Все новости
Cоциум
5 Февраля 2013, 15:51

На задворках Кремля

Новый жилой комплекс наступает на ветхие дома, однако расселять жильцов никто не торопится

Татьяна Попкова боится, что жильцы ветхих домов не дождутся расселения.
Татьяна Попкова боится, что жильцы ветхих домов не дождутся расселения.
Многоэтажки жилого комплекса под громким названием «Уфимский Кремль» растут ввысь в самом центре Уфы — между улицами Коммунистической и Октябрьской революции, по соседству с улицей Цюрупы. С точки зрения застройки место не особо удачное — овраг. Однако квартирки в строящихся высотках уже сегодня продаются по 65 тысяч рублей за квадратный метр. А это значит, что особенности рельефа желающих обзавестись жильем в этих домах не останавливают.
Враг — овраг

В отличие от них, для жителей нескольких домов по улице Октябрьской революции, стоящих аккурат на краю оврага, последний все больше превращается во врага. Почва ползла и раньше, и к этому здесь давно привыкли, однако в связи с развернувшимся строительством процесс, похоже, усилился.

Симпатичный деревянный домик с эркерами под номером 17/2 фактически переломился пополам. Часть, что ближе к дороге, держится из последних сил. Другая, отделенная огромной трещиной, накренилась и готова сползти в овраг. Дом, правда, в связи с аварийным положением выселен. Однако соседние строения, выглядящие не намного лучше, продолжают жить своей неповторимой жизнью.

— Наш дом построен в 1879 году, — рассказывает жительница двухэтажки под номером 23 Евгения Кузнецова. — Мало того что ему чуть не полторы сотни лет, так и капитального ремонта он не видел годков шестьдесят.

Старинный дом сложен из кирпича и с улицы смотрится еще ничего. Однако стоит зайти во двор, и картина открывается совсем другая. За долгие годы кирпичный остов оброс разного калибра деревянными пристройками, верандами, лестницами, балкончиками, напоминающими хаотично прилепленные ласточкины гнезда. Хуже всего, что от времени всю эту «красоту» перекосило. Поэтому за живущих здесь людей становится по-настоящему страшно. Все перекрытия в доме деревянные, и об их состоянии можно только догадываться. Отапливается строение газовыми печками, и возле входящей в здание желтой трубы красуется замечательная трещина. Трещинами пошли и стены дома.

Коммуналки позапрошлого века

Условия, в которых по сей день живут люди, — это даже не прошлый, а позапрошлый век. В том же доме № 23 из удобств только холодная вода — один кран на всю коммуналку из нескольких комнат. Его приходится все время держать открытым, поясняет Евгения Кузнецова, иначе труба замерзнет. Ну и платить, соответственно, за все, что вылилось. Туалет «типа сортир» находится во дворе, на морозе. Дверь из почерневших досок не закрывается, да и зайти туда рискнет не каждый — такие там сталагмиты из нечистот.

— Пойдемте, я вам свою комнату покажу, — предлагает жительница дома № 19 Татьяна Попкова.

На второй этаж приходится подниматься по крутой выщербленной лестнице с трещинами повсюду. Мало того, она заваливается в сторону выхода, и удержать равновесие можно только наклонившись вперед. На лестнице ледяной холод, сквозь дырявый потолок виднеется крыша.

Наконец добираемся доверху и попадаем в узкий, два человека с трудом разойдутся, коридор. В нем четыре двери — по числу комнат. Здесь же, у ржавой трубы, один-единственный кран с холодной водой и надписью «только для разбора». У каждой двери свой рукомойник, куда и заливают воду из крана. Зато в 19-м доме — о, чудо! — есть туалет. Правда, к городской канализации дом не подключен, и нечистоты сливаются в тот самый овраг, где идет строительство. Такая ситуация здесь с середины прошлого века.

Все восемь горелок двух газовых плит на тесной кухне включены на полную мощность. «И так круглосуточно, а иначе замерзнем», — поясняет Татьяна. В комнате, где она живет, тоже не жарко, хотя газовая печь топится по четыре часа в день. «Натопишь — тут же выстывает», — говорит женщина. Полы и стены ледяные, потому она еще снимает одну из соседних комнат, где теплее. «Дочь болеет туберкулезом, как и многие здесь. Ей в холоде быть нельзя», — обыденно продолжает Татьяна.
Между тем

«Селена», куда мы обратились по телефону, указанному на рекламном щите в качестве координат заказчика-застройщика «Уфимского Кремля», затруднилось уточнить сроки сноса и прокомментировать ситуацию. Как пояснила секретарь, те, кто находится в данное время в офисе, точных сроков не знают. В курсе дела инженеры, но до них «вы вряд ли дозвонитесь», добавила она.
Нестабильные грунты

Строительство «Кремля» идет ударными темпами, с утра до вечера. Застройщик — ООО «Селена» — намерен возвести здесь девять домов. Для начала, устраивая фундамент, в землю вбивали сваи. Жители испуганно вздрагивали, как и их халупы. Но местные власти успокаивали. В апреле 2012 года администрация Кировского района сообщала в письме: «По информации ООО «Селена», в связи с нестабильным состоянием грунтов в данном квартале, а также с большим количеством жилья, расположенного рядом, проектом предусмотрено устройство фундаментов методом сваевдавливания, что исключает воздействие вибрации на близлежащие дома».

Летом грунты все же не выдержали, и во дворах случился оползень. Вдоль домов, ближе к Кремлю, образовались большие трещины. Сейчас они заметены снегом, однако факту есть документальное подтверждение. «В результате визуального осмотра 30 июля на территории дома № 21 и соседних участках наблюдается оползень, о котором свидетельствуют трещины. Частично раскрыта траншея с газовой трубой, — говорится в письме министерства культуры и национальной политики, направленном руководству «Селены». — Наличие оползня может привести к разрушению целого ряда зданий-памятников и к человеческим жертвам».

Тут следует сделать небольшое отступление: в опасности, действительно, не только люди, но и памятники архитектуры и деревянного зодчества. По большому счету, охранная зона на улице Октябрьской революции установлена еще в 1991 году, а в 2006-м дома были включены в единый госреестр объектов культурного наследия. Годом раньше застройщик прислал уведомления, что жилье в связи с застройкой квартала подлежит сносу и нужно прибыть в офис с документами на квартиры. В 2006 году содержание писем изменилось на прямо противоположное: памятники архитектуры сносу не подлежат. Про расселение же словно забыли.

Должны, но не обязаны?

От отчаяния жители обратились к уполномоченному по правам человека, и тот подключил к делу Госстройнадзор. Ведомство подтвердило справедливость притязаний жильцов:

«На застройщика была наложена обязанность произвести за счет собственных средств расселение граждан и снос жилых домов, однако до настоящего времени данная обязанность полностью не выполнена, — сообщает Госстройнадзор в письме, датированном ноябрем 2012 года. — Ряд жилых домов относится к объектам культурного наследия, снос их не предусмотрен, запланирована последующая реконструкция, на что требуется разработка отдельных проектов. Когда будет производиться реконструкция, ни в одном документе не установлено.

Застройщик должен был расселить жилые дома, попадающие в границы территории, выделенной администрацией Уфы для строительства, в противном случае договоры аренды на земельные участки заключены с нарушением. Сроки аренды ООО «Селена» земельных участков в 2010 году были продлены до 2019 года. По мнению Госстройнадзора, администрации необходимо было предварительно выяснить, выполнил ли застройщик свои обязательства или нет».

Из всего сказанного можно сделать вывод: то, что дома являются памятниками архитектуры, вовсе не предполагает сохранения их вместе с жильцами. Людей в любом случае должны расселить.

Дождаться расселения

А что же местная власть, каким она видит разрешение этой ситуации? В октябре администрация Кировского района сообщила жильцам, что дома как объекты культурного наследия сносу не подлежат. Месяц спустя она же отвечает, что сроки расселения домов не определены, и «для решения вопроса администрация вышла с предложением о снятии статуса с домов». Более-менее что-то проясняется в январе 2013 года: «В настоящее время изучается возможность расселения жилых домов силами застройщика. По информации «Селены», планируемые сроки расселения — 2014 — 2015 годы».

Доживут ли дома до этого срока? Все, кроме жильцов, надеются, что да: специализированная организация «БашНИИстрой» провела техническое обследование домов и ведет наблюдение за ними. Помимо этого, по информации «Селены», «в качестве экстренных мер между домом № 21 и строящимся домом выполнена шпунтовая стена», «подпорной стенкой служат стены подземных паркингов».

Но жителей ветхих домов, то бишь памятников архитектуры, эти технические формулировки не слишком успокаивают. Они по-прежнему боятся, что в один прекрасный день земля уйдет из-под ног и не дождутся они счастливой поры под названием «расселение». «Всем на нас наплевать» — это лейтмотив всех их разговоров. И дело не только в стройке, но и в кучах мусора вокруг «ценных памятников», встречающихся тут и там экскрементах и даже вытянувшейся на снегу дохлой кошке, которую некому похоронить.
Кстати

Все названные дома по улице Октябрьской революции построены в конце ХIХ — начале ХХ века. Они признаны памятниками архитектуры и деревянного зодчества и внесены в госреестр объектов культурного наследия.

№ 17/2 — главный дом усадьбы Чижевой И. А.

№ 19 — дом Чижевой (восточный)

№ 21 и № 21/1 — дома Чувильдина и Ольшевской

№ 23 — усадьба Лапиной Ю. В. (западный дом)
Читайте нас: