Все новости
Cоциум
15 Января 2013, 17:07

Новый поворот

Задействовать транспортный коридор с автотоннелем в Уфе можно намного быстрее

Серьезные транспортные проблемы столицы республики нарастают значительно быстрее, чем реализация мер по их преодолению. Решение их упирается в отсутствие своевременно и профессионально проработанной генеральной транспортной схемы с учетом динамики развития всего городского комплекса, а также в ресурсный и временной дефицит.
В такой ситуации, как подсказывает опыт, без активного творческого поиска более эффективных подходов к осуществлению уже принятых проектов и решений не обойтись.

Сказанное имеет прямое отношение к уже изрядно нашумевшей и давно назревшей проблеме строительства в южной части города поперечной автомагистрали. В ее состав входит сооружение трех дорогостоящих и сложных объектов: путепроводной развязки на перекрестке проспекта Октября и улицы Округа Галле, автомобильного тоннеля и мостового перехода через реку Уфу в районе деревни Дудкино. Кроме этого, предстоит построить в пойме реки Уфы девятикилометровый подход к дороге М-5 Москва — Челябинск.

Ввод этих объектов решил бы важную задачу транспортной связи между магистралями М-5 и М-7. В итоге открылся бы доступ к застройке больших земельных площадей в районах Зауфимья и Забелья.

По предварительным оценочным расчетам западноевропейских фирм, цена проекта — 34 млрд руб. Если эта оценка в зоне реальности, в чем есть сомнения, то на сооружение магистрали уйдет (в лучшем случае) не менее 10 — 12 лет. Если, для ясности, забыть о финансовых и других проблемах, а взять только один параметр объекта — срок строительства, то уже только это делает его неприемлемым. Тут не только «пробки», но и «бутылка» не выдержит! Но выход должен быть, миллионный мегаполис должен жить и развиваться.

Есть альтернативный вариант. Давайте взглянем на прилагаемую схему. Это упрощенный ситуационный план части города, примыкающий к магистрали. В пяти километрах от запроектированного выхода из тоннеля находится недавно построенный мост через реку Уфу и автодорога, примыкающая к М-5.

Возникает идея: отодвинуть на пять лет сроки строительства моста через Уфу и дороги до примыкания к М-5 общей стоимостью (оценочно) около 12 млрд руб. и направить высвобождаемые средства на завершение строительства тоннеля и строительство пятикилометровой дороги по левобережному склону реки Уфы до вышеупомянутого моста. Трасса дороги по нижней части речного склона, выстланная известняками, потребует минимального объема земляных работ и не вызовет излишних затрат. Оценочно ее строительство уложится примерно в 2 млрд руб. Более сложным будет строительство двухуровневой развязки на пересечении с проспектом Октября. В зависимости от проектного решения развязка потребует около 3 млрд руб.

Не располагая более полной и достоверной информацией, подведем итог.

На достройку тоннеля потребуется около 7 млрд руб. Путепроводная развязка через проспект Салавата Юлаева уже построена. Строительство автодороги (две полосы движения) потребует 2 млрд руб. Еще 3 млрд руб. капиталовложений «потянет» путепровод через проспект Октября с необходимыми съездами. Таким образом, суммарные капиталовложения для осуществления альтернативного варианта автодорожного коридора, связывающего магистрали М-5 и М-7, составят около 12 млрд руб. Реальный срок строительства не превысит четырех лет, что в три раза меньше срока, вытекающего из предложения иностранных инвесторов. Таким образом, доступ к Зауфимской территории осуществляется по новой правобережной автодороге и существующему мосту у Каменной переправы, а также действующей автодороги до магистрали М-5.

Далее, с использованием сети местных дорог появляется реальная возможность развернуть строительные работы на площадях, тяготеющих к поселкам Жилино, Зинино, Федоровка, Русский Юрмаш, Карпово, Еликбаево, Базилеевка. Здесь, по оценкам аналитического управления столицы, можно расселить около 100 тыс. человек. Это, практически, город средней величины, где можно, кроме жилья, разместить несколько средних предприятий, а также полный комплекс объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Фактически это будет автономный район Уфы с минимальным уровнем транспортных и других связей с основной частью города, что позволит снизить загрузку столичных дорог.

Примерно такие же перспективы открываются с вводом ТЭЦ-5 и примыканием автотоннельной дороги к магистрали М-7 в Забельской агломерации. Освоение земельных массивов в районе Затон-восточный, 8-е Марта, Миловка, Дмитриевка, Мармылево, Ветошниково по самой осторожной оценке позволит расселить 200 тыс. человек.

Во избежание недоумений у читателя, откровенно скажем, что материализация всего этого потенциала не сводится только к строительству автотоннельного коридора. Это задел на более отдаленную перспективу. Но объективно верно то, что сооружение магистрали расширяет возможности для разгрузки улиц в южной части столицы. С другой стороны, это дает мощные импульсы для поиска решений сложных градостроительных задач.
Схему нарисовал автор статьи Иван Мироненко.
Читайте нас: