая сестра, прибежавшая сразу, как только ей позвонили из школы. С собой она прихватила свидетельство о рождении брата и полис. Старший фельдшер осматривает ногу и делает обезболивающий укол, его напарник подбирает шину необходимого размера — у мальчика закрытый перелом. Пока не подействовало обезболивающее, медик заполняет карту, сверяет документы и данные в карте вызова. На это уходит около двух минут. По словам Глеба Гулина, в новых картах от руки писать приходится меньше, чем прежде.

— Как видите, никто из врачей и фельдшеров страховой полис с порога не требует, — говорит он. — Сперва мы оказываем помощь, а уже потом просим показать документы. Есть полис — хорошо, нет — так и отмечаем в карте.

Наложив шину, пострадавшего ребенка на носилках несут к машине, чтобы доставить в больницу.

— Какие бы реформы ни проводили в области медицины и, в частности, в службе скорой помощи, главное должно остаться неизменным — внимательное отношение к пациентам, — подводит итог нашему разговору Глеб Гулин. — А как новый принцип финансирования повлияет на зарплату, мы еще не знаем. Пока она остается прежней.

Весна план покажет

Как сегодня работает «скорая», мы увидели своими глазами. А вот ответы получили не на все вопросы. В частности, как все-таки оплачиваются вызовы к пациентам, у которых нет полиса? Кто будет платить за выезды на пожары и другие происшествия, дежурство «скорой» на мероприятиях?

— Могу всех заверить: даже при отсутствии полиса никому в помощи не откажут, — пояснила заместитель главного врача станции скорой медицинской помощи Уфы Римма Зареева. — «Скорая» как обслуживала, так и дальше будет обслуживать иностранцев, лиц без определенного места жительства и прочих граждан без полиса. Оплачиваться работа медиков в данном случае будет из резервного фонда. Особо отмечу, что все изменения структуры скорой помощи касаются только ее сотрудников, для населения же практически ничего не меняется. Разве что нужно предъявить полис, после того как работники «скорой» окажут помощь.

Что касается «неэффективных» выездов на пожары и происшествия, когда бригаде, а то и нескольким, приходится оставаться на месте несколько часов подряд, а впоследствии оказывается, что пострадавших нет, в этом случае затраты будут возмещаться из резервного фонда, сообщила заместитель главврача. Нет повода также полагать, что «скорая» откажется дежурить на массовых мероприятиях, но в таких случаях работу обязаны оплатить их организаторы.

Интернет-ресурсы и форумы пестрят утверждениями, что «медики будут вдвое дольше возиться с бумажками, а кто-то в это время будет томиться в ожидании помощи».

— Проверка данных по базе фонда ОМС происходит еще на этапе поступления вызова. После оказания помощи остается лишь сверить их, — отметила Римма Зареева. — Конечно, бывают случаи, когда, растерявшись, звонящий называет свои данные вместо данных человека, которому нужна помощь. Тогда бригада уточняет информацию на месте и вносит исправления в карту. Переписать номер полиса и название компании — дело минутное. К тому же, с лета прошлого года у нас введены карты нового образца, где от руки пишется только диагноз и заполняется пара граф, в остальных — галочки и подчеркивания.

Новая схема финансирования ставит размер зарплаты врачей и фельдшеров в прямую зависимость от объема работы. Когда же они почувствуют это?

— Любые нововведения требуют времени на отладку механизма, — пояснила заместитель главврача. — Официально мы работаем по-новому с 1 января, но до марта — в тестовом режиме. Так что пока финансирование осуществляется по прежней схеме , поэтому и зарплату наши специалисты получают как раньше. По итогам января мы сформировали списки тех, кому была оказана помощь, и направили в фонд страхования, однако говорить о каких-либо результатах пока преждевременно.
Читайте нас: